Православные храмы

Вознесенская церковь на Демеевке

Приходской храм Демеевки (Голосеевский проспект, 54). Пригородное…

Храм в честь Преображения Господня (в Дарницком районе)

В 2011 году по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и…

Храм святителя Николая Мирликийского (в Военной части № 3066)

Храм размещается на территории Военной части № 3066 управления…

Публикации

Первоначальник русской летописи прп. Нестор Летописец

27 октября /9 ноября — день памяти прп. Нестора Летописца

“Без милосердия и благотворительности жизнь христианина немыслима”

Что стоит за красивыми словами “милосердие” и “благотворительность”? С какими…

Одна бабка сказала, или что в Церкви нужно пропускать мимо ушей

Предрассудки давно живут самостоятельной жизнью — полнокровной и независимой.…
Настоятель Святогорского монастыря, архимандрит Арсений, в 1851 г. прямо утверждал: “Мы не можем сомневаться, что выходцы Лавры Печерской основали нашу обитель”.

Согласно другому преданию, монастырь основали греческие монахи, — по одной версии бежавшие от преследований императорской власти в период иконоборческой ереси, по другой — от навязываемой Флорентийской унии. Основанием для этого послужили найденные при раскопках, во 2-й половине ХІХ века, иноческие погребения по афонскому обычаю.

ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ МОНАСТЫРЯ

Академик Д. И. Багалей, видный ученый и исследователь истории Украины, считает безусловным существование монастыря еще в домонгольский период.

Исследователь пещер прот. Н. Фомин относит время появления монастыря ко времени расцвета Киевской Руси, а именно к ХІ веку.

КОГДА ГОРЫ СТАЛИ СВЯТЫМИ

Само название “Святые Горы ” впервые упоминается в 1526 г. в записках германского посла при Московском дворе Сигизмунда Герберштейна. В московских летописях Святогорье впервые упомянуто в 1547 г. Наиболее ранний архивный материал, свидетельствующий о существовании пещерного монастыря, относится к 1624 г. —это жалованная грамота царя Михаила Федоровича Святогорской обители.

В 1738–1739 гг. в обители свирепствовала эпидемия чумы, в результате которой в живых остались лишь два старых монаха.

Однако, несмотря на все бедствия, Святогорский монастырь к середине XVIII века не только восстанавливается, но и получает дальнейшее развитие.

ТЕМНЫЕ ПОТЕМКИНСКИЕ ВРЕМЕНА

В 1788 г. Святогорский монастырь закрывают, церковные земли переходят во владение князя Потемкина. Есть основания полагать, что закрытие Святогорского монастыря, как и Межигорского, расположенного под Киевом, было связано с ликвидацией князем Потемкиным Запорожской Сечи, так как эти обители были особо чтимы казаками.

Вновь открыт был Святогорский монастырь в 1844 г., благодаря усилиям Т. Б. Потемкиной на праздник Успения Божией Матери. В обитель перешли 12 монахов Глинской Пустыни, во главе с иеромонахом Арсением. Святая обитель воссоздавалась буквально из развалин. Правила устава Святогорского монастыря были взяты из устава Святой Афонской Горы.

Первый настоятель — архим. Арсений (Митрофанов) много потрудился в восстановлении и обустройстве обители. Из бывших развалин она в течение 15-ти лет стала одной из богатейших в крае. Тяжелый недуг сломил силы настоятеля и прекратил труды — 12 октября 1859 г. он скончался и был погребен в одной из пещер Святогорской меловой скалы. Возле места захоронения был высечен храм в честь мирского покровителя архим. Арсения — Алексия, человека Божия.

МОЛИТВЕННЫЕ ПРАВИЛА

К этому же времени относится деятельность прп. Иоанна Затворника, Святогорского, обновившего в ХІХ веке древние подвиги пещерных затворников Киево-Печерской Лавры. До этого 11 лет он провел в Глинской Пустыни. Как воин Христов во всеоружии преподобия и святыни перешел в Святые Горы. В числе 12-ти человек, которые с игуменом Арсением были в 1844 г. назначены в Святогорскую Пустынь, монах Иоанникий (Иоанн — имя подвижника в схиме) прибыл на новое место подвигов.

Правило молитвенное, по заповеди отца Арсения, совершал он следующее: в сутки полагал по 700 земных поклонов, 100 поясных, произносил 5000 молитв Иисусовых, 1000 Богородичных, читал акафисты Иисусу Сладчайшему, Богородице и Страстям Христовым, помянник с именами живых и усопших по запискам, подаваемым от благотворителей и усердствующих, приобщался Святых Христовых Таин ежемесячно. Прожив 2,5 года в неисходном затворе, иеромонах Иоанникий был пострижен 29 августа 1852 г., в возрасте 57 лет, в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, в великий ангельский образ — схиму и наречен Иоанном.

“ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК” ВМЕСТО ЦЕРКВИ

За 70 лет существования — с 1844 по 1914 год возобновленная обитель благодаря трудам настоятеля и братии стала одним из крупнейших монастырей Российской Империи, вследствие чего, еще до революции по ходатайству верующих паломников, а также донского казачества, неоднократно поднимался вопрос о присвоении Святогорской Пустыни статуса Лавры.

Революция в 1917 году и приход новой богоборческой власти прервали спокойный ход жизни монастыря. Началось очередное разорение и разграбление обители, которое сопровождалось святотатством, издевательствами и убийством братии. Уже в 1918 году количество братии сократилось с 700 до 200 человек.

Во время Гражданской войны, осенью 1919 г., в Святогорской обители состоялась встреча прославленного генерала Кутепова, “рыцаря без страха и упрека”, воплощавшего в себе то лучшее, чем был офицерский корпус царской армии, впоследствии убитого в Париже агентами ГПУ, с митрополитом Антонием (Храповицким), впоследствии возглавившим Русскую Православную Церковь за границей.

В 1922 году советская власть выгнала последних насельников и закрыла Святогорскую Пустынь, которую превратила в Дом отдыха. Успенский собор стал кинотеатром. Богоборцы разорили Арсеньевский, Ахтырский и Спасов монастырские скиты, Разрушили Преображенский, Всесвятский и Петро-Павловский храмы, а на верхушке горы рядом с монастырем, установили памятник революционеру Артему.

Кстати, его появление предрекал один из Святогорских старцев в начале ХХ столетия. Монастырская старшина спросила юродивого и прозорливого иеромонаха Исаакия: Не поставить ли церковь на соседней с монастырем горе, которую называли Елеоном? Старец, который зимой ходил босиком, а летом – в тулупе, приложил рукавицу ко лбу, глянул на гору и сказал: Церкви не вижу, вижу здорового человека. “Здоровый человек” появился на горе через четверть столетия в 1927 году.

Святые Горы были названы Красными, Святогорск получил название Банное (затем Славяногорск), а монастырь стал Домом отдыха имени Артема. Но подвижники благочестия остались и в советское время. Среди них игумен Иоанн (Стрельцов), который еще в советское время предрекал возрождение обители.

БОГОСЛУЖЕНИЕ НА БЕРЕГУ ДОНЦА

Спустя 70 лет после закрытия, Святогорский монастырь в 1992 г. вновь был открыт. Этому предшествовала долгая подготовительная работа. Первые попытки вернуть монастырь в конце 70-х годов успехом не увенчались. Во второй половине 80-х наконец созрел вопрос о возобновлении Пустыни. Духовным вдохновителем восстановления Святогорского монастыря стал Преосвященнейший Алипий (Погребняк), Епископ Донецкий и Славянский. Будучи собирателем церковных реликвий и знатоком истории Святогорья, он сыграл решающую роль в возрождении обители. Первое официальное богослужение было проведено непосредственно Преосвященнейшим Алипием 19 января 1992 г. на берегу Донца при огромном стечении народа. Крестным ходом во главе с владыкой Алипием, 4 октября 1992 г. при стечении тысяч молящихся, была возвращена в обитель икона Святогорской Божией Матери. Через 2 года произошло еще одно событие, своим масштабом выходящее за рамки монастырской жизни — перенесение мощей святого Иоанна Затворника в Успенский собор.

СВЯТЫМ ГОРАМ — СТАТУС ЛАВРЫ

29 декабря 2003 года состоялся акт окончательной передачи здания, построек и земель, исторически принадлежавших монастырю. В настоящее время число братии составляет более 100 человек, с каждым годом оно увеличивается. В обители восстановлены 2 скита — Всесвятский и Преподобных Антония и Феодосия Печерских. В прилегающем к монастырю селе Богородичное открыт храм в честь иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радосте”. На 5 монастырских колокольнях собрано 54 колокола, самый большой из них весом более 6 тонн. В обители организован прекрасный братский хор.

9 марта этого года, заслушав рапорт Высокопреосвященнейшего Илариона, Митрополита Донецкого и Мариупольского, управляющего Горловской епархией, Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение предоставить Свято-Успенскому Святогорскому мужскому монастырю Горловской епархии УПЦ (г. Святогорск Донецкой области) статус Лавры. Отныне Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь именуется Свято-Успенской Святогорской Лаврой.

Прот. Георгий Коваленко, Александр Кукуишко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me