Православные храмы

Храм Успения Пресвятой Богородицы (на Позняках)

Село Позняки упоминается с 1571 г. В XVIII в. в Позняках был построен…

Покровская часовня (в Юридическом лицее, на Воздухофлотском проспекте)

Часовня в Юридическом лицее им. Я.Ю.Кондратьева при Киевском…

Храм преподобного Агапита Печерского (в Пушкинском парке)

Первую Литургию служили на Пасху 1998 г. Храм размещался в…

Публикации

Священное Писание о посте

Пост был заповедан Господом Богом еще праотцу Адаму в Раю: “И заповедал Господь…

Самообман, или бессмысленность суеверий

“Сын мой! Не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность”…

Дрейфующие льдины и берег надежды. Протестанты о себе

“Что есть сердце милующее? Возгорение сердца человеческого о всякой твари”…

Терроризм, по определению энциклопедий и энциклопедических словарей, — это совершение террора или систематическое проведение террористических актов участниками террористических организаций.

ТЕРРОР: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Само слово “террор” латинского происхождения и имеет два значения: terror — 1) страх, ужас, испуг; 2) предмет страха, ужасающее обстоятельство; слово в свою очередь производится от глагола terreo — 1) пугать, устрашать; 2) распугивать, прогонять; 3) отпугивать, (страхом) удерживать, отклонять. А отсюда и терминологическое содержание слова “террор” — это “политика устрашения классовых и политических противников, осуществляемая путем применения насильственных мер подавления”.

Но если во второй половине прошлого века террористический акт формулировался как “посягательство на жизнь или иная форма насилия над государственными или общественными деятелями, совершаемые из политических убеждений”, то уже в наши дни терроризм определяется как систематическое применение насилия, чтобы создать общую атмосферу страха в народе и этим добиться какой-то политической цели. Естественно, что международное и уголовное право большинства государств рассматривает террористический акт как одно из наиболее опасных государственных преступлений и устанавливает за него строгие меры наказания.

Современные террористы перешли от борьбы с политическими противниками к расправам над мирным, незащищенным населением. Они громят не офисы правоохранительных органов, посольства и миссии разных организаций, а уничтожают и калечат сотни и тысячи невинных граждан в метро, электричках, на рынках, площадях и других местах массового скопления населения.

Характеризуя терроризм как крайне разрушительное для общества явление, Православная Церковь прежде всего обращает внимание на причины его появления, возрастания и распространения, на ненависть террористов к людям.

 

ЭГОИЗМ — НАЧАЛО ТЕРРОРА

Терроризм появляется и возрастает вследствии сильного и неудержимого возгорания в душах людей греха гордости и своеволия. Ибо террорист — это человек, который не смиряется с положением вещей, не подчиняется воле Божией, а наоборот, жаждет только своего, совершения всего по своей злой воле и желании. Вообще, надо сказать, что грех человека, основываясь на эгоизме или самолюбии, питает его страсти, и прежде всего — гордость. Поэтому гордость есть самый первый и самый значительный грех. Св. Иоанн Златоуст прямо говорит: “Гордость — начало греха. С нее начинается всякий грех, и в ней он находит свою опору”. К тому же гордость называется грехом диавола (1 Тим. 3, 6), ибо он, возгордившись, ниспал с Неба в преисподнюю, заразив часть бесплотных сил, а затем, после искушения Адама, грех гордости вошел и в человечество. Гордость настолько сильный грех, что целиком охватывает человека и полностью отдаляет его от Бога. Поэтому святые отцы называют гордость самым мерзким, злейшим, коварным грехом. Как диавола грех гордости сделал постоянным противником Богу, так и человек, охваченный этим грехом, во всем начинает противиться своему Творцу, преступая Его волю и творя свою волю по страстям и хотению. Он восстает против всего, что ему не нравится, стремится изменить все на свой лад, не хочет ничего терпеть, принимать и соглашаться, а старается все подчинить себе, всем властвовать, всем управлять. Именно такая страсть гордости охватывает террориста, который, желая своего и не находя возможности все совершить, как ему хочется, прилагает все усилия, чтобы изменить ситуацию в свою пользу, и поэтому прибегает к террористическим актам.

 

ГОРДОСТЬ — НЕНАВИСТЬ К СВЕТУ

Христос Спаситель заповедует нам возненавидеть душу свою в мире сем, чтобы сохранить ее в жизнь вечную (Ин. 12, 25), а гордый человек наоборот, любит ее в мире сем и поэтому губит ее. Св. Иоанн Златоуст, разъясняя эту заповедь Спасителя, говорит: “Почему ты не хочешь возненавидеть душу свою? Потому что любишь ее? Но поэтому самому и возненавидь; и тогда всего более принесешь ей пользы и докажешь, что ты любишь ее”. В такой борьбе с самим собой и в стремлении любви к Богу и к людям христианин отвергает все временное, тленное, земное и стремится к благам вечным, непреходящим, небесным. А гордый, самолюбивый человек наоборот, не только не пренебрегает земным и преходящим, а все более прилепляется к внешнему, материальному и тленному, видит только себя одного со своими земными целями и интересами, которые любит и служит им, отвергая все духовное и вечное. Такой человек любит только то, что ему нравится и служит ему, и борется со всем, что противостоит исполнению его злых желаний и намерений. Он все более и более погружается в противостояние всему доброму и Божественному.

Горделивый человек пребывает только во тьме и любит ее, и не любит свет, который открывает его злую сущность и поэтому борется против него. Иисус Христос, обличая таких людей, прямо говорит о них: “Люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы” (Ин. 3, 19–20).

 

НЕНАВИДЯЩИЙ БРАТА — ЧЕЛОВЕКОУБИЙЦА

Естественно, что всевозрастающая ненависть к ближнему не может ограничиваться только невосприятием, простым противостоянием и борьбой с ним, она влечет этого гордеца к более радикальным действиям, к уничтожению человека, не только морально, но и физически. Апостол Иоанн Богослов, говоря о таких людях, напоминает: “Не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей” (1 Ин. 3, 14–15). Поэтому Господь Спаситель гневающегося на ближнего осуждает как убийцу (Мф. 5, 21–22). Чтобы проиллюстрировать глубину падения человека ненавидящего своего ближнего, апостол Иоанн Богослов приводит пример первого убийства в человеческом роде и напоминает, не будьте такими, “как Каин, который был от лукавого и, убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны” (1 Ин. 3, 12).

Уже в Ветхом Завете было строгое деление убийств на неумышленные и умышленные. Если за неумышленное убийство человек мог быть помилован, то за умышленное не мог ждать никакой пощады. Как свидетельствует Священное Писание: “Если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то и от жертвенника Моего бери его на смерть” (Исх. 21, 14). Это уже действительно полное подчинение и уподобление человека своему наибольшему врагу — диаволу. Такой ненавистник, жестокий мучитель, полностью повторяет действия и дела диавола и вместе с ним борется с Богом и Его творением, убивая людей, образ Божий. Иисус Христос, обличая иудеев, которые пренебрегали человеком и служили лишь своим желаниям, напоминает им об их единстве с диаволом и исполнителями его коварной воли: “Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда он говорит ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи” (Ин. 8, 44).

 

РАЗРУШЕНИЕ МИРА И СЕБЯ В НЕМ

Уподобившись диаволу во всех его злых желаниях и действиях, следуя ему в ненависти, насилии и человекоубийстве, человек становится по внутренней своей природе злым и диавольским. Христос Спаситель, обличая таких людей, сравнивает их с добрыми, и указывает на их злую природу: “Порождения ехиднины! Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое” (Мф. 12, 34–35). А евангелист Лука добавляет, что сокровищем зла в человеке является его испорченное сердце: “Злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое” (Лк. 6, 45). Такие люди, сделав сердце свое сокровищем зла и беззакония, погружаются в разрушительное диавольское начало. Апостол Павел по этому поводу прямо напоминает своему ученику Тимофею: “Злые люди будут преуспевать во зле” (2 Тим. 3, 13).

Указывая на черную сущность, злую и адскую природу террористов, Православная Церковь с особенным усердием просит Бога защитить невинных людей от этого звериного насилия. Перед лицом страшной опасности, — богоборческого терроризма — все люди должны сплотиться в противостоянии этому разрушительному для человечества и земли явлению. Пусть Господь поможет всем людям до глубины осознать мерзкую и злую сущность терроризма и приложить все усилия к преодолению его и искоренению из человеческой среды.

Прот. Николай Макар

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua