Православные храмы

Храм преподобного Сергия Радонежского (на «Даче Кулиженко»)

Освящение закладки храма архиерейским чином состоялось 9 / 22 ноября…

Храм преподобного Серафима Саровского (во 2‑й больнице)

Первая служба была совершена в 1996 г. в помещении актового зала ЖЭКа…

Свято-Воскресенский храм Флоровского монастыря

В комплексе сооружений Флоровского монастыря этот храм считался…
Публикации

Троицкая родительская суббота. “...У Него все живы” (Лк. 20:38)

Еще во времена ветхозаветной Церкви молитвенное поминовение усопших считалось…

Ікона говорить з тим, хто на неї дивиться

У Старому Завіті були заборонені ікони або статуї. Однак образи Ангелів Господь…

“Вікна”, у які дивитися небезпечно

Це і парадокс, і сумна закономірність нашого часу, що з’явилися такі…

Свт. Кирилл Александрийский: О посмертном состоянии душ праведников и грешников

Свт. Кирилл, епископ Александрийский, отец Церкви (V в. от Р. Х.). Фактический правитель тогдашней Александрии. Авторитетный христолог, блестящий полемист. Боролся с учением Юлиана Эклакского о природной доброте человека, отрицающим преемственность первородного греха, а также учением Нестория, епископа Александрийского “Христородице”.

При разлучении души с телом предстанут перед нами, с одной стороны, Воинства и Силы Небесные, с другой — власти тьмы, злые миродержатели, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел и с ними — человекоубийца диавол, отец зла; этот змий великий, отступник, ад, припоминающий все, нами сделанное от самой юности даже до последнего дня, в который взяты будем от среды живых.

Но и будучи принята святыми Ангелами и под кровом их протекая воздушное пространство и возносясь на высоту, душа встретит различные мытарства (как бы некие за-ставы, или таможни, на которых взыскиваются пошлины), которые будут преграждать ей путь в Цар-ствие. На каждом из этих мытарств востребуются особенные грехи.

 

ХОЖДЕНИЕ ПО МЫТАРСТВАМ

Первое мытарство — грехов, совершаемых посредством уст и языка, каковыми являются ложь, божба, клятвопреступление, празднословие, пустословие и шутки, пресыщение чрева, неумеренное употребление вина, безмерный и непристойный смех, бесстыдные и срамные лобзания, любострастные песни. Но в то же время святые Ангелы, покровительствующие душе, воспомянут все доброе, что мы произнесли устами и языком: молитвы, благодарения, псалмы, песни хвалебные и пения духовные, чтение Священного Писания и прочее добро, устами и языком нашим предпосланное Богу.

Второе мытарство — грехов зрения; сюда относятся всякие неблаго-пристойные взгляды, нескромные и наглые взоры, лукавые мигания.

Третье мытарство — грехов слуха и всего того, что через это чувство от-крывает вход в нас нечистым духам.

Четвертое мытарство — обоняния, благовонных мазей и духов, свойственных театральным и непотребным женщинам, чтобы прельщать и возбуждать в сердцах других сладострастие, гнусную похоть и любовь сатанинскую.

Пятое мытарство — всех без-законий и мерзких дел, учиненных посредством рук.

К дальнейшим мытарствам относятся прочие грехи: злоба, ненависть, зависть, тщеславие и гордость, жестокосердие и гнев, запальчивость и ярость, блуд, прелюбодеяние и любострастие, убийства, отравления ядом и другие богопротивные и гнусные дела. Короче говоря, каждая страсть души, всякий грех подобным образом будут иметь своих мытарей и истязателей.

Суд и приговор

Тогда вместе предстанут и Божественные Силы, и сонм нечистых духов; и как первые будут представлять ее добродетели, так по-следние — обличать ее грехи, учиненные словом или делом, мыслию или намерением. Между тем душа, стоя среди них, будет в страхе и трепете волноваться мыслями, пока наконец по своим поступкам, делам и словам или, в случае осуждения, заключится в оковы, или, в случае оправдания, освободится, — ибо всякий связывается узами соб-ственных грехов; и если за свою благочестивую и богоугодную жизнь она окажется достойною, то ее воспримут Ангелы, и тогда она уже безбоязненно потечет к Царствию, сопровождаемая святыми Силами.

Напротив, если окажется, что она проводила жизнь в нерадении и невоздержании, то услышит этот страшный голос: да низринется во ад нечестивый, да “не будет взирать на величие Господа” (Ис. 26, 10). Тогда оставят ее святые Ангелы Божии и возьмут страшные демоны, которые, муча ее немилосердно, по-влекут на землю.  Земля разверзнется, и душа, связанная неразрешимыми узами, низвергнется в страну тьмы, — как говорит Иов, — в “страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устрой-ства” (Иов. 10, 22), но где вечная болезнь, нескончаемая скорбь, где будут взывать, и не найдется помощника, будут вопить, и не придет избавитель.

 

СВ. ФЕОДОРА О МЫТАРСТВАХ

У Василия Нового (IX–X в.) была послушница Феодора, которая много служила ему. Один из учеников преподобного, Григорий, пожелал узнать, где находится она  по своем преставлении. Не желая огорчить своего духовного сына, старец помолился, чтобы Господь открыл тому участь блж. Феодоры.

И вот Григорий увидел ее во сне — в светлой обители, полной небесной славы и неизреченных благ, которая была уготована Богом прп. Василию и в которой водворена была Феодора по его молитвам. На вопросы Григория Феодора отвечала ему так:

“…Страшное и ужасное пришлось видеть и слышать за мои дела, но при помощи и по молитвам отца нашего преподобного Василия мне все было легко.

…Во время пути… святые Ангелы… говорили: “Поистине великую помощь получает эта душа от угодника Божия Василия: если бы его молитвы не помогали ей, большую нужду пришлось бы ей испытать, проходя воздушные мытарства!”

…Я приведена была к престолу неприступной славы Божией, который был окружен Херувимами, Серафимами и множеством войск небесных, восхвалявших Бога… я упала ниц и поклонилась невидимому и недоступному для ума человеческого Божеству. Тогда Небесные Силы воспели пресладкую песнь, восхвалявшую милосердие Божие, которое не могут истощить грехи людей…”

 

P.S. Учению о мытарствах, о которых так часто и подробно говорят отцы и учители церкви Церкви с IV в., конечно, нельзя приписывать строго догматической важности, какой Церковь положительно никогда ему и не давала. Тем не менее это учение, по общей мысли о частном суде, является библейским и апостольским (см.: Евр. 9, 27). Во всех подробностях 20 мытарств описываются в житии прп. Василия Нового.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu