Православные храмы

Храм святителя Луки Крымского (в Пушкинском парке)

Первую Литургию в храме прп. Агапита Печерского служили на Пасху 1998…

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (на Соломенке)

Деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»…

Храм Казанской иконы Божией Матери (в парке Партизанской славы)

Община в честь иконы Божией Матери «Казанская» была зарегистрирована…
Публикации

Возлюби ближнего твоего

Говоря о Своем Втором Пришествии, Господь показывает благотворение ближним в…

Пресветлая звезда земли Херсонской. Преподобный Варсонофий Херсонский, исповедник (память 4/17 октября)

Решением Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви от 18 апреля 2008…

Подвиг, достигший небес.

Епископ Валериан (в миру Василий Несторович Рудич) родился 12 апреля 1889 г. по…

Новомученики XX века: священноисповедник Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский и Брацлавский

Время стирает память о канувших в Лету целых цивилизациях и народах. Однако ему не подвластно уничтожить память о тех отдельных личностях, которые мужественно стояли на страже истины Христовой, ценой не только собственного покоя, здоровья, благополучия, но и своей жизни...

Вашему вниманию представляется житие первого святого Подолья — священноисповедника епископа Амвросия (Полянского, †1932 г.), управляющего Каменец-Подольской епархией в тяжелые годы гонений на веру Христову — 20–30-е годы XX столетия.

“Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни” (Апок. 2, 10). Священно-исповедник Амвросий (в миру Александр Алексеевич Полянский) родился 12 ноября 1878 г. в с. Петелино Елатомского уезда Тамбовской губернии в семье священника. Это был издревле священнический род, отличавшийся своим благочестием. Кроме начального образования он получил духовное образование в Тамбовской Духовной Семинарии, которую окончил в 1899 г. В том же году поступил в Казанскую Духовную Академию, а в 1901 г. Александр принял монашество с именем Амвросий и был рукоположен в сан иеродиакона, в 1902 г. — в сан иеромонаха. В 1903 г. отец Амвросий заканчивает Академию со степенью кандидата богословия и получает назначение преподавателем в Киевскую Духовную Семинарию с зачислением в число братии Киево-Печерской Лавры. В 1905 г. он был награжден наперсным крестом, а в 1906 г. — назначен ректором этой Семинарии с возведением в сан архимандрита.

Революционные беспорядки 1905 г. не обошли и Киевскую Семинарию, вызвав волнение в среде некоторых учащихся, но верность священнической присяге и учительскому делу, сопряженная одновременно со строгостью и рассудительностью отца Амвросия, не дали распространиться этим негативным явлениям. Так что скоро порядок в Cеминарии был восстановлен. Несмотря на безотрадные явления, свидетельствовавшие о том, насколько проник дух времени в среду церковной молодежи, отец Амвросий деятельно выступал за оказание материальной помощи необеспеченным студентам, пребывая постоянным членом общества вспомоществования нуждающимся воспитанникам Киево-Подольского училища и председателем совета Петропавловского попечительства о малоимущих воспитанниках Киевской Духовной Семинарии. В 1915 г. за усердное служение на епархиальных послушаниях архимандрит Амвросий был награжден Орденом святого князя Владимира III степени.

Как ректор он отличался глубоким благочестием и смирением. Он был любим как учениками, так и священноначалием в лице митрополита Киевского и Галицкого Флавиана (Городецкого). Не раз ставился вопрос о хиротонии архимандрита Амвросия в сан епископа, но митрополит Флавиан, глубоко ценивший благочестивого священноинока и ревностного труженика на ниве подготовки юношей к церковному служению, всякий раз говорил: “Он мне нужен”. Будучи сам благочестив, ценил благочестие и в людях.

22 октября 1918 г. архимандрит Амвросий был хиротонисан во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии. В 1922 году его переместили на кафедру Каменец-Подольскую и Брацлавскую, но здесь ему пришлось служить недолго.

По окончании гражданской войны на территории Украины и с возникновением обновленчества, советские власти начали беспощадную борьбу с Православной Церковью. Обновленческий архиепископ Пимен (Пегов) предложил епископу Амвросию вступить в обновленчество, оказывая давление при помощи светских чиновников. В ответ епископ Амвросий и викарный Проскуровский епископ Валериан (Рудич) обвинили Пимена в пособничестве ОГПУ. Указанные спецслужбы арестовали владык Амвросия и Валериана и в 1923 г. они оба были высланы за пределы Украины. Сосланные поселились в Москве. Осиротевшая Каменец-Подольская епархия была совершенно разгромлена обновленцами; в Виннице, например, не осталось ни одного православного храма.

Преследование владык Амвросия и Валериана продолжалось и в Москве. Так, епископа Амвросия обвиняли в мнимом укрывательстве бывших офицеров царской армии через рукоположение их в сан священника. Это не соответствовало действительности, потому что люди, о которых шла речь, давно уволились из армии и служили учителями. Впоследствии, избрав в советских условиях крестный путь священнослужителя, выдержав экзамен для принятия сана, они и были рукоположены епископом Амвросием.

Владыку Валериана обвинили в “клевете на советскую власть”, т.к., по доносу, у него были найдены списки канонических и “обновленческих” епископов. Во время их пребывания в Даниловом и Донском монастырях г. Москвы святители поддерживали святейшего Патриарха Тихона, в самые трудные для него годы. В этом же году обновленцы вступали в переговоры с Патриархией об условиях объединения, настаивая на удалении Патриарха Тихона на покой. В конце сентября 1923 г. в Донском монастыре состоялось собрание 27 архиереев, на котором обсуждалась проблема примирения с обновленцами. Доклады делали архиепископы Серафим (Александров), Иларион (Троицкий) и Тихон (Оболенский). Владыка Амвросий высказался довольно жестко о том, что по учению Церкви обновленцы-раскольники находятся вне Православной Церкви, поэтому не могут быть законными архиереями. После обсуждения состоялось закрытое голосование, и большинство архиереев высказалось против примирения с обновленческим расколом.

Через год епископ Амвросий был снова арестован. ОГПУ продержало его в заключении 10 дней. После освобождения он служил в разных храмах Москвы, всегда проповедуя на богослужениях. В 1925 г. владыка снова был назначен управляющим Каменец-Подольской епархии, но выехать туда он не успел. В конце ноября 1925 г. в Москве были арестованы все архиереи, оказывавшие помощь Патриаршему Местоблюстителю в управлении РПЦ. Среди них — и епископ Амвросий.

Арестованных святителей разместили в Бутырской внутренней тюрьме ОГПУ, обвинили в антисоветской деятельности. На допросах владыка говорил, что к советской власти относится лояльно, против нее не выступает, приветствует помощь малоимущим и обездоленным, но в тоже время считает неправильной борьбу против Православной Церкви.

Преосвященный Амвросий был приговорен к трем годам заключения и отправлен вместе с архиепископом Прокопием (Титовым) на Соловки, а Владыка Валериан на три года выслан в Казахстан. 30 ноября 1928 г. архиереям объявили, что после лагеря они ссылаются на три года в Уральскую область. В ссылку через Екатеринбург и Тобольск епископы Амвросий и Прокопий ехали вместе.

7 апреля, на Благовещение, по прибытии в Тобольский изолятор, они были освобождены. Но уже 9 апреля их вновь арестовали и посадили в Тобольскую тюрьму на полтора месяца. С началом судоходства они были доставлены в г. Обдорск. Через месяц владыка Амвросий был отправлен в село Шурышкары, а 5 июля 1931 г. был возвращен в г. Обдорск. 30 июля 1931 г. святители Амвросий и Прокопий были вновь арестованы. Причиной послужила стойкая вера, нежелание идти на компромиссы, сам образ жизни святителей в ссылке, а также служение архиереями Божественной литургии и переписка с находящимся в ссылке на севере Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром (Полянским †1937). По показаниям свидетелей владыка Амвросий вел просветительскую деятельность у зырян и остяков. На очередном допросе владыка Амвросий настоял на том, чтобы писать показание собственноручно. “Что касается мотивов и оснований лояльного отношения органов власти к обновленческой организации, — сказал епископ Амвросий, — то не мне решать этот вопрос. Это дело органов власти. Я могу сказать, что вероятно потому такое отношение, что обновленческая организация является более подходящей, а, может быть, полезной для органов власти, если принять во внимание доклады обновленческих деятелей, которые я видел в ОГПУ, а также и то, что обновленцы нарушают церковные законы и правила, строят церковную жизнь по своему произволу, производят разделение в церковной жизни, что может быть благоприятным для органов власти, ставящей своей задачей борьбу с верой и Церковью”.

В сентябре 1931 г. дело было окончено. 14 декабря особым совещанием при коллегии ОГПУ епископ Амвросий и архиепископ Прокопий были приговорены к ссылке в Казахстан на три года.

Владыку Амвросия отправили в Туркестан в сентябре 1932 г. В ОГПУ владыке сказали, что к месту ссылки он должен прибыть в деревню Сузак. Путь был проходящим через пустыню и горные дороги с опасными пропастями вдоль ущелья. Здоровье владыки было и без того подорвано пребыванием в тюрьмах. В дороге солнце обожгло епископа, и он едва доехал до места ссылки. По приезде его сразу положили в больницу, но состояние было настолько плохим, что несмотря на все усилия врачей, он через неделю отошел ко Господу.

Канонизирован священноисповедник епископ Амвросий (Полянский) на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ 13–16 августа 2000 года. Память его чествуется 7 (20) декабря.

Священник Сергий Причишин

 
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu