Православные храмы

Храм святителя Луки Крымского (при Центре эндокринной хирургии)

19 ноября 2013 года по благословению Блаженнейшего Мирополита…

Храм благоверного князя Александра Невского (в полку МВД «Беркут»)

Престольный праздник: дни памяти Блгв. кн. Александра Невского (30…

Покровский храм (в Центральном военном госпитале Министерства обороны)

Указ Императрицы Анны Иоанновны от 19 февраля 1736 г. предписывал: во…

Публикации

Пандемия СПИДа. Распространение болезни в мире и в Украине

Пандемия ВИЧ/СПИДа стала гуманитарной, социальной и экономической катастрофой…

Святитель Игнатий Богоносец: “Старайтесь делать все в единомыслии Божием”

Святитель Игнатий Богоносец (с греческого — “носящий в сердце Бога”), епископ…

Троицын день

Солнце слепит глаза, кто-то отдернул занавеску. Я жмурюсь радостно: Троицын…

Память святителя Димитрия Ростовского празднуется 21 сентября/4 октября — день обретения мощей, 28 октября/10 ноября — день преставления († 1709), 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святителей: Димитрия, митрополита Ростовского, Митрофана и Тихона, епископов Воронежских.

 

ПОСТРИЖЕНИЕ В КИРИЛЛОВСКОМ МОНАСТЫРЕ

Святитель Димитрий, в миру Даниил Туптало, родился в декабре 1651 г. в местечке Макарьево, в 40 верстах от Киева. Отец его, казачий сотник Савва Григорьевич, скончался ктитором Кириллова монастыря; но в молодости он мало бывал дома, занимаясь военной службой, а воспитанием и первоначальным образованием сына занималась мать, Мария Михайловна. О ней святитель всегда вспоминал с нежностью. В их доме царил добрый христианский порядок. Скончалась Мария Михайловна в глубокой старости, в Великий Пяток, в три часа пополудни, то есть, по древнему исчислению, в 9-м часу, когда Господь предал душу Свою в руки Отца Небесного.

Одиннадцати лет Даниил поступил в Киевское Братское училище при Богоявленском монастыре, основанном в 1615 г. (впоследствии — Духовная Академия). Ректором его тогда был выдающийся проповедник и богослов Иоанникий Галятовский, много писавший в защиту Православия. Под его руководством выработался у будущего святителя замечательный дар слова.

Сразу же обнаружились его умственные способности, а также и склонность к подвижнической и созерцательной жизни: в нем сказывался будущий инок. Это были годы войны, Киев не раз переходил то в русские, то в польские руки, и в 1665 г. поляки разрушили училище. Учение Даниила было прервано, и на семнадцатом году жизни он с разрешения родителей поступил в Кириллов монастырь, где 9 июля 1668 г. был пострижен с наречением ему имени Димитрий и через год возведен в сан иеродиакона. Проходя обычные монастырские послушания, он в то же время занимался духовно-литературными трудами и продолжал свое образование.

23 мая 1675 г., в день Сошествия Святого Духа, он был посвящен в сан иеромонаха. Тогда началась его проповедническая деятельность. Он был сначала проповедником при архиепископе Лазаре (Барановиче), которого он называл “великим столпом церковным”, а потом — в Вильне и Слуцке. Когда он вернулся в Малороссию, то ему пришлось быть игуменом в разных монастырях, потому что многие монастыри просили о назначении его к ним настоятелем. Дважды слагал он с себя должность, но люди, высоко ценившие его духовную настроенность и нравственные качества, в частности и святитель Феодосий Черниговский, заставляли его вновь принимать ее на себя.

 

ЧЕТЬИ-МИНЕИ

В 1684 г., по благословению митрополита Киевского Варлаама (Ясинского), св. Димитрий принял на себя главный труд своей жизни — составление Четий-Миней, или Житий Святых, бывших до последнего времени любимым чтением русского народа. Труд этот он нес в течение 25 лет и сам наблюдал за печатанием. 10 августа 1685 г. явилась ему во сне великомученица Варвара, которую он особенно чтил. Он просил ее умолить Господа о грехах его, но святая сказала: “Не знаю, умолю ли, ты молишься по-римски”. Но, видя его смущение, прибавила с улыбкой: “Не бойся!” — и произнесла некоторые утешительные слова, которые он, проснувшись, не мог вспомнить. Он объяснил ее упрек своим обычаем молиться редко и мало, как католики, а не постоянно, как наши православные преподобные.

10 ноября 1685 г. явился ему св. мученик Орест, память которого совершается в этот день и житие которого он только что написал, и сказал ему с веселым лицом: “Я больше претерпел за Христа мук, нежели ты написал!” И, показав ему на левом боку большую рану, сказал: “Сие мне железом прожжено!” Потом, открыв правую руку, показал перерезанные жилы против правого локтя и сказал: “Сие мне перерезано!” Такую же рану показал и на левой руке, сказав: “И сие мне перерезано!” Потом, наклонясь, открыл ноги и, показав раны на сгибе колен, сказал: “Это мне косой пересечено! — и, выпрямившись, добавил: — Видишь ли? Больше я за Христа претерпел, нежели ты написал!” Св. Димитрий подумал, не из пяточисленных ли это св. Орест, но на мысль его св. мученик сказал: “Не тот я Орест, иже от пяточисленных, но тот, его же ты ныне житие написал”. За ним стоял какой-то человек важного вида, показавшийся св. Димитрию тоже мучеником, но он ничего не говорил. Благовест к утрене пробил и прервал его видение. Записал он его через три года под священническою клятвою, но оно было так живо, как будто он его только что видел.

 

РУКОПОЛОЖЕНИЕ В МИТРОПОЛИТЫ

Около 1689 г. св. Димитрий был в Москве по церковным делам и представлялся молодому царю Петру, который жил в то время в Троице-Сергиевой Лавре, и Патриарху Иоакиму. А в 1701 г. он был рукоположен в Москве в митрополита Сибирского и Тобольского. Не по душе было ему это назначение. У него было плохое здоровье, да и продолжать свое любимое дело он мог лишь там, где сосредотачивалось просвещение, а не в далекой Сибири. От волнения он даже заболел. Его посетил государь и успокоил, обещав, что он получит ближайшую епархию, и в 1702 г. он был назначен митрополитом Ростовским. По приезде туда ему было откровение, что здесь он окончит свои дни; место упокоения своего он избрал в Яковлевском монастыре, сказав: “Се покой мой, где вселюсь во век века”. В 1705 г. он закончил Четьи-Минеи.

Много трудился святитель над устроением духовной жизни своей паствы. Нравы ее стояли крайне низко. Даже дети священников почти никогда не причащались. Для борьбы с таким злом святитель в окружных посланиях поучает иереев, как достойно проходить свое звание. При доме своем он открыл училище для подготовки пастырей из детей духовенства и сам следил за их образованием и воспитанием. Против раскольников, которых было много в его епархии, он написал “Розыск о Брынской вере”. В сочинении “Об образе и подобии Божием” — против мнения, что обрившие бороду лишатся спасения — он объясняет, что образ и подобие не во внешнем виде, а в душе человека. Сочинение это, по повелению государя, было напечатано трижды. Проповеди святителя отличаются простотой и живостью. Кроткий и мягкий в управлении, он жизнью своей учил окружающих молитве, посту, милостыне, сострадательности, милосердию.

 

АСКЕТИЗМ СВЯТИТЕЛЯ

Питался он настолько лишь, чтобы поддержать свою жизнь. На первой седмице Великого поста он пищу принимал один раз, а на Страстной — только в Великий Четверток. Он учил читать “Богородице Дево, радуйся...”, когда бьют часы. Глубоко проникнутый смиренным сознанием своих недостатков, он ко всем проявлял одинаковую любовь. Он был сострадателен и милосерден ко всем несчастным, к подчиненным своим относился сердечно и заботливо. О щедрости его и нестяжании говорить не приходится: он строго блюл обеты иночества. Его глубоко чтила вся православная Русь, начиная с царской семьи.

За несколько дней до его кончины в Ростов должны были принести Толгскую икону Божией Матери, и поэтому ждали царицу Прасковью Феодоровну. Святитель сказал пророчески: “Се грядут в Ростов две Царицы: Царица небесная и земная, токмо я их уже видеть не сподоблюсь”. За три дня до кончины ему стало хуже.

26 октября, в день своего Ангела, он служил литургию, но поучения уже говорить не мог, на другой день все же посетил монахиню Варсонофию (кормилицу царевича Алексея Петровича). Обратно он шел с трудом, опираясь на своих служителей, и тотчас же послал за певчими и слушал, греясь у печки, как они пели составленные им песнопения: “Иисусе мой, прелюбезный”, “Надежду мою в Бозе полагаю”, “Ты мой Бог, Ты мое радование” и другие. Когда они ушли, он удержал одного из них, Савву Яковлева, переписывавшего его сочинения, и стал рассказывать ему о своем детстве, о всей своей жизни, о том, как он молился Богу, и закончил словами: “И вы так же молитесь, дети!” Отпуская певчего, он благословил его и чуть не до земли ему поклонился. Певчий содрогнулся и сказал: “Мне ли, владыко, последнему рабу, ты так кланяешься?” Святитель кротко отвечал: “Благодарю тебя, чадо!” Певчий ушел в слезах. Тогда святитель заперся и наедине предался пламенной молитве к Богу. Так утром его и нашли — скончавшимся на коленях. Молитва, столь любимая им при жизни, сопровождала его до смерти. Это было 28 октября 1709 г. Святителю Димитрию было тогда 58 лет.

Тело его было облечено в одежды, приготовленные им самим для погребения. Гроб же был устлан, по его воле, черновыми его бумагами. Весть о его кончине быстро собрала толпу огорченного народа. Тело его было перенесено в собор в присутствии царицы Прасковьи Феодоровны, которая горько плакала о том, что не застала его в живых, отстояла две панихиды и тогда только вернулась в Москву. Затем приехал друг его, митрополит Стефан (Яворский), Местоблюститель Патриаршего Престола: оба святителя условились, что в случае кончины одного из них другой будет погребать усопшего.

 

ОБРЕТЕНИЕ НЕТЛЕННЫХ МОЩЕЙ

Погребение состоялось 25 ноября. Произнося надгробное слово, митрополит Стефан часто восклицал: “Свят, Димитрий, свят!” Затем тело почившего было перенесено, согласно его воле, в Яковлевский монастырь и погребено на указанном им месте. Многие из духовенства и горожан просили, чтобы его похоронили в соборе рядом с его предшественниками. Но митрополит Стефан ответил: “Преосвященный Димитрий сам избрал себе место упокоения: как же я могу нарушить его волю?”

В 1752 г. во время ремонта монастырского собора  мощи святителя Димитрия были обретены нетленными. Тогда же начались и исцеления. К лику святых святитель Димитрий Ростовский был причислен в 1757 г. и тогда же была составлена ему служба.

Празднование памяти трех святителей, Димитрия, Митрофана и Тихона, было установлено в XIX в. после составления специальной службы, в связи с тем, что в г. Бежецке Тверской епархии в храме в честь Рождества Христова был придел во имя этих святителей.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me