Православные храмы

Храм равноапостольного великого князя Владимира (в 18‑й больнице, на бульваре Шевченко)

Киевский Императорский Университет св. Владимира (современное…

Храм равноапостольного князя Владимира (в Наводницком парке)

Закладка Владимирского храма была совершена Блаженнейшим Митрополитом…

Храм святителя Николая Мирликийского (в институте Амосова)

История храма начинается с нескольких устных обращений к директору…
Публикации

Символ незламності Православ’я

Існує багато аргументів і доказів істинності християнства та істинності…

Главный приоритет богословской науки — приведение человеческих душ ко Христу

4–7 сентября по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и…

О мире невидимом

В духовной литературе слова “Архангел” и “Ангел” употребляются в двух (частном…

Спорт: мысли об олимпиаде

Нынешние Олимпиады, как и другие современные спортивные состязания, уже не имеют налета религиозности, свойственного им во времена седой античности.

СВЯЩЕННЫЙ МИР

С давних времен спорт прочно вошел в жизнь человека. Спортивные состязания стали неотъемлемой частью общественной и культурной ее сторон. Еще в Древней Греции в период проведения самых известных в истории состязаний — Олимпийских игр — объявлялся “священный мир”, что означало прекращение всех военных действий, а атлеты за свою победу получали весьма солидное вознаграждение. К слову, по закону афинского архонта Солона (между 640 и 635 г. — ок. 559 до н. э.), победитель игр получал в награду 500 драхм, что соответствовало стоимости 100 волов или 500 овец. Безусловно, где присутствуют большие деньги, там есть место и проявлению человеческих пороков. И в наши дни, как и любое другое явление, мир спорта имеет множество граней. В нем есть и положительные, и отрицательные моменты, привнесенные либо человеческой порядочностью, либо ее отсутствием.

СВЕТЛЫЕ И ТЕМНЫЕ СТОРОНЫ СПОРТА

Православная Церковь всегда помогала и помогает человеку разобраться в сложных порой для составления собственного оценочного суждения вопросах. В “Социальной концепции” — документе, регулирующем взаимоотношения Церкви и общества — о месте спорта в жизни человека, его “светлой” и “темной” сторонах говорится буквально следующее: “Церковь напоминает, что телесное здоровье не самодостаточно, поскольку является лишь одной из сторон целокупного человеческого бытия. Однако нельзя не признать, что для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом. В спорте естественна соревновательность. Однако не могут быть одобрены крайние степени его коммерциализации, возникновение связанного с ним культа гордыни, разрушительные для здоровья допинговые манипуляции, а тем более такие состязания, во время которых происходит намеренное нанесение тяжких увечий”.

Нынешние Олимпиады, как и другие современные спортивные состязания, уже не имеют налета религиозности, свойственного им во времена седой античности. Известно, что спортивные игры древности, колыбелью которых была Греция, устраивались в честь некоторых богов. Например, сами Олимпийские игры (а кроме них были еще Пифийские, Истмийские и др.) посвящались Зевсу. Христиане, почти 4 века бывшие свидетелями их проведения до запрета императором Феодосием I в 394 г., вслед за свт. Киприаном Карфагенским могли небезосновательно утверждать, что “идолослужение — мать этих игрищ”. Но со времен возрождения традиций олимпийского движения в 1896 г. религизный аспект утратил свое значение, уступив первенство главному — спортивному. И сейчас, конечно, ни одно крупное соревнование уже не заслуживает упрека в прямой связи с язычеством.

Однако элементы его пережитков наблюдаются в спорте и в наши дни. Так, с точки зрения христианства, не приемлем принцип агонистики, ставящий целью превзойти остальных, а средством — полную отдачу физических и духовных сил воспитанию в себе качеств победителя. Церковь, как мы читали в “Социальной концепции”, признает в спорте присущую ему соревновательность, но никак не может согласиться с тем, чтобы ради достижения цели стать лучше других человек забывал о том, что, прежде всего, он должен стать, по мысли св. Максима Исповедника, “лучше себя самого”.

ПОБЕДЯТ — НЕ ОГОРЧАЙСЯ

То, что спорт и победа в соревнованиях не должны становиться предметом культа, понимали еще в дохристианскую эпоху. Каждый христианин подпишется под словами Архилоха (650-? до н.э.): “Победишь — своей победы напоказ не выставляй, победят — не огорчайся”. Гордость, тщеславие, эгоизм, самолюбование — плохие союзники, не говоря уже о том, что эти качества расцениваются Православием как грех.

Грехом является также и сребролюбие, прочно вошедшее в сущность некоторых людей, связанных с миром спорта. И если большинство спортсменов профессионально занимаются спортом, прежде всего, из любви к нему, то многие околоспортивные круги связывают свою деятельность со спортом из желания легко и быстро обогатиться.

Обратной и позитивной стороной этих явлений может быть (и есть) благотворительность, меценатство. К радости, нередки случаи, когда успешные спортсмены бескорыстно помогают детям, больным, инвалидам, строят храмы.

Чаще всего так поступают люди верующие, отдающие себе отчет в том, что их достижения не состоялись бы без участия Всемогущего Промысла. Безусловно, такие благородные поступки совершают и нерелигиозные люди, но стоит признать, исходя из наблюдений, что исключения чаще всего лишь подтверждают правила. Обыденными же для общества стали новости о хулиганских поступках спортсменов, пьянстве, наркомании, других пороках. Стоит ли говорить, что большей частью во всем этом замешаны спортсмены, не имеющие веры в Бога?

БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ

Одной из граней нерассудительного отношения к физкультуре и спорту является преувеличение значения здорового и красивого тела. Склонность к внешнему совершенству, которое иногда сопряжено с пагубным для организма употреблением допинга, не может найти одобрения верующего человека, понимающего, что, выражаясь словами известного молитвословия, человеку надлежит “презирать” плоть и больше “пещись” о душе — “вещи бессмертной”. Чеховская фраза о том, что в человеке все должно быть прекрасным не противоречит православному вероучению, но и не должна служить императивным призывом к действию, поскольку личность человека определяется не внешней формой, а внутренним содержанием. Не каждый может похвалиться отменным здоровьем, поклонению которому учит, к примеру, валеология, но каждому Церковь напоминает, что недостатки физические сполна покрываются достоинствами духовными.

Спорт в состоянии обогатить духовную сокровищницу человека. Здоровый образ жизни, несовместимый с дурными привычками, авторитет страны, на который работает успешный спортсмен, доброе имя, побуждающее других к изменению себя, и многое другое, что в совокупности составляет позитивный имидж спорта, окрашивает человеческую жизнь в теплые тона. Священное Писание, воспитывающее в человеке нужные качества и ведущее его мимо губительных соблазнов напоминает: “…Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию” (1 Кор. 10, 31). И любой человек, будь то спортсмен или увлеченный спортом болельщик, помнящий эти слова, понимает, что олимпийский девиз “Быстрее. Выше. Сильнее” приложим не только к спортивной, но и к духовной жизни.

Игумен ГАВРИИЛ (Рыбальченко)

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu