Православные храмы

Храмы Рождества Христова и Рождества Богородицы на Березняках

Жилой массив Березняки построен на месте села Кухмистерская Слободка…

Часовня преподобного Нестора Летописца (университет права НАН Украины)

Строительство и освящение часовни стало результатом совместных усилий…

Храм святителя Григория Богослова (в 4‑й больнице, на Соломенке)

14/27 февраля 2000 г. (в Неделю о блудном сыне) состоялась первое…
Публикации

О чем писали газеты 20 лет назад (1988 год)

Празднование 1000-летия Крещения Руси стало исключительным по своей значимости…

Состоялась встреча рабочей группы по написанию истории Брестской унии

С 14 по 18 сентября по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея…

Насельники и прихожане Киево-Печерской лавры — против строительства ресторана у стен обители

14 июня, в день памяти преподобного Агапита Печерского, состоялся крестный ход…

Священное Писание в красках: икона “Спас в силах”

Образ “Спас в силах” (“Христос во Славе”) вызывает множество богословских ассоциаций и насыщен глубоким библейским смыслом. Более того, можно сказать, что “Спас в силах” — это целый богословский трактат на тему Второго Пришествия Христа и Грядущего Суда, переданный живописно-символическим языком.

Согласно канону, икона всегда содержит изображение и надпись. На иконе обычно пишется имя изображенного лица. Так, на иконах Спасителя, как правило, пишутся инициалы IС ХС, обозначающие имя Господа — Иисус Христос.

Христос-Пантократор изображается в окружении небесных сил. В некоторых композициях ангелы в руках держат зерцала — прозрачные круги с надписанными инициалами Христа, как символ Его небесной славы. Иногда в руках у ангелов в соответствии с Откровением Иоанна Богослова изображаются рипиды (опахала) или лабарумы (штандарты), на которых написано “Агиос”, что по-гречески означает “свят”.

В первой главе книги Иезекииля рассказывается о теофании — явлении Бога. “И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из середины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, — и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла... Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех... у каждого два крыла соприкасались одно к другому... И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние из огня и молния исходила из огня... А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем” (Иез. 1, 4–6, 10, 11, 13, 26). В этих словах пророка содержится объяснение многих символических элементов, из которых складывается иконография “Спаса в силах”.

Приведем также описание Сидящего на престоле, данное у Иоанна Богослова: “И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду… и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет” (Откр. 4, 2, 3, 6–8).

Мы видим, что в центре иконы “Спас в силах” изображен Христос, восседающий на престоле. Фон иконы, обычно золотой, заполнен геометрическими фигурами: на красный квадрат наложены синий круг (овал) и красный квадрат (ромб). Колорит иконы построен на сочетании двух основных цветов — красного и синего, символизирующих соединение во Христе антиномических начал — божественной и человеческой природы Спасителя, Царства Небесного и мира земного, милости и истины, огня Духа и воды Живой, непознаваемости и воплощения и т.д.

Геометрические фигуры символически представляют образ Вселенной, всего творения: красный нижний квадрат означает землю (четырехугольник в традиционном толковании воспринимается как земная фигура: четыре стороны света, четыре стихии и т.п.). Царство Небесное распространяется по земле через проповедь Благой Вести, вот почему в четырех углах квадрата земли изображены символы евангелистов. Согласно устоявшейся традиции святоотеческого толкования текстов пророка Иезекииля и Откровения Иоанна Богослова, эти символы распределяются следующим образом: ангел является знаком евангелиста Матфея, телец — Луки, лев — Марка, орел — Иоанна. По слову Священного Писания, Второе Пришествие Христа наступит только тогда, когда Евангелие будет проповедано по всей земле.

Следующая символическая фигура — синий круг — означает небесную сферу, мир бесплотных сил или ангельских чинов, небесную иерархию, структуру которой подробно описал один из знаменитых средневековых мистиков Дионисий Ареопагит. Внутри этого небесного круга изображаются ангелы. Собственно, все, что представлено на иконе вокруг Христа: ангельские лики, подножие престола, крылатые колеса и даже сам престол, — все это символические изображения различных небесных сил бестелесных — ангелов и архангелов, престолов, сил, властей и т.д.

Фигура Иисуса Христа, сидящего на престоле, изображена на фоне красного ромба, который символизирует небесный огонь, огненную природу Божества. Огонь в Священном Писа-нии — неизменный атрибут Бога: “...язык Его, как огонь поедающий” (Ис. 30, 27). И многие явления Бога и Его силы описаны в образе огня: с Моисеем на Синае Бог говорил из среды горящего куста, пророк Илия по слову Божьему сводил огонь с небес и сам был восхищен на небо в огненной колеснице. Не только Иезекииль, но практически все пророки — Исаия, Иеремия, Даниил и др. — связывали явление Бога с огнем. “Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его — как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем. Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом” (Ис. 66, 15, 16).

Рассматривая одежды Спасителя, нетрудно заметить, что им присуща двухцветная гамма. Хитон (нижняя туника) имеет красный цвет, а гиматий (верхний плащ) — синий. Иногда Спаситель изображается в одеждах золотого цвета, что обозначает сияние Его Божественной славы, или в белых, что является знаком Его чистоты и непорочности как жертвенного Агнца.

Один из важнейших элементов символического языка иконы — это жест. Традиционно на иконах Спаситель изображается с благословляющим жестом правой руки. Жест — тоже своего рода слово, которое должно быть понятно для зрителя. В левой руке Спаситель держит книгу. Символика книги в христианской культуре имеет широкое значение и глубокий смысл. Христианство можно рассматривать как религию Книги или Писания, в основе его лежит Библия, которая, в свою очередь, состоит из многих книг. Творение Вселенной в библейской концепции мира осмысливается как Писание: мир — это книга, написанная Богом. Символом Откровения Божьего тоже является книга или свиток.

В рассматриваемой нами иконографии образ Книги в руках Спасителя также может быть истолкован весьма разнообразно. Это и Книга Жизни, в которой записаны имена спасенных, и Книга Божественного Откровения, запечатанная семью печатями, открыть и прочесть которую никто не может, кроме Агнца. Это и Книга Завета — Библия и Евангелие, а также символ учения Христа, Его Благая Весть, и то Слово, которое приходит судить мир. Наконец, Книга — это символ Самого Господа Иисуса Христа. С ранних времен в христианском искусстве существовал аллегорический образ Христа в виде Книги, лежащей на престоле, на которую сходит голубь. Этот вид иконографии получил название “Этимасия”, в русском варианте — “Престол уготованный” (например, такие изображения находятся в церкви Успения в Никее (VII в.) и в Успенском соборе города Владимира (ХV в.).

Икона “Спас в силах”, как образ Второго и славного Пришествия Христа, напрямую связана с темой Страшного Суда. Она представляет Христа как Судию, грядущего судить живых и мертвых.

Суд означает не что иное, как спасение и изменение мира, очищение и преображение творения. Именно об этом и свидетельствует текст, который в том или ином варианте обычно избирается для написания на открытых страницах Книги в руках Спасителя в композиции “Спас в силах”.

Наиболее распространенным является отрывок из Евангелия от Матфея: “Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас” (Мф. 11, 28). Образы Божественного Судии Последнего Суда приобретают в этом контексте особое звучание, выраженное в Новом Завете словами апостола Иакова: “...милость превозносится над судом” (Иак. 2, 13). Иногда в раскрытом Евангелии можно прочесть такие слова: “Я свет миру” (Ин. 8, 12). Встречаются и другие варианты, но все эти тексты имеют одну цель — открыть перед человеком смысл Божьей любви, которая вершит суд, дает исцеление и реальное спасение. Человек встает перед лицом Живого Бога и перед Его словом, а Слово Божье “острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные” (Евр. 4, 12).

 

Ирина ЯЗЫКОВА

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu