Православные храмы

Храм преподобного Сергия Радонежского (на Соломенке)

Строительство Храмового комплекса в честь Преподобного Сергия…

Храм в честь пророка и крестителя Господня Иоанна Предтечи

Однопрестольный деревяный храм. 6 февраля 2014 года в Соломенском…

Церковь великомученика Георгия Победоносца (у южного вокзала)

Молебен и закладка первого камня в основание стройки состоялись 4/17…

Публикации

Думи мої, думи... До 190-річчя з дня народження Тараса Шевченка

“Він був сином мужика — і став володарем в царстві духа. Він був кріпаком і —…

God have mercy!

Назвать Америку, а тем более, Нью-Йорк вавилоном — значило бы слишком…

Сергей Чапнин: Церковные СМИ должны побуждать человека прийти в Церковь

С 24 по 27 ноября в Москве пройдет III Международный православный фестиваль…

Свт. Кирилл, епископ Александрийский, отец Церкви (V в. от Р. Х.). Фактический правитель тогдашней Александрии. Авторитетный христолог, блестящий полемист. Боролся с учением Юлиана Эклакского о природной доброте человека, отрицающим преемственность первородного греха, а также учением Нестория, епископа Александрийского “Христородице”.

При разлучении души с телом предстанут перед нами, с одной стороны, Воинства и Силы Небесные, с другой — власти тьмы, злые миродержатели, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел и с ними — человекоубийца диавол, отец зла; этот змий великий, отступник, ад, припоминающий все, нами сделанное от самой юности даже до последнего дня, в который взяты будем от среды живых.

Но и будучи принята святыми Ангелами и под кровом их протекая воздушное пространство и возносясь на высоту, душа встретит различные мытарства (как бы некие за-ставы, или таможни, на которых взыскиваются пошлины), которые будут преграждать ей путь в Цар-ствие. На каждом из этих мытарств востребуются особенные грехи.

 

ХОЖДЕНИЕ ПО МЫТАРСТВАМ

Первое мытарство — грехов, совершаемых посредством уст и языка, каковыми являются ложь, божба, клятвопреступление, празднословие, пустословие и шутки, пресыщение чрева, неумеренное употребление вина, безмерный и непристойный смех, бесстыдные и срамные лобзания, любострастные песни. Но в то же время святые Ангелы, покровительствующие душе, воспомянут все доброе, что мы произнесли устами и языком: молитвы, благодарения, псалмы, песни хвалебные и пения духовные, чтение Священного Писания и прочее добро, устами и языком нашим предпосланное Богу.

Второе мытарство — грехов зрения; сюда относятся всякие неблаго-пристойные взгляды, нескромные и наглые взоры, лукавые мигания.

Третье мытарство — грехов слуха и всего того, что через это чувство от-крывает вход в нас нечистым духам.

Четвертое мытарство — обоняния, благовонных мазей и духов, свойственных театральным и непотребным женщинам, чтобы прельщать и возбуждать в сердцах других сладострастие, гнусную похоть и любовь сатанинскую.

Пятое мытарство — всех без-законий и мерзких дел, учиненных посредством рук.

К дальнейшим мытарствам относятся прочие грехи: злоба, ненависть, зависть, тщеславие и гордость, жестокосердие и гнев, запальчивость и ярость, блуд, прелюбодеяние и любострастие, убийства, отравления ядом и другие богопротивные и гнусные дела. Короче говоря, каждая страсть души, всякий грех подобным образом будут иметь своих мытарей и истязателей.

Суд и приговор

Тогда вместе предстанут и Божественные Силы, и сонм нечистых духов; и как первые будут представлять ее добродетели, так по-следние — обличать ее грехи, учиненные словом или делом, мыслию или намерением. Между тем душа, стоя среди них, будет в страхе и трепете волноваться мыслями, пока наконец по своим поступкам, делам и словам или, в случае осуждения, заключится в оковы, или, в случае оправдания, освободится, — ибо всякий связывается узами соб-ственных грехов; и если за свою благочестивую и богоугодную жизнь она окажется достойною, то ее воспримут Ангелы, и тогда она уже безбоязненно потечет к Царствию, сопровождаемая святыми Силами.

Напротив, если окажется, что она проводила жизнь в нерадении и невоздержании, то услышит этот страшный голос: да низринется во ад нечестивый, да “не будет взирать на величие Господа” (Ис. 26, 10). Тогда оставят ее святые Ангелы Божии и возьмут страшные демоны, которые, муча ее немилосердно, по-влекут на землю.  Земля разверзнется, и душа, связанная неразрешимыми узами, низвергнется в страну тьмы, — как говорит Иов, — в “страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устрой-ства” (Иов. 10, 22), но где вечная болезнь, нескончаемая скорбь, где будут взывать, и не найдется помощника, будут вопить, и не придет избавитель.

 

СВ. ФЕОДОРА О МЫТАРСТВАХ

У Василия Нового (IX–X в.) была послушница Феодора, которая много служила ему. Один из учеников преподобного, Григорий, пожелал узнать, где находится она  по своем преставлении. Не желая огорчить своего духовного сына, старец помолился, чтобы Господь открыл тому участь блж. Феодоры.

И вот Григорий увидел ее во сне — в светлой обители, полной небесной славы и неизреченных благ, которая была уготована Богом прп. Василию и в которой водворена была Феодора по его молитвам. На вопросы Григория Феодора отвечала ему так:

“…Страшное и ужасное пришлось видеть и слышать за мои дела, но при помощи и по молитвам отца нашего преподобного Василия мне все было легко.

…Во время пути… святые Ангелы… говорили: “Поистине великую помощь получает эта душа от угодника Божия Василия: если бы его молитвы не помогали ей, большую нужду пришлось бы ей испытать, проходя воздушные мытарства!”

…Я приведена была к престолу неприступной славы Божией, который был окружен Херувимами, Серафимами и множеством войск небесных, восхвалявших Бога… я упала ниц и поклонилась невидимому и недоступному для ума человеческого Божеству. Тогда Небесные Силы воспели пресладкую песнь, восхвалявшую милосердие Божие, которое не могут истощить грехи людей…”

 

P.S. Учению о мытарствах, о которых так часто и подробно говорят отцы и учители церкви Церкви с IV в., конечно, нельзя приписывать строго догматической важности, какой Церковь положительно никогда ему и не давала. Тем не менее это учение, по общей мысли о частном суде, является библейским и апостольским (см.: Евр. 9, 27). Во всех подробностях 20 мытарств описываются в житии прп. Василия Нового.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me