Православные храмы

Храм святителей Кирилла и Афанасия Александрийских (Кирилловская церковь на Куреневке)

Выдающийся памятник архитектуры и живописи ХII—ХIХ вв. Один из…

Храм преподобного Агапита Печерского (прихода иконы Божией Матери «Всецарица» на Троещине)

Деревянный храм в честь преподобного Агапита Печерского принадлежит…

Храм апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (на Осокорках), часовня великомученика Пантелеимона

Храм действовал с лета 1997 г. в приспособленном для этого доме. В…
Публикации

Через “малую церковь” — к “тихой пристани”

Примеры того, как благочестивые супруги, прожив вместе долгие годы семейной…

“Остров Святых”. История Кипрской Православной Церкви

“Золотисто-зеленый листок, брошенный в море” — так образно назвал свою родину…

Невидимая Святость. Есть ли праведники в современном мире?

Сегодня у современных верующих популярна фраза — “оскуде преподобный” (“не…

Женщина-христианка

Только в христианстве женщина становится равной мужчине

Любой миф рождается из-за недостатка знаний или из-за искаженного взгляда на окружающие нас вещи. Причиною же разнообразных перетолков и искажений церковного учения о том или ином предмете веры являются человеческие страсти, возбуждающие сильное стремление к тому, чтобы утверждать свой взгляд на те или иные предметы учения. Такое стремление рождается в глубинах человеческого самолюбия, которое никак не хочет со смирением принять простые евангельские истины.

Все это привело к возникновению “мифа” о том, будто бы женщина в Церкви занимает второстепенное положение по отношению к мужчине. Причиной появления такого рода “сказаний” являются феминистические настроения в умах многих женщин. Если всерьез относиться к “мифологии” некоторых “богословок-феминисток”, это может привести к дисгармонии церковной жизни. Поэтому, чтобы предостеречь церковную общину от такого рода “катастроф”, нам необходимо следовать единственно верным путем — путем, возводящим нас к апостольскому пониманию женщины, как прекрасного создания Божьего, который призван в бытие для исполнения о себе особого Божественного замысла: “... не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственному ему ”(Быт. 2, 18). Как видно из слов Священного Писания, женщина призвана быть помощником мужа...

Но как часто, к сожалению, в повседневной жизни мы сталкиваемся с совершенно иным пониманием того, к чему призвана женщина и в чем состоит ее достоинство. Современное, секуляризированное общество постоянно пытается навязать нам свои идеалы и ценности, которые слишком далеки от истинного понимания роли женщины. Волею или неволею мы оказываемся под влиянием этой культуры “нового времени”, которая оставляет свой отпечаток в нашем сознании и жизни. Все это часто приводит к тому, что в церковной общине или семейном кругу рождается масса противоречий. Дело в том, что очень часто многие православные женщины пытаются придерживаться светских манер, подражая при этом мирским женщинам в их стремлении быть на первых ролях в обществе.

В чем же причина этого? Почему же так часто женщины оказываются жертвами собственных ошибок, когда сам апостол подсказывает им верный путь для разрешения внутренних и внешних неурядиц? Путь, который способен привести их в тихое пристанище мира и благочестия: “... не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом ”(1 Пет. 3, 3-4). Может быть, причина в них самих, в их внутреннем нестроении и нежелании всем сердцем внять простым евангельским истинам, открывающим для всех прямую дорогу духовного возрастания? Ведь все, что задевает наше самолюбие, так трудно к восприятию и неприемлемо нашей грехолюбивой жизнью.

Возможно, это и является основной причиной появления просто нелепых ситуаций в жизни церковной общины. Некоторые прихожанки, например, начинают наставлять “менее опытных в вере и благочестии” на “стези спасения” — “ты мол, детка, не так крестишься, — говорят они, — а ты, мой родной, не так свечку поставил, — или еще чего хуже: вы знаете, а наш новый батюшка не так, как следует, сегодня службу вел и проповедь говорил без особого воодушевления”.

Давайте вспомним слова апостола Павла: “Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении... если они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви ” (1 Кор. 14, 34-35), “Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии..” (1Тим. 2; 11-12). Но это апостольское наставление сказано не для того, чтобы укорить или запретить, а для того, чтобы по-отечески помочь и подсказать, открыть верный путь к духовному совершенствованию. Ибо если вы искренне желаете приобщиться глубинам Вечности, то тогда нужно в простоте сердца смириться и поступать по слову апостольскому, ожидая вечного воздаяния за послушание евангельской истине, либо продолжать упорствовать в многоглаголании и “наставничестве”, противясь апостольскому повелению.

Некоторые женщины думают о том, что если они буду поступать по слову апостола Павла, то это унизит их “женское достоинство”. Но святые отцы нашей Церкви считали совсем иначе. И сама Пресвятая Дева Мария говорит, что Бог “призрел на ее смирение” (Лк. 1, 48), т.е. на ее “кроткий и молчаливый дух”, а не на высокомерие и “женское достоинство”. “Ибо на кого воззрю? Токмо на кроткого, и молчаливого, и трепещущего словес моих”, — обращается Господь с такими словами к Израильскому народу.

А если женщина всецело повинуется евангельской истине, то это не уничижает ее, но возвышает до небес, ибо “возносящийся смирится, а смиряющийся вознесен будет”. В своих записках священник Александр Ельчанинов заметил: “О женщине сказано — “немощный сосуд”. Эта “немощь” состоит главным образом в подвластности женщины природным стихиям в ней самой и вне ее. В силу этого — слабый самоконтроль, страстность, слепота в суждениях. Почти ни одна женщина от этого не свободна, она всегда раба своих эмоций. Только в христианстве женщина становится равной мужчине, подчиняет высшим началам свой темперамент, приобретает благоразумие, терпение, способность рассуждать, мудрость”. Поэтому Церковь довольно бережно поступает с этим “немощным сосудом” (1 Пет. 3, 7). Она не покладает на ее хрупкие плечи ответственность за устроение семьи, возлагает это на мужа: “...муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви...” (Еф. 5, 23).

Иерей Максим Бойко

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu