Православные храмы

Храм святителя Димитрия Ростовского и равноапостольных Константина и Елены (на Подоле)

Памятник архитектуры позднего барокко. Перестроена в XIX в.,…

Храм апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (на Позняках)

Первая служба состоялась в мае 1997 г. Богослужения проходили в…

Храм Собора архангела Гавриила при ТРК «Глас»

Община домовой церкви начала формироваться с 2003 года, со времени…

Публикации

Жива душа Олеся Гончара

Ти гадаєш, нас не підозрюють в якій-небудь земній меті ті, хто крім земної мети…

Запутанная тропинка к истине. Исповедь бывшего атеиста

Я прожил 29 лет, не зная, что существует другая жизнь, иной прекрасный мир.…

Связь и общение живых с умершими

Утешительное учение Православной Церкви о возможности для грешников, умерших с…

Cегодня возрождение языческих верований стало не просто одним из многих проявлений бума неорелигий, но превратилось в повальную моду, особенно среди молодежи.

Объединение славянских общин “Велесов круг”, Арийская языческая община “Родолюбие”, Славянская языческая община “Коляда вятичей” — вот далеко не полный перечень организаций, возглавляемых Велемирами, Велемудрами, Велеславами, Мизгирями. Cегодня неоязычники вновь пытаются раздуть ажиотаж вокруг “Велесовой книги”. По сути, она является чуть ли не официальным священным текстом для подобных общин.

Надо признать, что основной сутью деятельности современных “истинных славян и русов” является восстановление ритуальной практики древних родоплеменных культов. Чем же руководствуются неоязычники, откуда черпают вдохновение эти новые волхвы? Оказывается, у них есть своя “священная” книга!

Шесть десятилетий назад появились первые сообщения о найденном “шедевре” древнерусской культуры — “Велесовой книге”, написаной якобы языческими жрецами русов. Поначалу это привлекло внимание ученых, проводились даже международные конференции, посвященные вопросам, связанным с этой находкой. Но уже в 70–80-е годы интерес к книге практически был утрачен. Но сегодня неоязычники вновь пытаются раздуть ажиотаж вокруг “Велесовой книги”. По сути, она является чуть ли не официальным священным текстом для подобных общин.

Давайте обратимся к истории весьма загадочного обретения этой “святой книги”. В 1919 году белогвардейский офицер А.Ф. Изенбек в разграбленной красноармейцами библиотеке имения князей Куракиных находит древние дощечки с таинственными письменами. Он вывозит эти дощечки за границу, и до 1924 года о них вообще ничего не известно, он отказывается показывать их ученым и не разрешает даже фотографировать. В 1943 году их якобы конфискует в Брюсселе гестапо.

Сегодня наука располагает фотографией единственной дощечки и расшифровкой значительной части “Велесовой книги”.

Неоязычники пытаются обвинять Православную Церковь в том, что “Велесова книга” оказалась в забвении. Якобы крещение Руси сопровождалось таким насилием, что людей заставили забыть свою “священную” книгу, свою языческую историю.

Версия о насильственном крещении Руси огнем и мечом нашла отражение и в учебниках истории, изданных в советский период. В них описывались бунты народа при массовом крещении киевлян князем Владимиром. Однако в этих учебниках нет ни слова о том, какую широкую благотворительную деятельность проводил в Киеве великий князь Владимир в тот период. По Киеву и во все стороны отправлялись обозы с продуктами, необходимыми вещами для всех нуждающихся, жертвовались огромные личные и государственные средства. Так что ни о каком насилии не может быть и речи. Поэтому вряд ли можно говорить о том, что Православие привело к забвению “Велесовой книги”. Удивительно и то, что о ней нет даже косвенного упоминания в христианской литературе.

Что касается церковной цензуры, которая активно боролась с различного рода ересью, то и эта причина исчезновения “Велесовой книги” на тысячу лет звучит неубедительно. Вы не найдете ни одного документа, в котором были бы исторически запечатлены выпады Церкви против “Велесовой книги” или какие-либо попытки ее дискредитации.

Непредвзятое осмысление заложенной в тексте “Велесовой книги” своего рода национал-патриотической “концепции” о величии, силе и культурной избранности языческого славянского социума, наводит на мысль о времени написания “Велесовой книги”. Данный документ созвучен уровню трактовки истории в 20–30-х годах XX века.

Кстати, утраченные дощечки исписаны были якобы не кириллицей и не глаголицей, а письмом, алфавит которого науке неизвестен. Действительно, у историков есть сведения о существовании более ранней восточнославянской письменности “чертами и резами”, но о ней мало что известно.

Сторонники версии о подлинности “Велесовой книги” вынуждены, хотя и с неохотой, признавать наличие многих исторических несуразностей в ее тексте. Но они нашли веский, на их взгляд, аргумент. Деревянные таблички не могли просуществовать тысячу лет, и, следовательно, в христианскую эпоху тайные язычники, бережно хранившие “древние знания” жрецов-русов, несколько раз переписывали их заново, причем каждый раз на новых деревянных дощечках. В ходе таких переписок и появлялись якобы ошибки и искажения. Но если бы поклонники языческого культа переписывали свои священные тексты, требующие трепетного религиозного почитания, они, наверное, не решились бы править их или редактировать.

Таким образом, в доводах неоязычников в пользу “Велесовой книги” и, в частности, ее подлинности трудно найти какие-либо аргументированные доказательства. Академик, доктор исторических наук, профессор В.Г. Афанасьев назвал “Велесову книгу” бесовской: “И не потому, что ее якобы писали языческие жрецы, а по магическому воздействию на людей в качестве псевдопатриотической приманки”. Ну а православному, к счастью, все и так ясно.

Артемий ТЕДЕЕВ, “Живой родник”, Александр КУКУИШКО

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me