Православные храмы

Храм Почаевской иконы Божией Матери (в больнице «Охмадет»)

В построенной до революции «Терещенковской» больнице им. цесаревича…

Храм пророка и крестителя Господня Иоанна Предтечи

Однопрестольный деревяный храм. 6 февраля 2014 года в Соломенском…

Храм апостолов Петра и Павла (на Нивках)

Первая Литургия отслужена 19 октября/1 ноября 2000 г. Храм…

Публикации

Благодатный огонь

К великому событию Схождения Благодатного Огня готовится Православная Церковь…

Как становятся экстрасенсами. Рациональное объяснение успеха целителей

В последние годы вновь возрос интерес людей к практикам народного целительства.…

Богоматір

Для того, щоб показати глибину величі, слави і святості Божої Матері, свята…

Начало XX столетия ознаменовано страшным гонением на Церковь Христову. Подобно тому как в первые века христианства мученики проливали кровь свою за Господа, так и в те годы свидетели веры “даже до крове” прославляли Бога и отдавали жизнь свою за истину Православия.

 

НОВОМУЧЕНИКИ ХХ ВЕКА

Один из первых исповедников-новомучеников Российских Святейший Патриарх Тихон призывал православную паству в трагическую эпоху мужественно принять испытание. “Если нужно будет пострадать за дело Христово, — зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою. Если нужна искупительная жертва, нужна смерть невинных овец стада Христова, благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него”.

Бесчислен сонм мучеников Русской Церкви XX века — все они, уже знаемые и еще незнаемые, прославлены Богом. И в этом многочисленном ряду свидетелей истины стоит имя протоиерея Константина Голубева, положившего свою душу за вверенных ему Всевышним чад.

Родился Константин Алексеевич Голубев в 1852 году в селе Барановке Вольского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. Во святом крещении он был наречен именем благоверного князя Константина, Ярославского чудотворца (день памяти — 19 сентября/2 октября). Отец его отошел ко Господу, когда мальчику исполнилось девять лет. Вскоре после смерти отца Константин поступил в Саратовскую Духовную Семинарию, которую окончил по первому разряду.

 

МИССИОНЕР ПО ПРИЗВАНИЮ

Когда ему исполнилось двадцать четыре года, он почувствовал в себе дар миссионерского служения. Укрепляемый богословскими знаниями, он вступил в Саратовское братство Святого Креста и по благословению епископа Саратовского и Царицынского Тихона отправился в качестве миссионера в родное село Барановку.

Константин Алексеевич был уверен, что отход от Православия возможен только тогда, когда нет церковной проповеди и подлинного просвещения. Поэтому первым делом он основал церковно-приходскую школу, где состоял директором и законоучителем. Молодому миссионеру помогал настоятель местного храма священник М. Васильев. Поддерживало его и Вольское земство, определив ему постоянное жалование за учительскую деятельность в основанной им миссионерской школе.

Круг миссионерской деятельности Константина постепенно расширился. По благословению Преосвященного Тихона его утвердили учителем русско-славянского языка Вольского духовного училища и назначили миссионером Братства Святого Креста, руководителем миссионерских бесед и основателем противосектантской библиотеки в Вольске. Еще через три года Преосвященнейший Тихон, учитывая успехи Константина Голубева, назначил его противосектантским миссионером Саратовской епархии.

 

ИХ ЧИСЛО И ИСЧИСЛИТЬ ТРУДНО

За время своего самоотверженного подвижнического миссионерского служения в епархии (1876–1895 гг.) Константину Алексеевичу удалось многих удержать от перехода в различные секты, а также утвердить в Православии более пятисот человек, хотя, по свидетельству современников, их число и исчислить трудно.

Деятельность Саратовского епархиального миссионерства обратила на себя внимание Митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского). В то время его обеспокоила активность сектантов в Московской губернии, особенно в Богородском уезде.

Именно сюда, в Богородск, 4 марта 1895 года Константин Голубев был определен Митрополитом Сергием на протоиерейскую вакансию в Богоявленский собор с правом предстояния между всеми священнослужителями Богородского и Павлово-Посадского уездов.

Не в этом ли состояла высокая оценка заслуг Константина Алексеевича на миссионерском поприще?

 

НАГРАЖДЕНИЯ И НАЗНАЧЕНИЯ

12 марта епископ Можайский Тихон (Никаноров) рукоположил Константина Голубева во священники. Отец Константин очень быстро завоевал расположение не только православных верующих, но и старообрядцев. В том же году протоиерей Константин вошел в число директоров Богородского уездного отделения попечительного комитета о тюрьмах и стал принимать активное участие в его деятельности на пользу заключенных. Так, он совершал богослужения в тюремном храме, пока туда не был определен постоянный священник.

За обращение в Православие отступивших от него отец Константин был награжден наперсным крестом. Весной 1896 года его назначили председателем Богородского Богоявленского отделения Кирилло-Мефодиевского братства. В 1897 году он был поставлен заведующим Истомкинской церковно-приходской школы при фабрике Шибаевых и с 1901 года состоял законоучителем при ней.

 

ПРОСВЕЩЕНИЕ ЖЕНЩИН

В 1897 году протоиерей Константин Голубев был избран на три года членом попечительного совета Богородской женской прогимназии. Занятия в попечительном совете открыли перед священником проблемы религиозного образования и просвещения женщин в России, от которых в значительной мере зависело религиозно-нравственное воспитание народа.

“Какими будут женщины в стране, — считал он, — какова будет их вера и религиозная просвещенность, такими будут и граждане России”. Это имело особенное значение для фабричных городов, каким был Богородск в то время. И в 1900 году отец Константин открыл при Богоявленском соборе женскую церковно-приходскую школу, в которой состоял заведующим и законоучителем.

В 1901 году он был избран членом Богородского комитета о народной трезвости. При всех своих многочисленных обязанностях священнослужитель не оставлял миссионерскую деятельность. И кроме проповедей в соборе по приезде в Богородск организовал более десяти публичных бесед как в самом городе, так и в селах и деревнях Богородского уезда.

 

СЕМЬЯ ОТЦА КОНСТАНТИНА

Несмотря на огромную пастырскую деятельность, отец Константин находил время и для своей семьи. Семья его была большая, дружная, дети — а их было семеро — воспитывались в строгом православном духе. Две старшие дочери были замужем за священнослужителями. Старший сын, митрофорный протоиерей Константин Голубев, в послевоенные годы был настоятелем Троицкой церкви в Наташине (преставился в 1970 году). А младший, Леонид, окончил Московскую Духовную Академию, позднее был педагогом, директором средней школы.

Отец Константин, по свидетельству членов семьи, был духовно близок протоиерею Иоанну Восторгову. Он часто бывал в Москве, служил в Покровском соборе и Чудовом монастыре, а когда приезжал император, был участником торжественных молебнов в Кремле.

В 1913 году преставилась о Господе супруга отца Константина, Мария Никитична. Замечательны обстоятельства ее предсмертной болезни и кончины. Перед всенощной, когда совершалась память святого праведного Филарета Милостивого, батюшка прилег отдохнуть. Ему в тонком сне явился святой Филарет и сказал: “Что же ты смотришь, ведь жена твоя серьезно больна”. В тот же вечер Мария Никитична почила о Господе — 1/14 декабря.

 

КАТАСТРОФА 1917 ГОДА

Но вот над Россией разразилась страшная катастрофа 1917 года, а вместе с ней наступили небывалые за всю историю гонения на Церковь Христову. Докатились они и до тихого, жившего своей патриархальной жизнью Богородска и в первую очередь обрушились на исповедников святого Православия. И хотя новая власть еще не вполне была установлена в Богородске, отец Константин вскоре был арестован.

Это произошло после одной из всенощных служб в апреле-мае 1918 года (по другим сведениям, в сентябре-октябре; точную дату ареста установить, к сожалению, невозможно из-за отсутствия архивных документов). Несколько дней протоиерея содержали под арестом в Богородской тюрьме. Из членов его семейства в то время в Богородске жила дочь Маргарита, бывшая замужем за учителем, а вместе с отцом — незамужняя дочь Анна.

Без суда и следствия отец Константин был приговорен к смертной казни. По-видимому, о том, что он будет расстрелян, ему все же объявили, так как после этого он передал из тюрьмы на волю свой наперсный крест и служебник.

Священник не просил, чтобы его освободили. Он знал, что осужден на смерть и был к ней готов. Отец Константин мужественно встретил это известие и лишь просил своих палачей скорее делать свое дело. Не знал он только того, что злодеи, вполне испытав силу веры священнослужителя за время его пребывания в тюрьме, избрали для исповедника мучительную казнь.

Дата кончины отца Константина неизвестна. В тот день была ненастная погода, дул сильный ветер. О подробностях гибели протоиерея Константина мы узнаем из доклада члена Всероссийского Церковного Поместного Собора 1917 –1918 гг. В.П. Шеина, который впоследствии стал архимандритом Сергием, а еще позже пополнил ряды новомучеников Российских. Его расстреляли в 1922 году вместе со священномучеником Митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским). Не явился ли для В.П. Шеина мученический подвиг многих свидетелей веры первых лет гонения на Церковь Христову, в том числе и мученичество отца Константина Голубева, примером свидетельства за истину “даже до крове”?

 

МУЧЕНИЧЕСТВО

И вот, в докладе В.П. Шеина о смерти отца Константина читаем: “При расстреле в г. Богородске Московской епархии протоиерея отца Константина Голубева убийцы только ранили его и бросив еще живым в яму, стали засыпать землей. Несчастный молил прикончить его, находящаяся при этом дочь его на коленях с рыданиями умоляла, чтобы отца не закапывали живым, но убийцы оставались непреклонны”.

О предстоящей казни священника было известно заранее. Протоиерей Константин прослужил в Богородске двадцать три года и за это время стал духовным отцом многих православных жителей города. Когда отряд красногвардейцев вывел священника из тюрьмы и повел к месту казни, за ним двинулась густая толпа людей. Те, кто шли близко, слышали, как отец Константин говорил, вспоминая слова Спасителя: “Не ведают, что творят”.

Отца Константина расстреляли на опушке соснового бора и закопали в неглубоком овраге полуживым — по свидетельству очевидцев, земля над погребенным еще некоторое время “дышала”. Впоследствии пришедшие на место расстрела протоиерея закапывали торчавшие из-под земли ступни его ног и края рясы.

Свидетели расстрела священника также вспоминали, что вместе с отцом Константином были расстреляны женщина, бесстрашно его защищавшая, и воин, отказавшийся привести в исполнение смертный приговор. Их тела были сброшены в тот же ров.

По словам старшей дочери убиенного протоиерея Марии Константиновны, приговор привел в исполнение некий Белов. Совесть, очевидно, тревожила убийцу. Ему не раз являлся покойный отец Константин. И вот однажды, увидев свою жену, вошедшую в дом с неубранными волосами, Белов в припадке умопомешательства принял ее за расстрелянного протоиерея. Он выстрелил в вошедшую и убил ее, а затем застрелился сам.

Многие десятилетия место кончины отца Константина почиталось благочестивыми жителями Богородска, хотя безбожники не раз выравнивали маленький холм, пытаясь уничтожить все признаки погребения мученика. Но духовные дети и почитатели отца Константина вновь и вновь воссоздавали его, принося на могилу цветы, иконы и свечи, возжигали лампады, служили панихиды по убиенному протоиерею.

 

ПРИЧИСЛЕНИЕ К ЛИКУ СВЯТЫХ

20 ноября 1995 года были открыты нетленные мощи протоиерея Константина, а также останки двух других пострадавших с ним мучеников. Так Господь явил славу Своего свидетеля.

В 1996 году священномученик Константин Богородский был канонизирован как местночтимый святой Московской епархии, а в августе 2000 года — прославлен в лике новомучеников Российских уже для общецерковного почитания. Память его совершается 19 сентября/2 октября. Мощи священномученика Константина почивают в Богоявленском соборе г. Ногинска (Богородска) — в храме, в котором он предстоял Престолу Божию более двадцати лет.

Православные верующие Богородска и паломники из разных уголков нашей земли приходят поклониться честным останкам священномученика Константина и иже с ним убиенных. Они хранят в сердцах упование, что эти свидетели веры Христовой первых лет гонения на святую Церковь предстоят ныне Престолу Божию в сонме бесчисленных святых Его избранников и молятся за нас.

Архимандрит ИЛАРИЙ (Шишковский), кандидат богословия

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me