Православные храмы

Храм пророка Илии на Подоле (Ильинская церковь)

Ильинская церковь — первый православный храм, построенный в столице…

Свято-Троицкий собор на Троещине

Приходской храм Выгуровщины-Троещины. В ХІ — ХІІІ вв. между Троещиной…

Храм святителя Василия Великого Кирилловского монастыря

Церковь святителя Василия Великого на территории психиатрической…
Публикации

Дорогу осилит идущий...

“Жаждет душа моя к Богу, крепкому, живому” (Пс. 41, 2–3)

Живая связь с Богом

Все мы, верующие нуждаемся в молитве. Каждый человек испытывает потребность…

Украина — вторая родина

В Украине на протяжении многих веков живут люди разных национальностей. Как…

Что такое Священное Предание

Существует стандартный сектантский упрек: мол, у православных есть какое-то особенное предание, подобное тому, которое было у фарисеев и которое порицал Христос. Сектанты говорят: мы живем только по Писанию, по Библии, которую Христос оставил нам, а вот у православных кроме Писания есть какие-то предания...

Но давайте вдумаемся, что это значит: “Христос оставил нам”. Звучит вроде бы серьезно, но проанализируем это выражение. Оставляет тот, кого больше нет, а Христос с нами. Ведь Он сказал: “Я с вами во все дни до скончания века” (Мф. 28, 20). “Во все дни” — значит всегда. Если мы отказываемся от этого, мы отказываемся от Него. Он не говорил, что вернется в XVI веке с Мартином Лютером или в XIX веке со Свидетелями Иеговы, или в XX — с Билли Грэмом. И пренебрегать Его словами мы не можем, иначе получится, что мы не доверяем Ему, отвергаем и Его слова, и Его Самого. Христос сказал, что пребывает с нами в Церкви. И врата адовы не одолеют ее. А сектанты утверждают, что уже одолели каким-то образом, и только потом они (у каждой секты свой срок) возродили церковь. Получается полное недоверие словам Христа.

 

ПЕРЕДАВАТЬ ИЗ РУК В РУКИ

Но мы знаем, что день создания Церкви — Пятидесятница. А вот Нового Завета на тот момент еще не было. Существовала полноценная, благодатная Церковь, которая собиралась вокруг Евхаристии — Таинства Тела и Крови Христовой. Этого нет у сектантов. Но это то, что являлось как бы первым и основным Преданием. На латыни “предание” — традиция, по-гречески — парадосис. Русское слово “предание” очень точно передает смысл — передавать из рук в руки. То, что передал Христос первым апостолам, а они — первым епископам. Вот эта непрерывная связь и продолжается в нашей Церкви. Предание — это Евхаристия, это апостольское преемство, потому что апостолы, когда шли основывать церкви, не оставались там, а, рукополагая епископов, шли дальше проповедовать Слово Божие. Одни епископы рукополагали других и т.д. Так, апостол Андрей рукоположил епископа в г. Византие — будущем Константинополе, откуда Православие распространилось и на Святую Русь. По документам можно проследить, что линия апостольского преемства восходит на Руси к апостолу Андрею, одному из ближайших учеников Христа.

Поскольку первые христиане лично общались со Христом во время Его земной жизни и обладали более богатыми духовными дарованиями, Церковь обходилась без Писания. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что, если бы мы все были настоящими христианами, нам не нужно было бы пером написанное Писание. Ведь тогда каждое слово Спасителя было бы написано у нас в сердце, как у тех, кто сам общался со Христом.

Христианство распространялось по всему миру. Сектанты раннехристианской эпохи писали  апокрифические евангелия, где намешано все — и обрывки верных сведений, и собственные фантазии. И вот на склоне своих лет апостолы, ученики Христовы, боясь распространения лжеучения, приняли решение записать те свидетельства, которые у них были. Помните начало Евангелия у апостола Луки? “Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен” (Лк. 1, 1–4). Подлинные Евангелия — это ответ на лжеевангелия.

Книги (точнее, свитки, переписанные от руки) были дороги, доступны только очень богатым семьям. Библиотеки собирались только империями, Евангелия переписывались как богослужебные для чтения вслух в храме. Да и люди были в основном неграмотны.

Но самое чудесное и удивительное то, что никогда друг о друге не слышавшие писатели из разных концов империи перечисляли в списке истинных книг только эти четыре Евангелия. Они не знали о существовании других церквей в разных концах империи, но все писали об одном, что только четыре Евангелия являются истинно подлинными, а остальные ложные. Иначе как чудом Божиим это не объяснить.

Писание является только частью Предания, которая неотъемлема и немыслима без него. Предание — Сам живой Христос, сама церковная жизнь.

 

БЕЗ ПРЕДАНИЯ НЕТ ПИСАНИЯ

Если говорить об отношении сектантов к Преданию, то смогут ли сектанты, утверждающие, что живут только по Писанию, ответить, откуда они узнали, что автор четвертого Евангелия — Иоанн? Ведь в тексте самого Евангелия этого нет! А знаем мы это из Предания: святой Поликарп Смирнский, епископ, священномученик, ученик Иоанна Богослова написал, что автор четвертого Евангелия — апостол Иоанн Богослов, то есть это мы с вами знаем из Предания. А если, как сектанты, отрицать Предание, то надо быть последовательными и отрицать четвертое Евангелие! А откуда мы знаем о том, что второе Евангелие написано апостолом Марком? Также из Предания: от Папия Иерапольского, раннехристианского писателя, который говорит, что апостол Марк написал Евангелие со слов апостола Петра.

Еще один вопрос: откуда сектанты получили само Писание? И как тогда можно считать, что та самая Церковь, которую сектанты обвиняют в идолопоклонстве, язычестве, выбрала правильные Евангелия? Ведь это та самая Церковь, в которую вы не верите и которая приняла в IV веке евангельский канон на Никейском соборе. Причем в окончательном виде канон утвержден в VI веке, когда уже были величественные храмы, суточный, недельный и годовой круг богослужений, иконы, когда храм практически ничем не отличался от того храма, который мы знаем сегодня. И облачения, и иконостас — все это уже тогда было. Все то, за что сектанты нас обвиняют сегодня. И если Церковь отпала от Святого Духа, то и Евангелие она уже не могла выбрать истинное!

Господа сектанты, откажитесь тогда от позаимствованного у Церкви Священного Писания, возвращайтесь в I век и ищите там свое подлинное Писание, а иначе — где же логика?!

 

КОМУ НУЖНО МОЛИТЬСЯ

Опять же, очевидный пример — в Евангельском тексте Христос нигде не призывает молиться Ему. Звучит странно, но это так: в Евангелии нет указаний молиться Христу. Церковь молилась Христу с самого начала, это неотъемлемо от христианской жизни. Практически все, кроме разве что Свидетелей Иеговы, молятся Христу. И те, кто молится Ему, должны знать, что это взято тоже не из Писания, но из Предания. И коль скоро вы, господа сектанты, это берете у нас, то возьмите наши молитвы к Богоматери и святым, научитесь у нас почитанию икон и приходите к нам в единственную и настоящую Церковь, вне которой нет спасения!

Вспомню слова святого Киприана Карфагенского, который сказал: “Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец”. Церковь одна, многих церквей быть не может.

Сектанты говорят: мы живем раннехристианскими общинами, без ваших пышных облачений, без икон, собираемся на наши богослужения в обычных залах.

Но ранняя Церковь и современная — как желудь и дуб. Чего нет у дуба из того, что было у желудя? Да, выглядят они по-разному. Все, что было у желудя, выросло в огромное дерево. Вот дерево — это Христианская Церковь.

 

НАЧАЛО СЕКТАНТСТВА

Так было с западным христианством. Конечно, в западной истории было много разумных, светлых людей, которые видели: что-то происходит не так. Искреннее сердце не могло не возмутиться, поэтому предпринимались попытки реформации. За преобразование Западной Церкви в XVI веке взялся Мартин Лютер. Но чтобы дать жизнь ветке, необходимо привить ее обратно к дереву. Лютер попытался счистить все лишнее. Но принцип “Solo scriptura” — только Евангелие — соблюсти не смог; вместе с тем, что “счищал” наносное, начал “счищать” и то подлинное, живое, что еще оставалось. Следующие поколения реформаторов привнесли свое, и дальше эта непоследовательность привела к тому, что в XX веке баптисты от ветки оставили сухой прутик... Казалось бы, все, кто чтит Писание, должны жить одинаково. Но почему-то не выходит. Отсюда множество сект: баптисты, квакеры, евангелики, харизматики и т.д. Получается, что существует конфликт не между Преданием и Писанием, а между Преданием с большой буквы и преданиями разных сект, восходящими к пасторам, их дедушкам или другим родственникам. Когда мы читаем книгу и не понимаем ее смысла, то самое лучшее — обратиться к автору за разъяснениями, а автор Писания — Церковь.

Александр Дворкин

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu