Православные храмы

Храм иконы Божией Матери «Знамение» (на ул. Лагерной)

Земля, на которой построена новая церковь, ранее называлась «Дача…

Воскресенский храм на Печерске (Афганская церковь)

Церковь Воскресения Христова. Бывший приходской храм Печерского…

Храм великомученицы Варвары (в поликлинике на Березняках)

На Подоле, на Покровской улице, была церковь вмц. Варвары. Она…
Публикации

Алексей Хомяков. 200-летие со дня рождения выдающегося русского писателя, философа и общественного деятеля

Алексей Степанович Хомяков относился к тому очень редкому типу людей, которые…

Стрітення Господнє

Праведному Симеону було обіцяно, що він не помре, доки не побачить Христа…

Хрещення дітей

Святе Хрещення, заповідане Господом, яке здійснюється в ім’я Святої Тройці,…

Cвятые горы Украины

Настоятель Святогорского монастыря, архимандрит Арсений, в 1851 г. прямо утверждал: “Мы не можем сомневаться, что выходцы Лавры Печерской основали нашу обитель”.

Согласно другому преданию, монастырь основали греческие монахи, — по одной версии бежавшие от преследований императорской власти в период иконоборческой ереси, по другой — от навязываемой Флорентийской унии. Основанием для этого послужили найденные при раскопках, во 2-й половине ХІХ века, иноческие погребения по афонскому обычаю.

ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ МОНАСТЫРЯ

Академик Д. И. Багалей, видный ученый и исследователь истории Украины, считает безусловным существование монастыря еще в домонгольский период.

Исследователь пещер прот. Н. Фомин относит время появления монастыря ко времени расцвета Киевской Руси, а именно к ХІ веку.

КОГДА ГОРЫ СТАЛИ СВЯТЫМИ

Само название “Святые Горы ” впервые упоминается в 1526 г. в записках германского посла при Московском дворе Сигизмунда Герберштейна. В московских летописях Святогорье впервые упомянуто в 1547 г. Наиболее ранний архивный материал, свидетельствующий о существовании пещерного монастыря, относится к 1624 г. —это жалованная грамота царя Михаила Федоровича Святогорской обители.

В 1738–1739 гг. в обители свирепствовала эпидемия чумы, в результате которой в живых остались лишь два старых монаха.

Однако, несмотря на все бедствия, Святогорский монастырь к середине XVIII века не только восстанавливается, но и получает дальнейшее развитие.

ТЕМНЫЕ ПОТЕМКИНСКИЕ ВРЕМЕНА

В 1788 г. Святогорский монастырь закрывают, церковные земли переходят во владение князя Потемкина. Есть основания полагать, что закрытие Святогорского монастыря, как и Межигорского, расположенного под Киевом, было связано с ликвидацией князем Потемкиным Запорожской Сечи, так как эти обители были особо чтимы казаками.

Вновь открыт был Святогорский монастырь в 1844 г., благодаря усилиям Т. Б. Потемкиной на праздник Успения Божией Матери. В обитель перешли 12 монахов Глинской Пустыни, во главе с иеромонахом Арсением. Святая обитель воссоздавалась буквально из развалин. Правила устава Святогорского монастыря были взяты из устава Святой Афонской Горы.

Первый настоятель — архим. Арсений (Митрофанов) много потрудился в восстановлении и обустройстве обители. Из бывших развалин она в течение 15-ти лет стала одной из богатейших в крае. Тяжелый недуг сломил силы настоятеля и прекратил труды — 12 октября 1859 г. он скончался и был погребен в одной из пещер Святогорской меловой скалы. Возле места захоронения был высечен храм в честь мирского покровителя архим. Арсения — Алексия, человека Божия.

МОЛИТВЕННЫЕ ПРАВИЛА

К этому же времени относится деятельность прп. Иоанна Затворника, Святогорского, обновившего в ХІХ веке древние подвиги пещерных затворников Киево-Печерской Лавры. До этого 11 лет он провел в Глинской Пустыни. Как воин Христов во всеоружии преподобия и святыни перешел в Святые Горы. В числе 12-ти человек, которые с игуменом Арсением были в 1844 г. назначены в Святогорскую Пустынь, монах Иоанникий (Иоанн — имя подвижника в схиме) прибыл на новое место подвигов.

Правило молитвенное, по заповеди отца Арсения, совершал он следующее: в сутки полагал по 700 земных поклонов, 100 поясных, произносил 5000 молитв Иисусовых, 1000 Богородичных, читал акафисты Иисусу Сладчайшему, Богородице и Страстям Христовым, помянник с именами живых и усопших по запискам, подаваемым от благотворителей и усердствующих, приобщался Святых Христовых Таин ежемесячно. Прожив 2,5 года в неисходном затворе, иеромонах Иоанникий был пострижен 29 августа 1852 г., в возрасте 57 лет, в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, в великий ангельский образ — схиму и наречен Иоанном.

“ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК” ВМЕСТО ЦЕРКВИ

За 70 лет существования — с 1844 по 1914 год возобновленная обитель благодаря трудам настоятеля и братии стала одним из крупнейших монастырей Российской Империи, вследствие чего, еще до революции по ходатайству верующих паломников, а также донского казачества, неоднократно поднимался вопрос о присвоении Святогорской Пустыни статуса Лавры.

Революция в 1917 году и приход новой богоборческой власти прервали спокойный ход жизни монастыря. Началось очередное разорение и разграбление обители, которое сопровождалось святотатством, издевательствами и убийством братии. Уже в 1918 году количество братии сократилось с 700 до 200 человек.

Во время Гражданской войны, осенью 1919 г., в Святогорской обители состоялась встреча прославленного генерала Кутепова, “рыцаря без страха и упрека”, воплощавшего в себе то лучшее, чем был офицерский корпус царской армии, впоследствии убитого в Париже агентами ГПУ, с митрополитом Антонием (Храповицким), впоследствии возглавившим Русскую Православную Церковь за границей.

В 1922 году советская власть выгнала последних насельников и закрыла Святогорскую Пустынь, которую превратила в Дом отдыха. Успенский собор стал кинотеатром. Богоборцы разорили Арсеньевский, Ахтырский и Спасов монастырские скиты, Разрушили Преображенский, Всесвятский и Петро-Павловский храмы, а на верхушке горы рядом с монастырем, установили памятник революционеру Артему.

Кстати, его появление предрекал один из Святогорских старцев в начале ХХ столетия. Монастырская старшина спросила юродивого и прозорливого иеромонаха Исаакия: Не поставить ли церковь на соседней с монастырем горе, которую называли Елеоном? Старец, который зимой ходил босиком, а летом – в тулупе, приложил рукавицу ко лбу, глянул на гору и сказал: Церкви не вижу, вижу здорового человека. “Здоровый человек” появился на горе через четверть столетия в 1927 году.

Святые Горы были названы Красными, Святогорск получил название Банное (затем Славяногорск), а монастырь стал Домом отдыха имени Артема. Но подвижники благочестия остались и в советское время. Среди них игумен Иоанн (Стрельцов), который еще в советское время предрекал возрождение обители.

БОГОСЛУЖЕНИЕ НА БЕРЕГУ ДОНЦА

Спустя 70 лет после закрытия, Святогорский монастырь в 1992 г. вновь был открыт. Этому предшествовала долгая подготовительная работа. Первые попытки вернуть монастырь в конце 70-х годов успехом не увенчались. Во второй половине 80-х наконец созрел вопрос о возобновлении Пустыни. Духовным вдохновителем восстановления Святогорского монастыря стал Преосвященнейший Алипий (Погребняк), Епископ Донецкий и Славянский. Будучи собирателем церковных реликвий и знатоком истории Святогорья, он сыграл решающую роль в возрождении обители. Первое официальное богослужение было проведено непосредственно Преосвященнейшим Алипием 19 января 1992 г. на берегу Донца при огромном стечении народа. Крестным ходом во главе с владыкой Алипием, 4 октября 1992 г. при стечении тысяч молящихся, была возвращена в обитель икона Святогорской Божией Матери. Через 2 года произошло еще одно событие, своим масштабом выходящее за рамки монастырской жизни — перенесение мощей святого Иоанна Затворника в Успенский собор.

СВЯТЫМ ГОРАМ — СТАТУС ЛАВРЫ

29 декабря 2003 года состоялся акт окончательной передачи здания, построек и земель, исторически принадлежавших монастырю. В настоящее время число братии составляет более 100 человек, с каждым годом оно увеличивается. В обители восстановлены 2 скита — Всесвятский и Преподобных Антония и Феодосия Печерских. В прилегающем к монастырю селе Богородичное открыт храм в честь иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радосте”. На 5 монастырских колокольнях собрано 54 колокола, самый большой из них весом более 6 тонн. В обители организован прекрасный братский хор.

9 марта этого года, заслушав рапорт Высокопреосвященнейшего Илариона, Митрополита Донецкого и Мариупольского, управляющего Горловской епархией, Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение предоставить Свято-Успенскому Святогорскому мужскому монастырю Горловской епархии УПЦ (г. Святогорск Донецкой области) статус Лавры. Отныне Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь именуется Свято-Успенской Святогорской Лаврой.

Прот. Георгий Коваленко, Александр Кукуишко

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu