Православные храмы

Храм новомучеников и исповедников Русских (на Лукьяновском кладбище)

С XIX в. на Лукьяновском кладбище был деревянный храм вмц. Екатерины.…

Храм иконы Божией Матери «В родах Помощница» (в 1‑м роддоме, на Печерске)

Храм был открыт 8/21 декабря 2000 г., первый молебен отслужен 9/22…

Храм святителя Спиридона Тримифунтского

Идея строительства храма в честь святителя Спиридона Тримифунтского…
Публикации

Православная Церковь в условиях глобализации

4 апреля 2006 года в самом большом негосударственном высшем учебном заведении…

Преступление и покаяние. Заметки о тюремном служении

Символично, что подготовка этого материала о миссии Украинской Православной…

Свт. Димитрий Ростовский: Плач на погребение Христово

Куда грядешь, несомый, сладчайший Иисусе! Куда грядешь от нас, надежда и…

Алексей Хомяков. 200-летие со дня рождения выдающегося русского писателя, философа и общественного деятеля

Алексей Степанович Хомяков относился к тому очень редкому типу людей, которые на протяжении всей своей жизни не переживают кризиса мировоззрения. Для него истины Православия и особое место славянства в мировой истории всегда оставались вне всякого сомнения.

Алексей Хомяков (1804—1860) происходил из старинного дворянского рода, получил прекрасное образование (окончил Московский университет с ученой степенью кандидата математических наук). В юные годы жаждал стяжать военную славу. Когда в 1821 г. в Греции началась война за независимость, 17-летний Хомяков бежал из дома, чтобы принять участие в военных действиях, однако его вернули домой. Свое стремление проявить себя на поле боя молодой человек реализовал во время русско-турецкой войны 1828–29-х гг., куда ушел добровольцем: он участвовал в нескольких сражениях и за проявленную храбрость был удостоен ордена св. Анны. Вся жизнь этого человека отвечала его убеждениям.

 

Вместо стилета  — стилос

На 30-е гг. ХІХ в. пришлось формирование в России теории славянофильства. Славянофилы твердо объявили об особом пути развития славянства и с полной определенностью поставили во-прос об использовании национальных особенностей народа, выражаемых в традициях, обычаях и идеалах, как обязательном условии успешного культурного и социально-экономического развития страны. При этом Православие, облекающее в самобытные формы общественное развитие славянских народов, было признано основой существования самого русского народа. Важнейшая роль в разработке теории славянофильства принадлежала Алексею Хомякову.

Обладая огромной эрудицией, особенно в области церковной истории и богословия, а также выдающимися диалектическими способностями, А. Хомяков стал ядром славянофильства, вокруг которого группировались остальные его приверженцы. Это был серьезный противник так называемых западников, отстаивавших западный путь развития России и игнорировавших ее самобытность. Один из них, А. Герцен, так охарактеризовал Хомякова: “Ум сильный, подвижный, богатый средствами, памятью и быстрым соображением… Во всякое время дня и ночи он был готов на запутаннейший спор и употреблял для торжества своего славянского воззрения все на свете… Возражения его… всегда ослепляли и сбивали с толку”.

Мощное общественное и интеллектуальное движение славянофилов, раскрывая тупиковый бездуховный характер западной цивилизации, сильно пошатнуло низкопоклонство перед Западом, идущее из эпохи Петра І. Выдающийся общественный деятель-славянофил И. Киреевский — ярый западник, переменивший свои убеждения под влиянием Хомякова, писал:

“Все, что препятствует правильному и полноценному развитию Православия, — все то препятствует развитию и благоденствию народа русского; все, что дает ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, все то искажает душу России и убивает ее здоровье нравственное, гражданское и политическое… Благоустройство правительст-венное возможно только в духе народных убеждений”.

К середине ХІХ в. славянофильство собрало вокруг себя мощные национальные силы: выдающихся литераторов и ученых. Призывая обратиться к истокам, славянофилы способствовали пробуждению национального самосознания. Они много сделали для сохранения памятников отечественной культуры и языка. Ярчайшим результатом деятельности славянофилов является “Словарь живого великорусского языка” В. Даля. Наиболее известными выразителями идей славянофильства являлись С. Аксаков, А. Григорьев, А. Островский, Ф. Тютчев.

 

Богословское наследие

Объединяющими началами в славянофильстве являлись богословие и своеобразная философия. Алексей Хомяков был для славянофилов непререкаемым авторитетом в вероучительных вопросах и, по сути, единственным представителем этого движения в богословской сфере. Особенно Хомякова интересовали отношение веры к знанию и место Православия среди других вероисповеданий. Центральным пунктом его религиозной философии является выяснение самой идеи Церкви. Хомяков рассматривал ее как живой организм, питаемый любовью и истиной. Членам Церкви предоставлена полнейшая свобода в исследовании, и только деятельная любовь обеспечивает ее единство. Все члены Церкви пребывают в живом взаимодействии. Алексей Хомяков писал: “Церковь не в более или менее значительном числе верующих, даже не в видимом собрании верующих, но в духовной связи, их объединяющей”.

По Хомякову, лишь православие осталось верным духу христианства, являя собой гармоничное сочетание единства и свободы, основанное на принципе христианской любви. Католичество, в силу специфики своего развития, пропиталось духом сухого рационализма, отвергнув соборное начало. Протестантство Хомяков рассматривал как дальнейшее развитие католического рационализма, в конечном итоге ведущее от единства к неограниченной свободе.

Богословские труды А. Хомякова оцениваются неоднозначно. Представители официальной богословской науки, признавая значение наследие Хомякова, диаметрально расходятся во мнениях: одни усматривают в нем свободные религиозно-философские инсталляции, другие, наоборот, считают, что немногие профессиональные богословы так хорошо поняли дух православия, как Хомяков и что он от-крыл новый метод в науке.

Все богословские труды А. Хомякова вышли после смерти писателя в 1879 г. (“Сочинения”, т. II). Ввиду их неоднозначности (хотя Хомяков и не обвинялся в еретических взглядах) издателям было предписано указать на первых страницах, что автор не получил специального богословского образования.

 

Философ и экономист

Свои философские воззрения Алексей Хомяков не выразил столь полно, как богословские. Объявив рационализм недостаточным для познания инструментом, мыслитель считал его гносеологической ошибкой утверждение источником познания исключительно рассудочную деятельность, а не всей полноты сил духа, игнорирование значения воли. Ведь рассудок постигает только законы познаваемого, тогда как живая действительность воспринимается всей полнотой духовных сил.

Будучи крупным землевладельцем, А. Хомяков большое внимание уделял крестьянскому вопросу. В крестьянской общине Хомяков видел единственно уцелевшее гражданское учреждение всей русской истории, считал ее источником возрождения народной жизни — как экономической, так и нравственной — и выступал за полную отмену крепостного права.

***

Внеся огромный вклад в развитие самосознания русского народа, славянофилы так и не смогли выработать целостного мировоззрения. И со смертью основоположников движения, в частности А. Хомякова, его приверженцы окончательно утратили единство взглядов. Не в последнюю (если не в первую) очередь это объясняется характером среды, из которой вышли славянофилы. Если у А. Хомякова, в силу его религиозного воспитания и живой Православной веры, никогда не было сомнений в правильности выбранного пути, то многие из его соратников не смогли прийти к истокам народной жизни, к основам бытия святой Руси: воспитание неумолимо толкало их в сторону либерального западного обще-ства.

Александр КУКУИШКО

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu