Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского (в 17‑й больнице)

Территория, занимаемая 17‑й больницей, до революции принадлежала…

Храм иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Первым храмом общины является храм святителя Петра (Могилы),…

Храм святителя Николая Мирликийского (в приемнике-распределителе для несовершеннолетних ГУВД в Киеве)

В этом храме несут послушание священнослужители Петропавловского…

Публикации

Пасхальная трапеза

Хотя Царствие Божие, по выражению апостола Павла, не есть пища и питие (см.:…

Яке у нас сьогодні свято, мамо?

За шість днів до іудейського свята Пасхи Іісус Христос у супроводі Своїх учнів…

Оккультизм и Православие: взгляд на вопросы спасения

“Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто”. (Сир.…

Память святителя Димитрия Ростовского празднуется 21 сентября/4 октября — день обретения мощей, 28 октября/10 ноября — день преставления († 1709), 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святителей: Димитрия, митрополита Ростовского, Митрофана и Тихона, епископов Воронежских.

 

ПОСТРИЖЕНИЕ В КИРИЛЛОВСКОМ МОНАСТЫРЕ

Святитель Димитрий, в миру Даниил Туптало, родился в декабре 1651 г. в местечке Макарьево, в 40 верстах от Киева. Отец его, казачий сотник Савва Григорьевич, скончался ктитором Кириллова монастыря; но в молодости он мало бывал дома, занимаясь военной службой, а воспитанием и первоначальным образованием сына занималась мать, Мария Михайловна. О ней святитель всегда вспоминал с нежностью. В их доме царил добрый христианский порядок. Скончалась Мария Михайловна в глубокой старости, в Великий Пяток, в три часа пополудни, то есть, по древнему исчислению, в 9-м часу, когда Господь предал душу Свою в руки Отца Небесного.

Одиннадцати лет Даниил поступил в Киевское Братское училище при Богоявленском монастыре, основанном в 1615 г. (впоследствии — Духовная Академия). Ректором его тогда был выдающийся проповедник и богослов Иоанникий Галятовский, много писавший в защиту Православия. Под его руководством выработался у будущего святителя замечательный дар слова.

Сразу же обнаружились его умственные способности, а также и склонность к подвижнической и созерцательной жизни: в нем сказывался будущий инок. Это были годы войны, Киев не раз переходил то в русские, то в польские руки, и в 1665 г. поляки разрушили училище. Учение Даниила было прервано, и на семнадцатом году жизни он с разрешения родителей поступил в Кириллов монастырь, где 9 июля 1668 г. был пострижен с наречением ему имени Димитрий и через год возведен в сан иеродиакона. Проходя обычные монастырские послушания, он в то же время занимался духовно-литературными трудами и продолжал свое образование.

23 мая 1675 г., в день Сошествия Святого Духа, он был посвящен в сан иеромонаха. Тогда началась его проповедническая деятельность. Он был сначала проповедником при архиепископе Лазаре (Барановиче), которого он называл “великим столпом церковным”, а потом — в Вильне и Слуцке. Когда он вернулся в Малороссию, то ему пришлось быть игуменом в разных монастырях, потому что многие монастыри просили о назначении его к ним настоятелем. Дважды слагал он с себя должность, но люди, высоко ценившие его духовную настроенность и нравственные качества, в частности и святитель Феодосий Черниговский, заставляли его вновь принимать ее на себя.

 

ЧЕТЬИ-МИНЕИ

В 1684 г., по благословению митрополита Киевского Варлаама (Ясинского), св. Димитрий принял на себя главный труд своей жизни — составление Четий-Миней, или Житий Святых, бывших до последнего времени любимым чтением русского народа. Труд этот он нес в течение 25 лет и сам наблюдал за печатанием. 10 августа 1685 г. явилась ему во сне великомученица Варвара, которую он особенно чтил. Он просил ее умолить Господа о грехах его, но святая сказала: “Не знаю, умолю ли, ты молишься по-римски”. Но, видя его смущение, прибавила с улыбкой: “Не бойся!” — и произнесла некоторые утешительные слова, которые он, проснувшись, не мог вспомнить. Он объяснил ее упрек своим обычаем молиться редко и мало, как католики, а не постоянно, как наши православные преподобные.

10 ноября 1685 г. явился ему св. мученик Орест, память которого совершается в этот день и житие которого он только что написал, и сказал ему с веселым лицом: “Я больше претерпел за Христа мук, нежели ты написал!” И, показав ему на левом боку большую рану, сказал: “Сие мне железом прожжено!” Потом, открыв правую руку, показал перерезанные жилы против правого локтя и сказал: “Сие мне перерезано!” Такую же рану показал и на левой руке, сказав: “И сие мне перерезано!” Потом, наклонясь, открыл ноги и, показав раны на сгибе колен, сказал: “Это мне косой пересечено! — и, выпрямившись, добавил: — Видишь ли? Больше я за Христа претерпел, нежели ты написал!” Св. Димитрий подумал, не из пяточисленных ли это св. Орест, но на мысль его св. мученик сказал: “Не тот я Орест, иже от пяточисленных, но тот, его же ты ныне житие написал”. За ним стоял какой-то человек важного вида, показавшийся св. Димитрию тоже мучеником, но он ничего не говорил. Благовест к утрене пробил и прервал его видение. Записал он его через три года под священническою клятвою, но оно было так живо, как будто он его только что видел.

 

РУКОПОЛОЖЕНИЕ В МИТРОПОЛИТЫ

Около 1689 г. св. Димитрий был в Москве по церковным делам и представлялся молодому царю Петру, который жил в то время в Троице-Сергиевой Лавре, и Патриарху Иоакиму. А в 1701 г. он был рукоположен в Москве в митрополита Сибирского и Тобольского. Не по душе было ему это назначение. У него было плохое здоровье, да и продолжать свое любимое дело он мог лишь там, где сосредотачивалось просвещение, а не в далекой Сибири. От волнения он даже заболел. Его посетил государь и успокоил, обещав, что он получит ближайшую епархию, и в 1702 г. он был назначен митрополитом Ростовским. По приезде туда ему было откровение, что здесь он окончит свои дни; место упокоения своего он избрал в Яковлевском монастыре, сказав: “Се покой мой, где вселюсь во век века”. В 1705 г. он закончил Четьи-Минеи.

Много трудился святитель над устроением духовной жизни своей паствы. Нравы ее стояли крайне низко. Даже дети священников почти никогда не причащались. Для борьбы с таким злом святитель в окружных посланиях поучает иереев, как достойно проходить свое звание. При доме своем он открыл училище для подготовки пастырей из детей духовенства и сам следил за их образованием и воспитанием. Против раскольников, которых было много в его епархии, он написал “Розыск о Брынской вере”. В сочинении “Об образе и подобии Божием” — против мнения, что обрившие бороду лишатся спасения — он объясняет, что образ и подобие не во внешнем виде, а в душе человека. Сочинение это, по повелению государя, было напечатано трижды. Проповеди святителя отличаются простотой и живостью. Кроткий и мягкий в управлении, он жизнью своей учил окружающих молитве, посту, милостыне, сострадательности, милосердию.

 

АСКЕТИЗМ СВЯТИТЕЛЯ

Питался он настолько лишь, чтобы поддержать свою жизнь. На первой седмице Великого поста он пищу принимал один раз, а на Страстной — только в Великий Четверток. Он учил читать “Богородице Дево, радуйся...”, когда бьют часы. Глубоко проникнутый смиренным сознанием своих недостатков, он ко всем проявлял одинаковую любовь. Он был сострадателен и милосерден ко всем несчастным, к подчиненным своим относился сердечно и заботливо. О щедрости его и нестяжании говорить не приходится: он строго блюл обеты иночества. Его глубоко чтила вся православная Русь, начиная с царской семьи.

За несколько дней до его кончины в Ростов должны были принести Толгскую икону Божией Матери, и поэтому ждали царицу Прасковью Феодоровну. Святитель сказал пророчески: “Се грядут в Ростов две Царицы: Царица небесная и земная, токмо я их уже видеть не сподоблюсь”. За три дня до кончины ему стало хуже.

26 октября, в день своего Ангела, он служил литургию, но поучения уже говорить не мог, на другой день все же посетил монахиню Варсонофию (кормилицу царевича Алексея Петровича). Обратно он шел с трудом, опираясь на своих служителей, и тотчас же послал за певчими и слушал, греясь у печки, как они пели составленные им песнопения: “Иисусе мой, прелюбезный”, “Надежду мою в Бозе полагаю”, “Ты мой Бог, Ты мое радование” и другие. Когда они ушли, он удержал одного из них, Савву Яковлева, переписывавшего его сочинения, и стал рассказывать ему о своем детстве, о всей своей жизни, о том, как он молился Богу, и закончил словами: “И вы так же молитесь, дети!” Отпуская певчего, он благословил его и чуть не до земли ему поклонился. Певчий содрогнулся и сказал: “Мне ли, владыко, последнему рабу, ты так кланяешься?” Святитель кротко отвечал: “Благодарю тебя, чадо!” Певчий ушел в слезах. Тогда святитель заперся и наедине предался пламенной молитве к Богу. Так утром его и нашли — скончавшимся на коленях. Молитва, столь любимая им при жизни, сопровождала его до смерти. Это было 28 октября 1709 г. Святителю Димитрию было тогда 58 лет.

Тело его было облечено в одежды, приготовленные им самим для погребения. Гроб же был устлан, по его воле, черновыми его бумагами. Весть о его кончине быстро собрала толпу огорченного народа. Тело его было перенесено в собор в присутствии царицы Прасковьи Феодоровны, которая горько плакала о том, что не застала его в живых, отстояла две панихиды и тогда только вернулась в Москву. Затем приехал друг его, митрополит Стефан (Яворский), Местоблюститель Патриаршего Престола: оба святителя условились, что в случае кончины одного из них другой будет погребать усопшего.

 

ОБРЕТЕНИЕ НЕТЛЕННЫХ МОЩЕЙ

Погребение состоялось 25 ноября. Произнося надгробное слово, митрополит Стефан часто восклицал: “Свят, Димитрий, свят!” Затем тело почившего было перенесено, согласно его воле, в Яковлевский монастырь и погребено на указанном им месте. Многие из духовенства и горожан просили, чтобы его похоронили в соборе рядом с его предшественниками. Но митрополит Стефан ответил: “Преосвященный Димитрий сам избрал себе место упокоения: как же я могу нарушить его волю?”

В 1752 г. во время ремонта монастырского собора  мощи святителя Димитрия были обретены нетленными. Тогда же начались и исцеления. К лику святых святитель Димитрий Ростовский был причислен в 1757 г. и тогда же была составлена ему служба.

Празднование памяти трех святителей, Димитрия, Митрофана и Тихона, было установлено в XIX в. после составления специальной службы, в связи с тем, что в г. Бежецке Тверской епархии в храме в честь Рождества Христова был придел во имя этих святителей.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me