Православные храмы

Храм преподобного Агапита Печерского (в Пушкинском парке)

Первую Литургию служили на Пасху 1998 г. Храм размещался в…

Храм равноапостольного великого князя Владимира (в 18‑й больнице, на бульваре Шевченко)

Киевский Императорский Университет св. Владимира (современное…

Храм святителя Николая Мирликийского (в приемнике-распределителе для несовершеннолетних ГУВД в Киеве)

В этом храме несут послушание священнослужители Петропавловского…
Публикации

Михаил Литвиненко: Я родился христианином...

Известный музыкант и композитор, регент Митрополичьего хора Свято-Успенской…

Все содействует ко благу

“Знаем, что любящим Бога все содействует ко благу” (Рим.8,28). Эти слова…

Вера и образование: молодежь в XXI веке

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины,…

Богатство и бедность

На вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви.

?На самом ли деле Священное Писание учит, что богатому достичь спасения невозможно?

Господь не сказал “невозможно”. Он сказал, что “трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие” (Лк. 18, 24–25). Эти слова удивили и ошеломили учеников. Они, как и большинство людей, считали, что богатство и обеспеченная жизнь являются благословением от Бога. И тогда апостолы риторически спросили: “Кто же может спастись?” и услышали в ответ: “...невозможное человекам возможно Богу” (Лк. 18, 27).

К тому же мысль про игольные уши является не только удачным метким выражением. Такое название имели одни из ворот Иерусалима. Сквозь них должны были попасть в город те, кто задержался в дороге до полуночи. Эти ворота были настолько узкими, что через них мог пройти только человек без оружия и других вещей. Возможно, Господь преднамеренно так сказал апостолам, намекая, что богатство на пути к Царствию Божию не только не помогает, но может и навредить.

А чтобы оно не стало в тягость, необходимо его не просто воспринимать как дар Божий и Его милость. Нужно брать пример с Господа, Который дал нам все необходимое, и щедро подавать тем, кто нуждается в нашей помощи. И тогда мы будем иметь надежду в день последнего суда услышать от Спасителя: “...приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне” (Мф. 25, 34–36). Не к тем ли, кто имел чем поделиться (то есть к богатым), это обращение?

 

?Неужели быть богатым — грех?

 

Быть богатым не грех, грех — служить богатству и иметь целью жизни накопление богатства. “Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне” (Мф. 6, 24).

Не богатство является грехом и бедой, а излишняя надежда на него отдаляет человека от Бога.

С другой стороны, и богатство может быть орудием на пути ко спасению. Для этого оно должно стать не целью, а средством.

В последнее время в нашем обществе все больше появляется людей, которых можно назвать богатыми. Но меньше ли одновременно становится беспризорных детей и нищих на улицах? Каждый ли детский дом, больница или тюрьма обеспечены всем необходимым? К сожалению, пока еще нет...

Поэтому, для тех, кто научился приумножать свое богатство на земле, нелишне будет научиться собирать себе богатство и на небе. А для этого, прежде всего, необходимо научиться служить ближнему и Богу.

 

?Почему люди преимущественно заняты накоплением собственного богатства, а не спасением души?

Имеется несколько причин избыточной любви людей к богатству. Среди них сластолюбие, тщеславие и отсутствие веры в Божию заботу о нас.

Сластолюбивый любит богатство ради богатства. Он гордится своим богатством, служит ему и приумножает его. Для него накопление является и средством и целью.

Тщеславный благодаря богатству мечтает получить уважение среди людей и привлечь к себе внимание.

Но главная причина избыточного стяжания земных благ — это отсутствие веры и надежды на Бога. Маловерующий человек надеется на богатство, как на Бога. Он верит в богатство, как в Бога. Он думает, что сможет сделать запасы на случай болезни, общественных неурядиц и тому подобное. Он верит, что богатство защитит и спасет его.

Именно от этого предостерегал Господь, когда говорил: “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф. 6, 19–20).

 

?Почему одним Господь посылает богатство и благосостояние, а другим — бедность и нищету?

Действительно, продолжительность нашей жизни и наше земное благополучие является не только результатом нашего труда, но и зависят от Божия благословения.

Господь прежде всего заботится о спасении наших душ. И поэтому предоставляет все необходимое для этого. Одному — богатство и благосостояние, чтобы он имел возможность послужить ближним. Ибо, как говорит святитель Иоанн Златоуст: “Богатый не тот, кто приобрел много, а тот, кто много раздал”.

А другому Господь посылает испытание. Да и кто из нас не знает, что мы именно тогда искренне и даже со слезами обращаемся к Богу, когда более не на кого и не на что надеяться. Именно через болезни и жизненные неурядицы Господь зовет нас к Себе. Поэтому, кто страдает, тому легче обратиться к Богу и идти путем спасения.

Богатому же, как говорил Господь, “тяжело войти в Царствие Небесное”. Но не именно богатство ведет к погибели, а чрезмерная надежда на него и на собственные возможности. Не деньги и вещи отдаляют человека от Бога, а извращенное сердце и воля.

Священное Писание учит: “Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет” (Лк. 12, 21). “Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам” (Лк. 12, 31).

Ибо Господь заботится о каждом из нас больше, чем самая лучшая в мире мать о своем ребенке.

 

?Что делать, когда человек тяжело работает, но, невзирая на это, все равно живет в бедности?

В период экономической нестабильности случается, что человек много и упорно работает, но не может полностью обеспечивать свою семью всем необходимым. Главное в это время — иметь терпение и надежду на Божию помощь. Не нужно печалиться, ибо это огорчит всех близких. Не нужно роптать и злиться, ибо это обязательно отразится на отношениях в семье. Но одновременно нужно избегать искушения заработать нечестным или противозаконным путем.

Необходимо всегда помнить, что Господь не дает человеку, надеющемуся на Него, креста большего, чем он может нести. Господь всегда рядом, Он помнит о тебе и оказывает необходимую помощь и для жизни земной и для спасения бессмертной души.

Для человека, который не имеет достатка, уместным будет вспомнить и земную жизнь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Господь родился в вифлеемской пещере, жил не в царских палатах, а среди простых людей. Вместе с ними делил простую еду и, как говорит Священное Писание, не имел даже где главу приклонить.

Можно вспомнить и многострадального Иова, который имел все, а затем все потерял, но тем не менее продолжал прославлять Бога, говоря: “Господь дал и Господь взял; (как угодно было Господу, так и сделалось)” (Иов. 1, 21). “Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?” (Иов. 2, 10).

Главное состоит в том, что когда человек имеет крепкую веру и надежду на Бога, то он благодарит Бога за все и говорит вместе со святителем Иоанном Златоустом: “Слава Богу за все!”.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu