Православные храмы

Храм святителя Иоасафа Белгородского (на Нивках)

Строительство храма началось в августе 1999 г. Построен храм-палатка.…

Храм праведного Лазаря Четверодневного (на Совском кладбище)

Храм праведного Лазаря Четверодневного на Совком кладбище был заложен…

Храм святителя Николая Мирликийского (на водах)

Инициатива строительства уникального храма на Днепре принадлежала…
www.marmeladinka.ru
Рекламная печать на воздушных Шарах. Оформление воздушными Шарами
marmeladinka.ru

Публикации

Юноша, воскресший силою Христа

Не плачь!” — сказал Господь вдове наинской, оплакивающей смерть единственного…

Смерти больше нет

Воскресение Христово — уникальное историческое событие, отличающее христианство…

На земле Херсонеса соединились судьбы свт. Климента Римского, равноапп. Кирилла и Мефодия, давших славянским народам азбуку, и святого Владимира–Крестителя. После своего Крещения князь Владимир увез в Киев мощи свт. Климента.

Прошло около девяти веков, и теперь уже в Херсонес повезли святые мощи князя Владимира. Частица их, хранившаяся в Малой церкви Зимнего дворца, была передана монастырю. Это закономерно, ведь сам собор был выстроен на месте, где принял Святое Крещение киевский князь. Поэтому Свято-Владимирский Херсонесский собор — всеправославная святыня, храм-памятник, увековечивающий принятие христианства князем Владимиром.

 

ХРИСТИАНСТВО В КРЫМУ

В юго-западном Крыму, на территории современного Севастополя, в древности возник город — Херсонес. Его основали в V в до н. э. греческие поселенцы, выходцы из Гераклеи Понтийской, находившейся на малоазийском побережье Черного моря. Этот город в течение двух тысячелетий — с V в. до н. э. по XV в. н. э. — был крупным экономическим, культурным и политическим центром Северного Причерноморья.

Христианство в Херсонесе появилось уже в первых веках своего существования. Сам апостол Андрей Первозванный, посетив Скифию, побывал и в Херсонесе. Интересное сказание о пребывании апостола Андрея в Херсонесе приведено в Степенной книге, составленной из отрывков древних летописей. В ней говорится, что, подойдя к морю вблизи Херсонеса, он увидел большой камень и взошел на него. Стоя на том камне, ап. Андрей истово молился Богу и благословил море. Там, где стоял апостол остались, словно на воске, следы его ног. Они всегда были заполнены водой — дождевой или морской. Многие молящиеся приходили сюда смочить тело той водой и исцелиться от болезней. Один из мысов древнего Херсонеса сохранил имя св. Андрея.

Во времена иконоборчества Херсонес стал убежищем для многих преследуемых епископов, священников, монахов и мирян. Изгнанники здесь, как и в других местах Тавриды, способствовали распространению и укреплению христианства, а вместе с тем — греческого языка и образованности.

 

СВЯТОЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР И КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Характер русского христианства был определен историческим выбором, сделанным святым равноапостольным князем Владимиром более тысячи лет тому назад, в 988 году.

У писателей, близких по времени ко всеобщему Крещению Руси, содержится подлинно исторический материал, объясняющий причину произошедшего на Руси исторического перелома. Митрополит Иларион в “Слове о Законе и Благодати”, произнесенном над гробом князя Владимира в Десятинной церкви в присутствии его сына Ярослава Мудрого и его супруги Ирины, объясняет переворот в душе князя Владимира его духовной талантливостью и благодатным озарением Святого Духа. Иларион был потрясен глубиной и таинственностью обращения князя Владимира из гонителя веры в ее пламенного апостола.

Жизнь Владимира распадается на два периода: до и после Крещения. Первый период был очень коротким — до 25-летнего возраста. В течение этого периода князь Владимир жил, как язычник.

Родился князь в 963 г. Он был сыном Святослава, внуком князя Игоря и равноапостольной княгини Ольги, правнуком Рюрика. У Святослава, отца князя Владимира, было три сына от разных жен: Ярополк, Олег и Владимир. По смерти Святослава старший сын Ярополк, сев на отцовский престол в Киеве, пошел на древлянского князя Олега, своего брата, и убил его, а княжение его взял на себя. Узнав об этом, княживший в Новгороде Владимир убоялся и бежал за море, к варягам, и Ярополк взял под свою власть и новгородское княжение. Но скоро Владимир собрал большую воинскую дружину и пошел на Ярополка, убил его, захватил княжение киевское и жену его, гречанку. Он сделался единовластным правителем всей русской земли. На высоких местах он поставил идолов, поклонялся им и приносил жертвы. Итак, князь Владимир вел языческий образ жизни: поклонялся идолам, строил капища — языческие храмы, любил пиры и забавы. У него было несколько жен.

В это время в русском государстве начинается настоящая духовная война. Идолам приносились в жертву и человеческие жизни. Так, в 983 г. разъяренная толпа язычников растерзала Феодора-варяга и его сына Иоанна за то, что они осудили жертвоприношение и заявили об истинном Боге христианском. И тут случилось нечто неожиданное: мученическая смерть Феодора и Иоанна что-то перевернула в душе князя-язычника. Ведь в нем удивительным образом сочеталась языческая страсть с добротой, с глубинной мудростью, унаследованной от его бабки, княгини Ольги, которая ещё до вступления Владимира на престол приняла в Константинополе христианскую веру. Владимир стал интересоваться историей обращения в христианство княгини Ольги. Он все чаще стал размышлять: какая же из вер есть вера истинная. Он принял у себя в Киеве и выслушал проповедников многих вер. И более всего его поразила проповедь греческого философа из Византии.

 

БОЯРЕ — ПОСЛАНЦЫ КНЯЗЯ

Владимир решил послать самых мудрых из своих бояр в разные земли, чтобы те на месте убедились, чья вера лучше. Пройдя многие страны и царства, русские посланники нигде не нашли того, что было бы им по душе. Наконец прибыли они в Византию, в Царьград. Патриарх пригласил их на богослужение в константинопольский храм Святой Софии — Премудрости Божией. И наши предки были так поражены красотой православного храма и православного богослужения, что даже подумали: не на земле они стоят, а на небе.

Вернувшись в Киев, они рассказали князю Владимиру о том, что видели и что слышали. И сказали бояре Владимиру: “Если бы вера греческая не была так хороша и истинна, то бабка твоя Ольга не приняла бы ее, ибо женщина она была очень мудрая”.

Русские писатели XI века общее Крещение Руси связывают с завоеванием Корсуни (Херсонеса Таврического). Из письменных источников известно, что перед походом на Корсунь князь Владимир заключил договор о военной помощи Византии со стороны Руси для борьбы с византийским бунтовщиком Вардой Фокой. Князь Владимир отправил войско в распоряжение империи. За это князь Владимир потребовал выдать за него замуж сестру византийских соправителей Константина и Василия. На это он получил ответ: “Крестись, и тогда пошлем сестру свою тебе”.

Владимиру необходимо было родство с Византией. Он стремился поднять свою страну до уровня Византии через брачный союз. Это открывало ему путь к византийской культуре и вводило русский народ в семью христианских народов. Владимир настаивал на том, чтобы вначале прислали Анну, а уж затем он крестится. Он чувствовал себя обиженным, поскольку выполнил главное условие договора — послал военную помощь, и поэтому не спешил креститься. Византия тоже не спешила с выполнением своего обязательства. Да и сама Анна плакала при мысли о замужестве с князем варварской страны, предпочитая смерть супружеству. Выхода из тупика не предвиделось, а момент был очень удобный для Владимира, и упустить его нельзя было. И тогда Владимир прибегает к силе: вот причина внезапного нападения на крымское владение Византии — Херсонес.

 

“ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ”

Этот исторический документ сообщает: “При осаде Херсонеса херсонесский протопоп Анастас написал Владимиру на стреле следующее послание: “Царь Владимир, если хочешь взять город, найди с восточной стороны трубы, по которым течёт в город пресная вода. Если ты их разобьешь, то лишишь город воды”. Стрела была пущена к шатру князя Владимира. Он воскликнул: “Если сбудется — крещусь”. Город, лишившись воды, сдался. Из Херсонеса в Константинополь был послан ультиматум: “Если не отдадите Анну за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу”. Ультиматум Владимира в Константинополе вынуждены были принять. Решающим доводом для царевны Анны в пользу брака с русским князем послужили слова, влагаемые летописцами в уста ее братьев: “Может быть, обратит тобою Бог землю русскую к покаянию, а землю греческую избавит от ужасов и войны”.

В Херсонесе Анну ожидала печальная новость: за несколько дней до ее прибытия у Владимира заболели глаза, и он ослеп. И послала к нему царица, так называет ее летописец, сказать, чтобы он крестился скорей: “Ежели ты не крестишься, то не избежишь недуга своего”. И повелел Владимир крестить себя. Когда епископ Корсунский возложил руку на него, тотчас же прозрел Владимир и, увидев своё внезапное исцеление, сказал: “Теперь узнал я истинного Бога!”

Увидев чудо исцеления князя, начала креститься и его дружина. После Крещения была приведена к князю Владимиру царевна Анна для обручения, через несколько дней он был венчан с нею здесь же, в Херсонесе.

При Крещении князь получил имя Василий. Он возвратил императорам город Херсонес, соорудив в нём новую церковь. Возвращаясь в Киев, взял Владимир из Царьграда вместе с царевной Анной архиерея Михаила, а из Херсонеса — многих священников, монахов. Забрал из Херсонеса мощи священномученика Климента Римского и ученика его Фива, святые иконы, богослужебные книги. Уже на пути из Херсонеса в Киев князь Владимир показал, как христианство влияет на характер человека: отказавшись от многоженства, он направляет своих дружинников к каждой своей жене объявить, что по христианскому закону ему разрешено иметь только одну жену, поэтому он всем даёт свободу и возможность, если они хотят, снова выйти замуж. Старшая его жена, мать Ярослава Мудрого, ушла в женский монастырь под Киевом.

Вернувшись в Киев, князь Владимир первым делом крестил своих сыновей, которых у него было двенадцать, в источнике, который навсегда получил название Крещатик. Было объявлено общее Крещение киевлян в Днепре: “И утром вышел Владимир со священниками на Днепр, и собралось много людей без числа...”

От Святого Крещения Руси в 988 году до смерти князя в 1015 г. это были годы благоденствия на Руси. Из страстного гордого язычника он буквально переродился после Крещения в целомудренного и кроткого, необычайно милосердного и доброго человека. Одно время он даже не решался утверждать приговоры о справедливых казнях особо опасных преступников. “Почему, князь, ты злодеев не казнишь?” Он отвечал: “Боюсь греха”. Для просвещения народа Владимир приказал создавать училища, в которых отроков обучали славянской азбуке и Премудрости Божией. Это было начало русского просвещения, образованности, грамотности. На княжеском дворе он стал устраивать по праздникам угощения для всего народа, а больным велел развозить продукты по домам. “Красным Солнышком” прозвал Владимира русский народ. Принятие христианства святым князем Владимиром в Херсонесе стало основой того государственного механизма, который быстро вывел Киевскую Русь из доисторического состояния, помог ей с удивительной легкостью усвоить ценности мировой культуры и стать уже при Ярославе Мудром вровень с лучшими государствами Европы.

 

СВЯТО-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР В ХЕРСОНЕСЕ

Владимирский собор в Херсонесе — одно из самых выдающихся архитектурных сооружений Севастополя, поражающее величественностью, красотой и соразмерностью линий.

В середине XIX в. известный археолог граф Алексей Уваров открыл на городской площади Херсонеса несколько древних храмов. Была найдена базилика и крещальня, в которой принял Крещение князь Владимир.

В 1848 г. на Херсонскую кафедру, куда входил и Крым, назначается архиепископ Иннокентий. Именно благодаря ему на развалинах Херсонеса был открыт Херсонесский мужской монастырь. Однако он был разрушен до основания во время осады Севастополя, французы устроили здесь батареи с пороховыми складами, а всю местность перерезали траншеями. К концу обороны монастырь и церковь лежали в руинах.

После заключения мира, как только из Севастополя удалились союзные войска, Херсонесский монастырь восстановили. Начинать пришлось с нуля. Когда в Херсонес прибыл иеромонах (впоследствии игумен) Евгений, чтобы освятить место будущей обители, он не нашел здесь ни воды, ни сосуда для ее освящения. У одного из спутников иеромонаха были кожаные рукавицы. Попросив одну из рукавиц, о. Евгений набрал в нее морской воды, освятил ее и излил на первый камень храма. Это было в начале 1857 года. А вскоре были уже выстроены храмы, службы, архиерейский дом.

Император Александр II повелел ежегодно 28 июля, в день памяти св. князя Владимира, совершать крестный ход из Севастополя в Херсонес и дал разрешение на строительство соборного храма. Собор должен был воплотить в себе память о величайшем событии — Крещении Руси, стать символом духовной преемственности между Византией и Россией. Автор проекта — академик архитектуры Д. И. Гримм. Владимирский собор — первое выдающееся сооружение, спроектированное Гриммом. Этот храм принес архитектору звание профессора и право преподавания в академии.

23 августа 1861 г. в присутствии императора Александра II в Херсонесе был заложен величественный Свято-Владимирский собор. Государь лично заложил первый камень храма и утвердил проект собора на территории Херсонесского монастыря. До этого в монастыре была только небольшая церковь в память святой княгини Ольги.

Высота храма вместе с крестом превышала 34 метра. Стены его даже на уровне второго этажа достигали метровой толщины. Внутреннее убранство поражало своим великолепием: колонны из ценных сортов мрамора, мозаичные полы. Расписывали храм известные в то время художники: академик живописи А. И. Корзухин, принимавший участие в оформлении храма Христа Спасителя в Москве, профессор Т. Нефф, Н. Майков, И. Малышев. Работами руководил А. Чагин, автор проекта Форосской церкви. Средства на постройку Свято-Владимирского собора собирали по подписке всей Россией. Когда срок подписки закончился, народ потребовал продлить ее. Тем не менее из-за недостатка средств сооружение его затянулось на три десятилетия..

15 июля 1888 г., в юбилейный день 900-летия Крещения Руси, был освящен нижний храм в честь Рождества Богородицы, середину которого занимали остатки древней церкви, в которой крестился князь Владимир.

После революции монастырь закрыли, в его помещениях разместился Херсонесский историко-археологический музей.

Во время Великой Отечественной войны храм получил серьезные повреждения, стены дали трещины, почти полностью было уничтожено внутреннее убранство. В таком виде собор находился до совсем недавнего времени.

 

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

По благословению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Лазаря, Митрополита Симферопольского и Крымского, сейчас собор восстановлен, в нем совершаются богослужения.

Много трудов и сил пришлось положить правящему архиерею владыке Лазарю, чтобы добиться восстановления этой великой святыни. Вопросы его восстановления решались на самом высоком государственном уровне. В 1992 г. здесь были возобновлены богослужения. Начало реставрации собора положила семья Президента Украины в 1998 году, когда Людмила Николаевна Кучма заложила памятную капсулу с обращением, подписанным главой государства. Под патронатом Л. Д. Кучмы начались реставрационные работы. В 2002 году в соборе впервые за последние 77 лет была совершена пасхальная служба, отслуженная Митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем, на которой присутствовали Президент Украины Л. Д. Кучма и руководство Автономной Республики Крым.

3 апреля 2004 года Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, в присутствии Президента Украины Л. Д. Кучмы совершил чин освящения восстановленного Свято-Владимирского собора Херсонеса.

Азбука христианства

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me