Православные храмы

Храм великомученика Пантелеимона (в центре микрохирургии глаза, в Медгородке)

Приход вмч. Пантелеимона УПЦ был зарегистрирован 22 февраля/6 марта…

Храм преподобного Николы Святоши с нижним храмом мученика Иоанна Воина (на Лесной)

Храм возведен на территории военной части Т-0710, неподалеку от…

Храм преподобного Симеона Столпника (в Петропавловской Борщаговке)

Время возникновения Петропавловского монастыря на Борщаговке не…

Публикации

Приемыш

Ранним утром, когда белый туман покрывал еще Святое озеро сплошным мягким…

Из истории диаконии

Активное участие в благотворительной деятельности является одной из главных…

Что там, за гранью жизни?

Представьте себе, что вы умерли...”, — написано на упаковке кассеты с фильмом…

Начало XX столетия ознаменовано страшным гонением на Церковь Христову. Подобно тому как в первые века христианства мученики проливали кровь свою за Господа, так и в те годы свидетели веры “даже до крове” прославляли Бога и отдавали жизнь свою за истину Православия.

 

НОВОМУЧЕНИКИ ХХ ВЕКА

Один из первых исповедников-новомучеников Российских Святейший Патриарх Тихон призывал православную паству в трагическую эпоху мужественно принять испытание. “Если нужно будет пострадать за дело Христово, — зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою. Если нужна искупительная жертва, нужна смерть невинных овец стада Христова, благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него”.

Бесчислен сонм мучеников Русской Церкви XX века — все они, уже знаемые и еще незнаемые, прославлены Богом. И в этом многочисленном ряду свидетелей истины стоит имя протоиерея Константина Голубева, положившего свою душу за вверенных ему Всевышним чад.

Родился Константин Алексеевич Голубев в 1852 году в селе Барановке Вольского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. Во святом крещении он был наречен именем благоверного князя Константина, Ярославского чудотворца (день памяти — 19 сентября/2 октября). Отец его отошел ко Господу, когда мальчику исполнилось девять лет. Вскоре после смерти отца Константин поступил в Саратовскую Духовную Семинарию, которую окончил по первому разряду.

 

МИССИОНЕР ПО ПРИЗВАНИЮ

Когда ему исполнилось двадцать четыре года, он почувствовал в себе дар миссионерского служения. Укрепляемый богословскими знаниями, он вступил в Саратовское братство Святого Креста и по благословению епископа Саратовского и Царицынского Тихона отправился в качестве миссионера в родное село Барановку.

Константин Алексеевич был уверен, что отход от Православия возможен только тогда, когда нет церковной проповеди и подлинного просвещения. Поэтому первым делом он основал церковно-приходскую школу, где состоял директором и законоучителем. Молодому миссионеру помогал настоятель местного храма священник М. Васильев. Поддерживало его и Вольское земство, определив ему постоянное жалование за учительскую деятельность в основанной им миссионерской школе.

Круг миссионерской деятельности Константина постепенно расширился. По благословению Преосвященного Тихона его утвердили учителем русско-славянского языка Вольского духовного училища и назначили миссионером Братства Святого Креста, руководителем миссионерских бесед и основателем противосектантской библиотеки в Вольске. Еще через три года Преосвященнейший Тихон, учитывая успехи Константина Голубева, назначил его противосектантским миссионером Саратовской епархии.

 

ИХ ЧИСЛО И ИСЧИСЛИТЬ ТРУДНО

За время своего самоотверженного подвижнического миссионерского служения в епархии (1876–1895 гг.) Константину Алексеевичу удалось многих удержать от перехода в различные секты, а также утвердить в Православии более пятисот человек, хотя, по свидетельству современников, их число и исчислить трудно.

Деятельность Саратовского епархиального миссионерства обратила на себя внимание Митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского). В то время его обеспокоила активность сектантов в Московской губернии, особенно в Богородском уезде.

Именно сюда, в Богородск, 4 марта 1895 года Константин Голубев был определен Митрополитом Сергием на протоиерейскую вакансию в Богоявленский собор с правом предстояния между всеми священнослужителями Богородского и Павлово-Посадского уездов.

Не в этом ли состояла высокая оценка заслуг Константина Алексеевича на миссионерском поприще?

 

НАГРАЖДЕНИЯ И НАЗНАЧЕНИЯ

12 марта епископ Можайский Тихон (Никаноров) рукоположил Константина Голубева во священники. Отец Константин очень быстро завоевал расположение не только православных верующих, но и старообрядцев. В том же году протоиерей Константин вошел в число директоров Богородского уездного отделения попечительного комитета о тюрьмах и стал принимать активное участие в его деятельности на пользу заключенных. Так, он совершал богослужения в тюремном храме, пока туда не был определен постоянный священник.

За обращение в Православие отступивших от него отец Константин был награжден наперсным крестом. Весной 1896 года его назначили председателем Богородского Богоявленского отделения Кирилло-Мефодиевского братства. В 1897 году он был поставлен заведующим Истомкинской церковно-приходской школы при фабрике Шибаевых и с 1901 года состоял законоучителем при ней.

 

ПРОСВЕЩЕНИЕ ЖЕНЩИН

В 1897 году протоиерей Константин Голубев был избран на три года членом попечительного совета Богородской женской прогимназии. Занятия в попечительном совете открыли перед священником проблемы религиозного образования и просвещения женщин в России, от которых в значительной мере зависело религиозно-нравственное воспитание народа.

“Какими будут женщины в стране, — считал он, — какова будет их вера и религиозная просвещенность, такими будут и граждане России”. Это имело особенное значение для фабричных городов, каким был Богородск в то время. И в 1900 году отец Константин открыл при Богоявленском соборе женскую церковно-приходскую школу, в которой состоял заведующим и законоучителем.

В 1901 году он был избран членом Богородского комитета о народной трезвости. При всех своих многочисленных обязанностях священнослужитель не оставлял миссионерскую деятельность. И кроме проповедей в соборе по приезде в Богородск организовал более десяти публичных бесед как в самом городе, так и в селах и деревнях Богородского уезда.

 

СЕМЬЯ ОТЦА КОНСТАНТИНА

Несмотря на огромную пастырскую деятельность, отец Константин находил время и для своей семьи. Семья его была большая, дружная, дети — а их было семеро — воспитывались в строгом православном духе. Две старшие дочери были замужем за священнослужителями. Старший сын, митрофорный протоиерей Константин Голубев, в послевоенные годы был настоятелем Троицкой церкви в Наташине (преставился в 1970 году). А младший, Леонид, окончил Московскую Духовную Академию, позднее был педагогом, директором средней школы.

Отец Константин, по свидетельству членов семьи, был духовно близок протоиерею Иоанну Восторгову. Он часто бывал в Москве, служил в Покровском соборе и Чудовом монастыре, а когда приезжал император, был участником торжественных молебнов в Кремле.

В 1913 году преставилась о Господе супруга отца Константина, Мария Никитична. Замечательны обстоятельства ее предсмертной болезни и кончины. Перед всенощной, когда совершалась память святого праведного Филарета Милостивого, батюшка прилег отдохнуть. Ему в тонком сне явился святой Филарет и сказал: “Что же ты смотришь, ведь жена твоя серьезно больна”. В тот же вечер Мария Никитична почила о Господе — 1/14 декабря.

 

КАТАСТРОФА 1917 ГОДА

Но вот над Россией разразилась страшная катастрофа 1917 года, а вместе с ней наступили небывалые за всю историю гонения на Церковь Христову. Докатились они и до тихого, жившего своей патриархальной жизнью Богородска и в первую очередь обрушились на исповедников святого Православия. И хотя новая власть еще не вполне была установлена в Богородске, отец Константин вскоре был арестован.

Это произошло после одной из всенощных служб в апреле-мае 1918 года (по другим сведениям, в сентябре-октябре; точную дату ареста установить, к сожалению, невозможно из-за отсутствия архивных документов). Несколько дней протоиерея содержали под арестом в Богородской тюрьме. Из членов его семейства в то время в Богородске жила дочь Маргарита, бывшая замужем за учителем, а вместе с отцом — незамужняя дочь Анна.

Без суда и следствия отец Константин был приговорен к смертной казни. По-видимому, о том, что он будет расстрелян, ему все же объявили, так как после этого он передал из тюрьмы на волю свой наперсный крест и служебник.

Священник не просил, чтобы его освободили. Он знал, что осужден на смерть и был к ней готов. Отец Константин мужественно встретил это известие и лишь просил своих палачей скорее делать свое дело. Не знал он только того, что злодеи, вполне испытав силу веры священнослужителя за время его пребывания в тюрьме, избрали для исповедника мучительную казнь.

Дата кончины отца Константина неизвестна. В тот день была ненастная погода, дул сильный ветер. О подробностях гибели протоиерея Константина мы узнаем из доклада члена Всероссийского Церковного Поместного Собора 1917 –1918 гг. В.П. Шеина, который впоследствии стал архимандритом Сергием, а еще позже пополнил ряды новомучеников Российских. Его расстреляли в 1922 году вместе со священномучеником Митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским). Не явился ли для В.П. Шеина мученический подвиг многих свидетелей веры первых лет гонения на Церковь Христову, в том числе и мученичество отца Константина Голубева, примером свидетельства за истину “даже до крове”?

 

МУЧЕНИЧЕСТВО

И вот, в докладе В.П. Шеина о смерти отца Константина читаем: “При расстреле в г. Богородске Московской епархии протоиерея отца Константина Голубева убийцы только ранили его и бросив еще живым в яму, стали засыпать землей. Несчастный молил прикончить его, находящаяся при этом дочь его на коленях с рыданиями умоляла, чтобы отца не закапывали живым, но убийцы оставались непреклонны”.

О предстоящей казни священника было известно заранее. Протоиерей Константин прослужил в Богородске двадцать три года и за это время стал духовным отцом многих православных жителей города. Когда отряд красногвардейцев вывел священника из тюрьмы и повел к месту казни, за ним двинулась густая толпа людей. Те, кто шли близко, слышали, как отец Константин говорил, вспоминая слова Спасителя: “Не ведают, что творят”.

Отца Константина расстреляли на опушке соснового бора и закопали в неглубоком овраге полуживым — по свидетельству очевидцев, земля над погребенным еще некоторое время “дышала”. Впоследствии пришедшие на место расстрела протоиерея закапывали торчавшие из-под земли ступни его ног и края рясы.

Свидетели расстрела священника также вспоминали, что вместе с отцом Константином были расстреляны женщина, бесстрашно его защищавшая, и воин, отказавшийся привести в исполнение смертный приговор. Их тела были сброшены в тот же ров.

По словам старшей дочери убиенного протоиерея Марии Константиновны, приговор привел в исполнение некий Белов. Совесть, очевидно, тревожила убийцу. Ему не раз являлся покойный отец Константин. И вот однажды, увидев свою жену, вошедшую в дом с неубранными волосами, Белов в припадке умопомешательства принял ее за расстрелянного протоиерея. Он выстрелил в вошедшую и убил ее, а затем застрелился сам.

Многие десятилетия место кончины отца Константина почиталось благочестивыми жителями Богородска, хотя безбожники не раз выравнивали маленький холм, пытаясь уничтожить все признаки погребения мученика. Но духовные дети и почитатели отца Константина вновь и вновь воссоздавали его, принося на могилу цветы, иконы и свечи, возжигали лампады, служили панихиды по убиенному протоиерею.

 

ПРИЧИСЛЕНИЕ К ЛИКУ СВЯТЫХ

20 ноября 1995 года были открыты нетленные мощи протоиерея Константина, а также останки двух других пострадавших с ним мучеников. Так Господь явил славу Своего свидетеля.

В 1996 году священномученик Константин Богородский был канонизирован как местночтимый святой Московской епархии, а в августе 2000 года — прославлен в лике новомучеников Российских уже для общецерковного почитания. Память его совершается 19 сентября/2 октября. Мощи священномученика Константина почивают в Богоявленском соборе г. Ногинска (Богородска) — в храме, в котором он предстоял Престолу Божию более двадцати лет.

Православные верующие Богородска и паломники из разных уголков нашей земли приходят поклониться честным останкам священномученика Константина и иже с ним убиенных. Они хранят в сердцах упование, что эти свидетели веры Христовой первых лет гонения на святую Церковь предстоят ныне Престолу Божию в сонме бесчисленных святых Его избранников и молятся за нас.

Архимандрит ИЛАРИЙ (Шишковский), кандидат богословия

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me