Православные храмы

Храм преподобного Серафима Саровского (во 2‑й больнице)

Первая служба была совершена в 1996 г. в помещении актового зала ЖЭКа…

Храм блаженной Ксении Петербургской (в Дарницком районе)

19 февраля 2011 года по благословению Блаженнейшего Митрополита…

Храм в честь святителя Феодосия Черниговского (Львовская площадь)

5 ноября 2012 года, в Пантелеимоновском монастыре в Феофании,…

Публикации

Какой у нас сегодня праздник, мама?

8/12 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных

Церковное служение женщины

Каждое столетие развития человечества находит свое отображение в жизни Церкви…

Воскресение

Велик праздник Рождества Христова, когда мы вспоминаем, что Бог возлюбил нас,…

“Поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы” (Еф. 5, 15–16).

 

“КТО НЕ ХОЧЕТ ТРУДИТЬСЯ, ТОТ И НЕ ЕШЬ”

Святое Писание и Священное Предание — два основных источника вероучения Церкви Христовой. В них заключены ответы на всевозможные вопросы, возникающие в жизни христианина. Труд, как основное занятие и предназначение человека, был заповедан Самим Богом еще в раю до грехопадения прародителей (Быт. 2, 15). Во всем тексте Св. Писания труд рассматривается, как неотъемлемая часть человеческой деятельности, его нравственная обязанность. Здесь же, в Библии, свидетельством царя Соломона, который “был мудрее всех людей” (3 Цар. 4, 31), утверждается равнозначность как физического, так и умственного труда, причем труд умственный (именуемый “испытанием мудрости”) назван “тяжелым занятием, которое дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем ”(Еккл. 1, 13).

В Новом Завете примером неустанного служения является Сам Господь Иисус Христос. Во время Своей земной жизни Он едва имел время для отдыха и в объяснение Своей деятельности ссылался на вечную деятельность Бога Отца. Апостол Павел со своим учеником Тимофеем, пребывая у фессалоникийцев, хотя как благовестник и учитель мог не трудиться, но не желая никого обременять “ни у кого не ели хлеба даром, но занимались работою день и ночь” (2 Фес. 3, 8). И далее апостол прямо говорит: “...кто не хочет трудиться, тот и не ешь” (2 Фес. 3, 10), обвиняя в тунеядстве тех, которые “ничего не делают, а суетятся” (2 Фес. 3,11). Обратясь к Св. Преданию, видно созвучие слов ап. Павла и свт. Иоанна Златоуста: “Не говори мне, что ты занимаешься делами; покажи мне, что ты занимаешься чем-нибудь полезным”.

Святые отцы видят в труде повод и средство к преодолению и искоренению в человеке корня всех грехов — гордости и приобретению противоположной этой страсти добродетели — смирения. По словам прп. аввы Дорофея: “Труд смиряет тело, а когда смиряется тело, то вместе с ним смиряется и душа”.

 

ЛЕНЬ — МАТЬ ВСЕХ ПОРОКОВ

Наряду с этим, в примерах Св. Писания и Св. Предания можно видеть резкое осуждение лености и праздности, как пороков ведущих к погибели: “Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник” (Притч. 6, 10–11). В другом месте: “Ибо праздность научила многому худому” (Сир. 33, 28). Соломон проводит интересную антитезу: “Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен” (Притч. 12, 11). Пророк Иезекииль прямо указывает на праздность, как одну из главных причин гибели Содома: “Вот в чем было беззаконие Содомы...в гордости, пресыщении и праздности” (Иез. 16, 49).

И святые отцы указывали на праздность и леность, как главные причины падений на пути духовного совершенствования. Блж. Иероним писал: “Постоянно трудись над чем-нибудь, чтобы диавол всегда находил тебя занятым”. Прп. Исаак Сирин: “Бездействие и праздность гибельны для души и могут вредить более, нежели демоны. Если крепкое тело оставить в бездействии и праздности, то от сего родятся все пороки в душе”. Прп. Антоний Великий в своем “Наставлении монахам” писал о том, что заразившийся праздностью “начинает обыкновенно тем, что находит сладким прекращение некоторых дел христианских, а заканчивает тем, что все эти дела становятся для него несносными..., чем более он предается своей лености, тем более она приобретает власть над ним”. Прп. Иоанн Лествичник говорит о лености, как причине погибели монахов даже в общежительном монастыре: “Бывают ленивые, которые, вступивши в общежитие, находили в нем много удобств, и большую пищу своей лености, и приходят чрез это в совершенную погибель”.

 

“ШЕСТЬ ДНЕЙ ДЕЛАЙ, А СЕДЬМОЙ — ГОСПОДУ БОГУ ТВОЕМУ”

Но природа человеческая нуждается и в отдыхе. Причем, как тело подкрепляется пищей и сном, так душа, утомляемая суетой и рутиной будней, нуждается в освежении и обновлении своих сил, ища забвения своих печалей. Господь Бог, по неизреченной милости Своей, давая Закон пророку Моисею, Своей четвертой заповедью прямо предписывает не делать никаких дел, связанных с той или иной профессиональной деятельностью. Господь дал эту заповедь в образ Собственного сотворения мира: “Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил” (Исх. 20,11). “Почил” — означает, что Бог больше не творил, перестал творить, но не перестал заботиться о сотворенном. Этим словом выражается самодостаточность, величие, торжество всемогущества и любви Божией, проявившихся в творении мира.

Монашеский аскетизм также не отвергает некоторых послаблений, так как радость и веселие сердца составляют один из отличительных признаков христианина. Радость бескорыстная, естественная, благородная прекрасна — это расширение жизни. Известен ответ прп. Антония Великого пришедшему к нему охотнику, соблазнившемуся тем, что преподобный шутил с братиями. Антоний приказал охотнику натягивать свой лук все сильнее и сильнее. Когда охотник заметил, что лук может лопнуть, преподобный пояснил ему, что и человек не выдержит постоянного напряжения и поэтому послабления необходимы. Из повествований евангельских видно, что благочестивые израильтяне устраивали праздничные пиры и торжества скромными, простыми и благопристойными так, что и Сам Господь Иисус Христос принимал в них участие. И первое чудо, Им совершенное, было на свадьбе.

 

ЖИТЬ ТОЛЬКО ДЛЯ СЕБЯ?

Святые отцы считали, что молитва и труд — два весла, при помощи которых христианин благодатью Божией переплывает житейское море земной жизни, чередуя эти два поприща и сохраняя гармонию телесного естества. Интересно, что правота этой точки зрения была научно подтверждена работами русских ученых акад. И. М. Сеченова и акад. И. П. Павлова (лауреата Нобелевской премии в области медицины). Акад. И. П. Павлов доказал, что отдых — есть смена рода деятельности и только в этом случае человеческий организм полноценно и быстро восстанавливает свои функции. Любопытно также, что само слово “досуг” изначально имело значение “разумения”, “умения”, “способности”, и лишь позднее стало употребляться в значении свободного времени.

Для христианина время — это великий дар Божий и вместе с тем такая же ответственность. Время нашей земной жизни дано для стяжания жизни вечной. Путь земной жизни христианина определяет его участь в вечности, там, где, как говорится в каноне покаянном, “никтоже возможет помощи нам, но дела наша осудят нас”. Быть живым — значит быть свободным. Свободой воли, свободой выбора, в конечном счете, определяются все поступки человека. Но суд Божий неизбежен и истинен. Как говорит премудрый Соломон: “Веселись юноша в юности твоей... и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд” (Еккл. 11,9). Господь Иисус Христос свидетельствует: “...что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда ”(Мф. 12, 36). О спасительности памяти смертной пишет премудрый Сирах: “Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь” (Сир. 7, 39).

Воплотившись в мире, Господь Иисус Христос открыл тайну Существа Божия — “Бог есть любовь” (1 Ин. 4,16). Также кратко Им было выражено все Моисеево законодательство: “Возлюби Господа твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего своего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки” (Мф. 22,37–40). Человек не может жить сам для себя и ради себя. Это иллюзия. Относительно своего свободного времени, он также полностью реализует себя не в безделии, а лишь в общении с другими, в посильной помощи себе подобным. В этом заключается одно из служений ближнему христианина по слову ап. Павла: “Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов” (Гал. 6, 2).

Александр КУКУИШКО

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me