Православные храмы

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Троещина)

Небольшой деревяный однокупольный храм из брусьев принадлежащий…

Храм равноапостольных Мефодия и Кирилла (на Позняках)

Первая Литургия отслужена на праздник Входа Господня в Иерусалим, 22…

Храм великомученицы Варвары (в поликлинике на Березняках)

На Подоле, на Покровской улице, была церковь вмц. Варвары. Она…
Заказать пиццу в ростове
Предложения услуг по доставке пиццы в американском стиле
shop.pravberdon.ru
Лесстницы из массива
массив дуба. В наличии. Все цвета и размеры
kalipco.com

Публикации

“В отчаянии я стал молиться”

Начну с того, что мне очень повезло — Господь дал мне силы остановиться. Я был…

Пепел черной полыни

Чернобыльская трагедия, по большому счету, не привязана исключительно к одной…

Благословіть запитати

На запитання читачів відповідає Блаженніший Володимир, Митрополит Київський і…

25 сентября/8 октября Церковь отмечает день памяти одного из почитаемых отечественных святых — прп. Сергия Радонежского, промыслительно явленного Господом в историческую эпоху, когда духовно опустошенная внешними бедствиями Православная Русь, подобно ветхозаветному Иову, стенала в муках кажущейся богооставленности.

 

ВРЕМЯ АНДРЕЯ РУБЛЕВА

Даже православное монашество, всегда бывшее духовной опорой общества, пребывало тогда в организационном упадке и пастырской обездоленности.

Именно прп. Сергию было суждено Богом стать у истоков того религиозного преображения и нравственного возрождения, которое явственно и в то же время исторически необъяснимо проявилось в невиданном подъеме церковного творчества, рассеявшего своим духовным и эстетическим блеском вековой мрак татарщины. Продолжавшийся более 100 лет расцвет русской иконописи XIV–XV вв. во многом обогатил все православное наследие.

Молитвенными подвигами, стяжанием Духа Святого прп. Сергий через созданную им школу монашеского благочестия непосредственно формировал христианское миропонимание у целого поколения иноков. Многие из них, подобно прп. Андрею Рублеву, а также ряду других безымянных иконописцев, смогли художественно выразить “умозрение в красках”, сокровенно явленное прп. Сергию Радонежскому “умозрением в Фаворском свете”. И хотя преподобный по своему смирению не оставил после себя ни одного слова письменных поучений, его ученик прп. Андрей Рублев своей Троицей оставил поражающий человечество церковно-культурный феномен иконописного благовествования.

 

ВСТРЕЧА СО СТАРЦЕМ-ЧЕРНОРИЗЦЕМ

Еще до рождения преподобного начался ряд знамений, указывающих на его особое предназначение. Достигнув 7-летнего возраста, Варфоломей (имя прп. Сергия в крещении) по обычаю того времени “был отдан на обучение книжное”. Но учеба при всем старании не давалась Варфоломею. И только таинственная встреча со старцем-черноризцем в поле, которому Варфоломей поведал о своих трудностях, чудесным образом открыла в отроке дар понимания грамоты. В связи с этим прп. Сергий Радонежский традиционно считается покровителем учащихся.

С именем прп. Сергия со второй половины XIV в. связано духовное делание, до того почти не практиковавшееся на Руси. Это подвижничество пустынножителей. Все знаменитые монастыри времен Киевской Руси были городскими или пригородными. Большинство из них продолжали существовать и после нашествия Батыя. Городские монастыри продолжали строиться и в монгольскую эпоху, но большинство святых этого времени несли свои подвиги вдали от людских поселений. Это явление в дальнейшем получило название монастырской колонизации.

 

НОВАЯ “СТАРАЯ” АСКЕТИКА

О влиянии прп. Сергия на иноческую жизнь того времении можно судить по тому факту, что подвижниками его Троицкого монастыря было основано около 50 обителей, давших, в свою очередь, 40 других. Иеромонах Никон указывает на 100 имен преподобных, вышедших из монастыря прп. Сергия Радонежского.

Основоположник пустынного иноческого пути не изменяет основному типу русского монашества, сложившегося в Киеве в XI в. Своей деятельностью прп. Сергий следует образу прп. Феодосия Печерского. Сама его телесная сила и крепость и “худые ризы”, которые, как и у киевского игумена, вводят в искушение неразумных и свидетельствуют о кротости святого.

Возможно, меньше, чем у прп. Феодосия, у радонежского игумена выражена суровость аскетического подвига: ни вериг, ни истязаний плоти, но своей безответной кротостью в управлении монастырем прп. Сергий доходит почти до безвластия.

Чудеса святого благодетельны и безгневны. В них видна кротость преподобного. Воскресив мертвого ребенка, он говорит, что тот не умирал, но заснул. Источник, изведенный по его молитве, он запрещает называть своим именем: “Не бо аз дах воду сию, но Господь дарова нам недостойным”.

 

ЭНЕРГИИ НЕТВАРНОГО СВЕТА

С игуменом Радонежским языком огня и света общались горние силы. Причастны этим видениям были и ближайшие ученики преподобного. Два из них были литургические — Ангел Господень, сослужащий святому, и Святой Дух, в виде огня, вошедшего в Св. Чашу перед Причастием. Прп. Сергий был из тех святых, кому явилась Богородица в сопровождении апостолов Петра и Иоанна. Пречистая заверила преподобного, что сама позаботится о его учениках и обители, пообещав монастырю свое покровительство.

Интересно, что объяснением природы таких явлений как раз в это время занимались на Востоке. Это был период так называемых паламистских споров, в которых свт. Григорий Палама отстаивал православное учение о нетварных энергиях и Фаворском свете.

 

ПОБЕДА НА КУЛИКОВОМ ПОЛЕ

Обстоятельства времени на Руси часто вынуждали тех, кто ставил своей задачей удаление от суеты мирской жизни, совершать противоположное — активно участвовать в политических и военных событиях. Характерная черта всех наших отечественных святых — патриотизм. Они готовы были погибнуть, но не вступить в сговор с врагами Отечества. В государстве же они видят основную задачу его существования — воспитание граждан Отечества Небесного.

Отсюда становится понятным и участие в случае необходимости Церкви в делах государства. Современник прп. Сергия Радонежского святитель митрополит Алексий в силу сложившихся обстоятельств становится во главе и Церкви, и государства, войдя в отечественную историю единственным митрополитом-регентом при юном великом князе Димитрии Донском. Истоки этого явления можно проследить уже на заре Крещения Руси, когда был утвержден первый митрополит из русских — Иларион.

Не был исключением в этом и прп. Сергий Радонежский, всегда при необходимости выполнявший и государственные миссии. Вечным останется в церковном сознании благословение прп. Сергием Димитрия Донского на битву с врагами Церкви и Отечества, ибо на Куликовом поле оборона христианства слилась с национальным делом Руси.

Беседуя с великим князем, преподобный в своем привычном духе кротости советовал вначале почтить дарами Мамая, ссылаясь на пример Василия Великого в подобном случае с Юлианом Отступником. “Все это я уже сделал, — ответил великий князь. — Но враг мой возносится еще более”. Выслушав эти слова, угодник Божий осенил князя крестным знамением и произнес: “Иди, господине, небоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов”. И затем, понизив голос, сказал тихо одному лишь князю: “Победиши враги твоя”.

Прп. Сергий отправляет с войском двух своих иноков как бы в качестве благословения всему воинству христианскому и залога обещанной милости Божией. На битву были отправлены два бывших боярина, люди очень опытные в военном деле: Александр Пересвет (боярин Брянский) и Андрей Ослябя (боярин Любецкий), принявшие перед отбытием из обители по благословению преподобного великую схиму.

 

ПАМЯТЬ ДИМИТРИЯ ДОНСКОГО

Возвратившись с битвы в Троицкий монастырь, Димитрий Донской заказывает панихиды и заупокойные литургии по всем погибшим на Куликовом поле. Со временем эта традиция прочно вошла в Православную Церковь. Ежегодно в Димитриевскую родительскую субботу перед 26 сентября/8 октября (день Ангела блгв. вел. кн. Димитрия Донского) совершаются заупокойные службы. И безусловно, это было установлено по благословению прп. Сергия Радонежского.

До самой своей кончины прп. Сергий не пропускал ни одной службы Божией и продолжал вести скромный образ жизни, с одинаковой любовью общаясь и с князьями, благотворившими обители, и с нищими, питавшимися от нее, как замечает летопись: “Чем больше состаревался возрастом, тем больше обновлялся усердием”, подавая собой пример новоначальным. Преставился преподобный 25 сентября/8 октября 1391 г. (по другим данным, в 1392 г.) после Св. Причастия со словами: “В руце Твои предаю дух мой, Господи”. Святые мощи его были обретены 5/18 июля 1422 г., а уже в 1447 г. он был канонизирован.

 

Александр КУКУИШКО





Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua