Православные храмы

Храм великомученицы Варвары (в городской онкобольнице)

В сентябре 2001 г. больничное отделение реабилитации было…

Храм Владимирской иконы Божией Матери (на Виноградаре)

В 2008 г. началось строительство деревянного храма. Первую Литургию в…

Введенский и храм на Подоле (с пределом благоверного князя Александра Невского)

В течение десяти веков с этого места возносились к Богу молитвы о…
Публикации

Глинский старец схимонах Архипп (Шестаков). Память 27 сентября/10 октября

Преподобный Архипп (в миру Афанасий Шестаков) родился в 1825 г. в купеческой…

“Без милосердия и благотворительности жизнь христианина немыслима”

Что стоит за красивыми словами “милосердие” и “благотворительность”? С какими…

Обращение Предстоятеля УПЦ к украинскому народу в связи с Днем независимости

24 августа — этот день навсегда вошел в историю Украины как переломный момент в…

“В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу...”

Даже в советские времена, будучи мальчишкой, Михаил Суховий никогда не скрывал, что верит в Бога и ходит в православный храм.

Честность эта порой оборачивалась для него неприятностями: если сверстников ничуть не шокировали его убеждения, то учителя постоянно допытывались, не чинят ли родители насилие, поднимая ребенка ни свет ни заря с постели, чтобы всем вместе отправиться на службу в Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры?

Взрослые почему-то были уверены, что ребенок не может по собственному желанию посещать храм. И мальчику приходилось их убеждать, что мама не возражает, когда вместо службы он идет гулять с товарищами, умалчивая при этом о муках совести, которые испытывал, пропуская богослужения. Вот почему он старался не злоупотреблять родительской добротой.

В старших классах он “заболел” хирургией. Узнали учителя — и началось: “Подумай, Суховий, как ты будешь изучать естественные науки, веруя в сказочки о божественном происхождении мира? Михаил смиренно отвечал: “Вот я и хочу идти в медицинский, чтобы во всем разобраться”.

Хотя на самом деле для себя уже все уразумел, а помог ему в этом протоиерей Алексей Глаголев. Батюшка поведал ему о великих врачах: Пирогове, академиках Вернадском, Филатове, Павлове, которых занятия медициной так и не сделали атеистами. А блистательный хирург, лауреат Сталинской премии Войно-Ясенецкий (в будущем архиепископ Крымский), хотя большую часть своей жизни провел в тюрьмах и ссылках, остался верным Богу.

Сегодня Михаил Викторович Суховий — практикующий хирург с более чем тридцатилетним стажем, руководитель хирургической клиники Института гематологии и трансфузиологии АМН Украины, автор многих научных трудов. Уже на собственном опыте он знает, что никакие новейшие достижения науки не могут поколебать веру в Бога, если таковая дается свыше.

“Меня не перестает поражать целесообразность устройства человеческого организма, заложенные в нем возможности хирургического лечения, запас прочности — рассказывает о. Михаил.— Да если бы люди не разрушали себя пороками и страстями, то жили бы намного дольше. Свидетельство тому — значительное число долгожителей среди монахов — людей, умерших для мирских страстей и искушений. А возьмите такое поразительное явление, как человеческий мозг, с которым не сравнится ни одна самая современная кибернетическая машина: неужто и он — плод бездумной эволюции? Родоначальник опытных наук Френсис Бэкон говорил, что “первый глоток из сосуда естественных наук порождает атеизм, однако на дне сосуда нас всегда ожидает Бог”.

Накануне праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы в 2000 году Блаженнейший Митрополит Владимир рукоположил Михаила во священника. Он стал настоятелем храма в честь иконы Пресвятой Богородицы “Всецарица” на территории Городской клинической больницы № 9, где доктор медицинских наук, профессор Суховий трудится и сейчас. Этот факт — яркое свидетельство того, что вера православная — вовсе не удел невежд, а как раз наоборот.

Интересно, как относятся ко второму призванию профессора коллеги Суховия? Оказывается, многие из них начинают сомневаться в разумности своего неверия.

Врач и священник... Как много общего у этих служений. Еще святитель-врач Лука (Войно-Ясенецкий) говорил, что оба врачуют человека, невзирая на лица. И текут к отцу Михаилу недугующие телом и душою. Видят в его кабинете на полках рядом со справочником врача — иконы, среди медицинской литературы — Библию.

— Это успокаивает и располагает даже неверующих больных, — продолжает о. Михаил. — Знаете, на что я обратил внимание? В критических ситуациях, например, в болезни, мало кто отрицает существование Бога. Вообще-то, способность откликаться на голос Божий заложена в каждом из нас, только просыпается она у всех в разные периоды жизни. Тут главное — всеми силами ее укрепить, не заглушить, но развить. Вот я и стараюсь завести с больным разговор о причинах болезни, спасении, говорю, что исцеление проходит быстрее и успешнее, если больной помогает врачу горячими молитвами, покаянием, смирением.

 

? Батюшка, врачу и священнику чаще других приходится сталкиваться с человеческими страданиями, смертью. Наверняка многие интересуются, почему же благий Бог допускает, чтобы Его возлюбленные чада терпели мучения?

— Да, об этом спрашивают нередко. Такие вопросы свидетельствуют о том, что люди нуждаются не только в медикаментозном или оперативном, но и в духовном лечении. Человек должен понимать, что наши хвори — это проявление Божией к нам милости, ибо, являясь реакцией организма на нездоровый образ жизни, кипение страстей, неправедные деяния, болезнь напоминает человеку о конечности земного бытия, о том, что ему придется предстать перед своим Создателем.

Богу было угодно сделать страдания средством нашего очищения и спасения, но, к сожалению, не все об этом знают. А было бы душеполезно почаще вспоминать слова св. Иоанна Златоуста: “Кто научился благодарить Бога за свои болезни, тот недалек от святости”.

 

? Есть ли специфика в пастырском служении священников, храмы которых находятся при больницах?

— Почти каждый день для стационарных больных выполняются требы, или до или после работы, исповедь, причастие, маслособорование. На Рождество, Пасху и на двунадесятые праздники наш приход старается сделать подарки больным и сотрудникам. На Крещение крестным ходом прошли и окропили всю больницу и ее окрестности, освятили воду в бювете.

 

? Если человек заболел, нужно ли бороться за его выздоровление или предоставить все естественному течению событий? Как Бог даст.

— Бороться за человеческую жизнь надо всегда, ведь и Сам Господь врачевал и духовные, и телесные недуги. И в Книге Иисуса, сына Сирахова, читаем: “Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце... И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо и он нужен” (Сир. 38, 9–12).

Но порой наступает момент, когда спасти человека уже нельзя, а медики по просьбам его родных пытаются продлить его жизнь искусственными методами. В результате мучения больного затягиваются. В этом случае следовало бы дать человеку тихо, спокойно отойти в мир иной. То есть, ограничиться так называемой паллиативной помощью — обезболиванием, социальной и психологической поддержкой, пастырским попечением.

 

? У этой проблемы есть другой аспект: речь идет об эвтаназии — намеренном умерщвлении безнадежно больных, в том числе и по их собственному желанию. Вы же знаете, батюшка, что на Западе и у нас есть сторонники этого метода.

— Умерщвление человека, по чьему бы желанию оно ни совершалось, — смертный грех. И потому Церковь на эти призывы говорит решительное “нет”. Признать закономерность таких действий — значит коренным образом извратить представление о долге врача, призванного не пресекать, а сохранять жизни пациентам. Эвтаназия лишит больного в последние часы своей земной жизни возможности пережить благодатное переосмысление пройденного им пути, чтобы предстать перед Создателем с душой, очищенной покаянием.

Татьяна КОРСЕНКО, Ирина РОМОДАНОВА

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu