Православные храмы

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Троещина)

Небольшой деревяный однокупольный храм из брусьев принадлежащий…

Храм преподобного Нестора Летописца (возле южного моста)

Храм преподобного Нестора Летописца построен в городе Киеве в 2010…

Храм святителя Николая Мирликийского (на Подоле)

Храм свт. Николая был построен в первой четверти XII в. на…
Публикации

Времена новые, приемы старые

По поводу попытки захвата храма раскольниками из “КП” в с. Рахманив…

Молитва Егорки

Как-то утром проснулся мальчик Егорка и не успел еще глаза как следует раскрыть…

Девочка со спичками

Морозило, шел снег, на улице становилось все темнее и темнее. Это было как раз…

Чем заняться в свободное время?

“Поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы” (Еф. 5, 15–16).

 

“КТО НЕ ХОЧЕТ ТРУДИТЬСЯ, ТОТ И НЕ ЕШЬ”

Святое Писание и Священное Предание — два основных источника вероучения Церкви Христовой. В них заключены ответы на всевозможные вопросы, возникающие в жизни христианина. Труд, как основное занятие и предназначение человека, был заповедан Самим Богом еще в раю до грехопадения прародителей (Быт. 2, 15). Во всем тексте Св. Писания труд рассматривается, как неотъемлемая часть человеческой деятельности, его нравственная обязанность. Здесь же, в Библии, свидетельством царя Соломона, который “был мудрее всех людей” (3 Цар. 4, 31), утверждается равнозначность как физического, так и умственного труда, причем труд умственный (именуемый “испытанием мудрости”) назван “тяжелым занятием, которое дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем ”(Еккл. 1, 13).

В Новом Завете примером неустанного служения является Сам Господь Иисус Христос. Во время Своей земной жизни Он едва имел время для отдыха и в объяснение Своей деятельности ссылался на вечную деятельность Бога Отца. Апостол Павел со своим учеником Тимофеем, пребывая у фессалоникийцев, хотя как благовестник и учитель мог не трудиться, но не желая никого обременять “ни у кого не ели хлеба даром, но занимались работою день и ночь” (2 Фес. 3, 8). И далее апостол прямо говорит: “...кто не хочет трудиться, тот и не ешь” (2 Фес. 3, 10), обвиняя в тунеядстве тех, которые “ничего не делают, а суетятся” (2 Фес. 3,11). Обратясь к Св. Преданию, видно созвучие слов ап. Павла и свт. Иоанна Златоуста: “Не говори мне, что ты занимаешься делами; покажи мне, что ты занимаешься чем-нибудь полезным”.

Святые отцы видят в труде повод и средство к преодолению и искоренению в человеке корня всех грехов — гордости и приобретению противоположной этой страсти добродетели — смирения. По словам прп. аввы Дорофея: “Труд смиряет тело, а когда смиряется тело, то вместе с ним смиряется и душа”.

 

ЛЕНЬ — МАТЬ ВСЕХ ПОРОКОВ

Наряду с этим, в примерах Св. Писания и Св. Предания можно видеть резкое осуждение лености и праздности, как пороков ведущих к погибели: “Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник” (Притч. 6, 10–11). В другом месте: “Ибо праздность научила многому худому” (Сир. 33, 28). Соломон проводит интересную антитезу: “Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен” (Притч. 12, 11). Пророк Иезекииль прямо указывает на праздность, как одну из главных причин гибели Содома: “Вот в чем было беззаконие Содомы...в гордости, пресыщении и праздности” (Иез. 16, 49).

И святые отцы указывали на праздность и леность, как главные причины падений на пути духовного совершенствования. Блж. Иероним писал: “Постоянно трудись над чем-нибудь, чтобы диавол всегда находил тебя занятым”. Прп. Исаак Сирин: “Бездействие и праздность гибельны для души и могут вредить более, нежели демоны. Если крепкое тело оставить в бездействии и праздности, то от сего родятся все пороки в душе”. Прп. Антоний Великий в своем “Наставлении монахам” писал о том, что заразившийся праздностью “начинает обыкновенно тем, что находит сладким прекращение некоторых дел христианских, а заканчивает тем, что все эти дела становятся для него несносными..., чем более он предается своей лености, тем более она приобретает власть над ним”. Прп. Иоанн Лествичник говорит о лености, как причине погибели монахов даже в общежительном монастыре: “Бывают ленивые, которые, вступивши в общежитие, находили в нем много удобств, и большую пищу своей лености, и приходят чрез это в совершенную погибель”.

 

“ШЕСТЬ ДНЕЙ ДЕЛАЙ, А СЕДЬМОЙ — ГОСПОДУ БОГУ ТВОЕМУ”

Но природа человеческая нуждается и в отдыхе. Причем, как тело подкрепляется пищей и сном, так душа, утомляемая суетой и рутиной будней, нуждается в освежении и обновлении своих сил, ища забвения своих печалей. Господь Бог, по неизреченной милости Своей, давая Закон пророку Моисею, Своей четвертой заповедью прямо предписывает не делать никаких дел, связанных с той или иной профессиональной деятельностью. Господь дал эту заповедь в образ Собственного сотворения мира: “Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил” (Исх. 20,11). “Почил” — означает, что Бог больше не творил, перестал творить, но не перестал заботиться о сотворенном. Этим словом выражается самодостаточность, величие, торжество всемогущества и любви Божией, проявившихся в творении мира.

Монашеский аскетизм также не отвергает некоторых послаблений, так как радость и веселие сердца составляют один из отличительных признаков христианина. Радость бескорыстная, естественная, благородная прекрасна — это расширение жизни. Известен ответ прп. Антония Великого пришедшему к нему охотнику, соблазнившемуся тем, что преподобный шутил с братиями. Антоний приказал охотнику натягивать свой лук все сильнее и сильнее. Когда охотник заметил, что лук может лопнуть, преподобный пояснил ему, что и человек не выдержит постоянного напряжения и поэтому послабления необходимы. Из повествований евангельских видно, что благочестивые израильтяне устраивали праздничные пиры и торжества скромными, простыми и благопристойными так, что и Сам Господь Иисус Христос принимал в них участие. И первое чудо, Им совершенное, было на свадьбе.

 

ЖИТЬ ТОЛЬКО ДЛЯ СЕБЯ?

Святые отцы считали, что молитва и труд — два весла, при помощи которых христианин благодатью Божией переплывает житейское море земной жизни, чередуя эти два поприща и сохраняя гармонию телесного естества. Интересно, что правота этой точки зрения была научно подтверждена работами русских ученых акад. И. М. Сеченова и акад. И. П. Павлова (лауреата Нобелевской премии в области медицины). Акад. И. П. Павлов доказал, что отдых — есть смена рода деятельности и только в этом случае человеческий организм полноценно и быстро восстанавливает свои функции. Любопытно также, что само слово “досуг” изначально имело значение “разумения”, “умения”, “способности”, и лишь позднее стало употребляться в значении свободного времени.

Для христианина время — это великий дар Божий и вместе с тем такая же ответственность. Время нашей земной жизни дано для стяжания жизни вечной. Путь земной жизни христианина определяет его участь в вечности, там, где, как говорится в каноне покаянном, “никтоже возможет помощи нам, но дела наша осудят нас”. Быть живым — значит быть свободным. Свободой воли, свободой выбора, в конечном счете, определяются все поступки человека. Но суд Божий неизбежен и истинен. Как говорит премудрый Соломон: “Веселись юноша в юности твоей... и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд” (Еккл. 11,9). Господь Иисус Христос свидетельствует: “...что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда ”(Мф. 12, 36). О спасительности памяти смертной пишет премудрый Сирах: “Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь” (Сир. 7, 39).

Воплотившись в мире, Господь Иисус Христос открыл тайну Существа Божия — “Бог есть любовь” (1 Ин. 4,16). Также кратко Им было выражено все Моисеево законодательство: “Возлюби Господа твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего своего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки” (Мф. 22,37–40). Человек не может жить сам для себя и ради себя. Это иллюзия. Относительно своего свободного времени, он также полностью реализует себя не в безделии, а лишь в общении с другими, в посильной помощи себе подобным. В этом заключается одно из служений ближнему христианина по слову ап. Павла: “Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов” (Гал. 6, 2).

Александр КУКУИШКО

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu