Православные храмы

Храм Феодоровской иконы Божией Матери (в НИИ нейрохирургии АМН)

С 1998 г. в НИИ нейрохирургии АМН совершалось чтение акафиста перед…

Храм святителя Луки Крымского (в 12-й больнице)

После Пасхи 1998 г. руководство 12 й больницы предоставило верующим…

Храм сорока мучеников Севастийских (в 5-й больнице Святошинского района)

Первая служба (молебен с водосвятием) была совершена 9/22 марта 1999…
Публикации

Основанная учителями словенскими. История Православной Церкви Чешских земель и Словакии

Изгнание князем Святополком учеников равноапостольных Кирилла и Мефодия и…

Девочка со спичками

Морозило, шел снег, на улице становилось все темнее и темнее. Это было как раз…

“Во иордане крещающуся Тебе, Господи...”

По великой любви к людскому роду пришел на землю Сын Божий, принял на Себя…

Человек предполагает, а Бог располагает

Завтрашний день, как и вообще будущее, всегда волнует человека. Это является как бы отзвуком извечного вопроса, касающегося человеческой жизни в целом, ее смысла и предназначения — “Кто я?”, “Зачем я в этом мире?”, “Куда я иду?”, “Что меня ожидает?”.

Для человека неверующего жизнь, не одухотворенная Высшим началом кажется либо явлением случайным, с будущим от него самого не зависящим, и, следовательно, не имеющим особого значения; либо наоборот, целиком в его власти, с грандиозными планами на будущее и приложением максимума усилий для их осуществления.

Именно на этом основано учение об астрологии, хиромантии и различного рода гаданиях — попыток заглянуть в будущее. Богу во всех этих системах отводится, в лучшем случае, роль стороннего наблюдателя. Во всех системах предсказания Его существование становится излишним, все сводится к какому-либо набору схем и формул, придающих наукообразный вид, при этом ни одна из систем предсказания будущего не гарантирует точного исполнения предсказываемого.

Для православного христианина сразу же бросается в глаза отсутствие самого основного — веры в Промысел Божий как выражения веры в Живого Бога. С этой точки зрения становится понятным осуждение в Ветхом Завете разного рода предсказателей, выступающих соблазнителями народа и подрывающими его веру во всемогущество Божие: “Не должен находиться у тебя... прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это” (Втор. 18, 10–12).

Опираясь на Святое Писание как на богодухновенное и спасительное для человека, содержащее истины не просто разумные, но превышающие разум человеческий: “Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои”, – говорит Господь. “Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших” (Ис. 55, 8–9), можно видеть в каком отношении Господь создал человека ко всему остальному Им сотворенному: “Когда взираю я на небеса Твои, дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил: то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его перед Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его” (Пс. 8, 4–7).

И вполне естественна та забота, с которой относится Господь к венцу своего творения: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3, 16). Здесь же видно и основное требование, которое Господь предъявляет человеку как основу Своих взаимоотношений с ним — веру. Как говорит Сам Спаситель: “Все возможно верующему” (Мк. 9, 23) и в другом месте: “Не бойся, только веруй” (Мк. 5, 36). И тогда ожидание будущего не страшит человека, любые перипетии бытия становятся просто очередным этапом в жизни, по слову псалмопевца Давида: “ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих” (Пс. 90, 11).

В случае же каких-либо особенных обстоятельств христианин всегда обращается с молитвой к Богу, как бы разделяя свою скорбь с Ним и всецело предавая свою жизнь в волю Божию; по слову того же псалмопевца: “Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя” (Пс. 54, 23).

Человек, конечно, может строить свои планы на будущее, исходя из своего жизненного опыта, складывающихся обстоятельств, логических рассуждений, советов более опытных людей. В зависимости от сложности стоящей перед ним задачи, иногда этого бывает вполне достаточно, и безрассудное упование на волю Божию бывает даже грешно, но все же не даром народная пословица гласит: “Человек предполагает, а Бог располагает”. Поэтому верующему бывает неудивительно, что иногда в его жизни случаются события, казалось бы, совершенно непредвиденные, а порой просто противоречащие естественному ходу вещей.

Земная жизнь есть преддверие жизни вечной, для которой и создан человек. К тому же она скоротечна: “Мы теряем лета наши, как звук. Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим” (Пс. 89, 9–10). Поэтому Церковь учит человека правильно распоряжаться своим земным временем и ставить для себя достойные жизненные цели по слову премудрого Соломона: “И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его. Суета сует, сказал Екклезиаст, все суета!... Сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека” (Еккл. 12; 7, 8, 13).

Православный христианин, задумываясь о своих жизненных планах, должен всегда помнить, что на все в этом мире есть воля Божия, и Господь наш Иисус Христос, говоря о земных заботах, призывает: “Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам” (Мф. 6, 33). Уповая на милость Божию, предстательством Пресвятой Богородицы и сонма святых угодников Божиих, безбоязненно смотрите в будущее, по словам псалмопевца Давида: “Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня” (Пс. 22, 4).

Алексей Симчук

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu