Православные храмы

Храм преподобного Агапита Печерского (прихода иконы Божией Матери «Всецарица» на Троещине)

Деревянный храм в честь преподобного Агапита Печерского принадлежит…

Храм великомученика Георгия Победоносца (в госпитале МВД)

Расположена на территории Центрального госпиталя МВД Украины на…

Храм Рождества Богородицы (на «Чайке»)

Строительство нашего храма было начато в 1989 году Ассирийской…
Публикации

Высокопреосвященнейший Августин, архиепископ Львовский и Галицкий: “Делать все возможное на благо Церкви”

В редакции официального сайта Украинской Православной Церкви состоялась…

Настоящее прощение – это подвиг

Мы способны воспринимать — и себя, и других — лишь искаженно. И мы…

“Остров Святых”. История Кипрской Православной Церкви

В годы правления султана Сулеймана I Великолепного (1520–1566) Османская…

Из истории диаконии

Активное участие в благотворительной деятельности является одной из главных православных традиций.

 

ПЕРВЫЕ БОГАДЕЛЬНИ

Организованное социальное попечение появилось сначала в Сирии и затем распространилось по всему византийскому миру. Например, один епископ в Сирии содержал госпиталь для нуждающихся женщин. В Риме к III веку было зарегистрировано более 1500 получателей подаяний, в основном вдов. Город был разделен на части, и благотворительную деятельность в каждой из них контролировали семь диаконов. Известно также, что св. Василий Великий считал своим долгом заботиться о развитии благотворительных институтов в Каппадокии. Около 372 года он основал первый крупный благотворительный центр под названием “Василиас”, в котором была больница, помещения для ухода за прокаженными, комнаты для мореплавателей и постоянный персонал из врачей и монахов. Первые христиане в Иерусалиме продавали свою собственность и на собранные таким образом деньги кормили и хоронили бедных, сирот, престарелых и заключенных.

Богослужение в Древней Церкви не было оторвано от служения обществу. Диаконы в Восточной Церкви отвечали за социальное попечение, литургическое и пастырское служение, учительство и погребальную диаконию. Социальная деятельность Церкви быстро обрела организационные формы. В Иерусалиме ежедневно всем нуждающимся и обездоленным раздавались пища и одежда.

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

После того как христианство стало государственной религией, власти начали поддерживать Церковь в социальной области, положив таким образом конец некоторой спонтанности в деятельности первых христианских общин. Самым поразительным проявлением такого подхода была тщательно разработанная организация государственных благотворительных служб для конкретных групп нуждающихся. После X века новые благотворительные организации обычно были связаны с монастырями, игравшими главную роль в социальной деятельности того времени.

Благотворительная деятельность имела весьма значительные масштабы. В одной хронике говорится о 7 тысячах бедных, которым, согласно специально разработанной программе, оказывалась поддержка в Александрии. По мнению св. Иоанна Златоуста, в Константинополе насчитывалось 50 тысяч нуждающихся в материальной помощи от Церкви.

 

ПАДЕНИЕ ВИЗАНТИИ

Византийская система партнерства между Церковью и государством в деле социального попечения определялась одним из важных факторов, связанных с все возрастающим значением монастырей. Но после VIII века, когда в Египте и на Ближнем Востоке стал господствовать ислам, тем более, когда в XV веке произошло падение Константинополя и образование Оттоманской империи в юго-восточной Европе, историческое развитие православной церковной жизни, в том числе ее социального свидетельства, было в значительной степени прервано. Права христиан, составлявших большинство населения Балкан, были ограничены, и это значительно повлияло на ослабление социальной роли Церкви.

В середине XVII века Патриарх Антиохийский Макарий посетил Грузию, которая лишь частично находилась под властью империи. Там он приложил все усилия, чтобы повысить духовный уровень и улучшить материальное положение населения путем проведения широкой пастырской деятельности и церковных реформ. В частности, он способствовал развитию шелководства, что позволило решить проблему поиска источников дохода для местных жителей. Патриарх осудил процветавшую в этой области торговлю рабами, заплатил выкуп за освобождение христианских пленников и даже отлучил от Церкви одного епископа, продавшего нескольких своих собственных людей.

По мере продвижения Оттоманской империи на Балканы и Ближний Восток Православная Церковь постепенно утрачивала свое влияние. Единственная крупная Православная Церковь, которая сохранила свои позиции в то время, была в России, и только здесь продолжала существовать историческая преемственность социальной деятельности Церкви, и христианская диакония обрела новые формы.

 

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ НА РУСИ

Когда средневековые русские княжества приняли византийское христианство, социальная ответственность Церкви была воспринята как его составная часть. По примеру Византии монастыри создавали социальные организации. В Киевской Руси особенно заботились о престарелых и нищих. “Нищий был для благотворителя лучший богомолец, молитвенный ходатай, душевный благодетель”, — говорил историк Ключевский.

Прп. Сергий Радонежский стремился связать мистическую и социальную задачи Церкви и настаивал на необходимости активной роли Церкви в ответ на внешние угрозы. Прп. Иосиф Волоцкий подчеркивал, что одной из форм социальной деятельности монастырей является помощь нуждающимся. Сам преподобный во время большого голода кормил более 70 тысяч человек.

Церковь не всегда пользовалась поддержкой царских властей. Когда Петр Великий упразднил патриаршество и ввел в 1721 году свое новое “Духовное уложение”, он стремился отстранить Церковь от социальной работы. Екатерина Великая упразднила почти половину монастырей, в результате чего значительно сократилось число монашествующих. Это имело неблагоприятные последствия для России, где монастыри были практически единственными культурными и благотворительными центрами.

Но социальная деятельность Церкви не прекратилась, и к XIX веку она приняла новые формы. На всем протяжении XIX века значение благотворительной и просветительской деятельности Православной Церкви постепенно возрастало. Началось возрождение традиционных православных братств и сестричеств.

 

ПРАВОСЛАВНЫЕ БРАТСТВА И СЕСТРИЧЕСТВА

Традицию братств можно рассматривать как особую и характерную форму православной диаконической деятельности, появившуюся в основном в славянских церквах. Основанные первоначально как добровольные союзы духовенства и мирян для противодействия латинскому прозелитизму и защиты православия в XVI веке, эти братства вели широкую благотворительную и миссионерскую деятельность в целях противостояния действиям католических церквей. В XIX веке быстро увеличивалось количество православных благотворительных организаций. К концу века благотворительностью занимался почти каждый приход в столице. Одной из таких организаций было Общество Александра Невского, которое к 1905 году насчитывало более 75 тысяч членов, имела школы, проводила публичные лекции и содержала диаконические организации. Эта работа была направлена прежде всего на предоставление медицинской помощи и охрану здоровья, создание благотворительных столовых, сиротских домов, а также борьбу с таким негативным явлением, как пьянство. Некоторые приходы даже создали свои собственные общества взаимопомощи.

Одним из замечательных примеров православного служения является благотворительная деятельность великой княгини Елизаветы. В 1909 году в Москве она основала Марфо-Мариинскую женскую обитель и сестричество. Обитель быстро превратилась в главный духовный и благотворительный центр, который состоял из больницы и лазарета для бедных и безработных. Сестры также посещали больных дома. Только в 1913 году лазарет предоставил бесплатные медицинские консультации и уход для 11 тысяч больных. Аптека бесплатно или по низкой цене снабжала всех нуждающихся лекарствами, а общественная столовая готовила ежедневно до 300 бесплатных обедов и доставляла продукты в семьи работающих и одиноких матерей. Был открыт сиротский дом, готовивший девочек ко вступлению в сестричество или к санитарной службе. Марфо-Мариинская обитель проводила большую просветительскую работу: были открыты библиотека, воскресная школа, регулярно читались лекции для народа, как правило, духовного характера.

Благотворительная деятельность продолжалась и в годы Первой мировой войны. На Поместном Церковном Соборе 1917–1918 гг. как один из самых важных решался вопрос о восстановлении социального служения Церкви. Но, к сожалению, события, связанные с Октябрьской революцией, не позволили воплотить в жизнь эту идею.

 

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ЭМИГРАЦИИ

В XX веке в русской эмиграции была широко известна своей благотворительностью Мария Скобцова, недавно канонизированная Вселенским Патриархатом. Она была талантливым богословом и писательницей, спасла многих от нацистского террора и в конечном итоге умерла мученической смертью в концлагере Равенсбрюк в 1945 году. Живя в изгнании во Франции, мать Мария занималась социальной работой и литературным творчеством. В 1935 году она вместе с другими представителями интеллигенции русской эмиграции, включая Николая Бердяева и о. Сергея Булгакова, основала благотворительную организацию “Православное действие”. Основными направлениями ее деятельности было создание приютов, лагерей, работа в больницах и помощь престарелым.

С самого начала Церковь неизменно проповедовала идеал диаконии как неотъемлемой части христианской жизни наряду с мученичеством и исповедничеством. Ветхий Завет приводит многочисленные примеры служения ближнему как богоугодного делания, и пророки часто предстают защитниками вдов и сирот. Евангельские заповеди блаженства должны являться социальной основой справедливости и воспитывать в нас чувство ответственности перед всеми нуждающимися и обездоленными.

 

Протодиакон Сергий КОСОВСКИЙ, инспектор КДАиС, диакон Иоанн ДИДЕНКО

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu