Православные храмы

Введенский и храм на Подоле (с пределом благоверного князя Александра Невского)

В течение десяти веков с этого места возносились к Богу молитвы о…

Храм святителя Николая Мирликийского (на Троещине)

Строительство начато летом 2008 г., первая Литургия была отслужена…

Храм апостолов Петра и Павла (в Академии управления МВД)

Строительство храма началось в апреле 2008 г. Первая Литургия была…
Шсс т
шсс т
rosgornospas.ru

Публикации

Молитва Егорки

Как-то утром проснулся мальчик Егорка и не успел еще глаза как следует раскрыть…

Трагічна загибель 170-літнього храму

Жахливі події сколихнули Волинське Полісся — у середині лютого 2004 року, в ніч…

Светильник пустыни. К 1160-летию со дня кончины прп. Иоанникия Великого

Во Всехсвятском храме Киево-Печерской Лавры, с левой стороны, в мраморном киоте…

ПСИХОЛОГИЯ И АСКЕТИКА

В психологии различают три уровня агрессии. Природная основа 1-го уровня агрессии — защита себя, своего потомства, своей среды обитания. На 2-м уровне — агрессия связана со стремлением к успеху. 3-й уровень личностной агрессии связан с установкой личности на готовность и предпочтительное использование насильственных средств для достижения своих целей. Все они проявляются в эмоциях гнева, нетерпения, раздражительности, злости.

В христианской аскетике гнев рассматривается как одно из 8 смертных греховных страстных состояний. Гнев вызывается в человеке всякими внешними препятствиями, которые встречаются ему на пути осуществления его личных целей, стремлений; когда воля одного человека приходит в столкновение с волей другого, не желающего подчиниться воле первого человека; а также когда человек встречает несправедливое к себе отношение. Психологической основой гнева, делает вывод С.М. Зарин, всегда является самолюбие.

По святоотеческому воззрению, психологическая основа гнева заключается в извращении направления силы тимос, необходимо присущей нормальной богоподобной природе человека. Сила тимос (о vomo- горю, пламенею, страстно стремлюсь) — эмоциональная и сердечная — является по первоначальному предположению “даром Божьим”, который человек может и должен употреблять во благо, на добро.

Эмоция, чувство в высшей степени важный, незаменимый, помощник разума в деле осуществления человеком его высшего предназначения. По святоотеческому учению господство разумной способности человека над желательной или чувственной, возможно только при посредстве этой силы рвения, страстного стремления. Разум только благодаря этой силе имеет реальную возможность сообщать душе ту напряженность энергии, которая обеспечивает непрерывность возрастания в добродетели, стойкость в борьбе со злом. По образному выражению Василия Великого, эта тимос-эмоция-рвение-страсть, является как бы “нервом души”, сообщающим ей силу для неослабного утверждения в добрых делах. Когда тимос руководствуется принципом богоподобия и функционирует под контролем разума, он, по словам С.М. Зарина, действует должным образом, являя живое настроение любви к Богу и ближним.

Встречаясь с фактами нарушения воли Божией в своей жизни или в жизни других людей, помрачения славы Божией, оскорбления Божией святости, человек, не потерявший чуткости к добру, “снедается” — как бы огнем, охватывается живою и интенсивною ревностью о Боге.

 

ГНЕВ — НЕДОСТАТОК ЛЮБВИ

Но при эгоистической направленности воли человека происходит склонение силы–тимос к худшим страстным грехам, к противоестественной, неразумной страсти гнева (Слово “гнев” однокоренное со словом “загнетка” — место сосредоточения огня в печи). Вся энергия “тимос” изливается теперь в бурных стремительных порывах. Все силы сердечного возбуждения расходуются по поводу личных неудач, обыденного существования, личных столкновений, обид и огорчений. Защищается теперь не слава Божья, а только эмпирическое бытие человека. Чувственный эгоизм в гневе, “кратковременном бешенстве”, достигает наивысшей интенсивности.

Таким образом, в религиозно–нравственном отношении гнев свидетельствует о недостатке в человеке любви к Богу и ближнему.

Недостаток любви к Богу и ближнему, выражающийся в отсутствии терпимости, кротости, милосердия, соответствует третьему уровню личностной агрессивности.

 

дУХОВНАЯ ПРАКТИКА

И в педагогике, и в психологии, и православной аскетике агрессия и агрессивность оцениваются негативно, и каждая из них имеет свой арсенал средств нейтрализации или борьбы с этим нежелательным свойством человека.

Педагогическое воздействие с целью утранения агрессии осуществляется в двух направлениях: Во-первых, воспитание личности с отсутствием установок на насильственное достижение своих целей, формирование у ребенка нравственных ценностей; во-вторых, воспитание у ребенка таких черт характера, как самообладание, умение управлять своими эмоциями.

Эти же задачи на языке духовной аскетической практики формулируется таким образом: приобретение добродетелей кротости, смирения, смиренномудрия; владение своими страстями, в частности, “брань” со страстным состоянием гнева.

Как же психология сможет помочь человеку справиться с агрессией?

Для снятия своего агрессивного состояния психология рекомендует человеку ряд приемов: переключить внимание со стимула, вызывающего агрессию, на что-нибудь нейтральное или приятное — спеть припев любимой песни, внутренний счет от 1 до 10; глубоко подышать; выпить холодной воды; двигательную разрядку; разжать кулаки и зубы; выразить словами свое состояние и т.п.

Как правильно вести себя, если на тебя направлена агрессия?

Первое правило гласит: не отвечать агрессией на агрессию.

Второе правило: не заразиться эмоционально агрессией партнера.

Третье правило: снизить агрессию человека. Для этого — дать ему выговориться, найти что-то общее, показать понимание состояния и озабоченности, проявить выдержку и терпение. Если вы не правы — немедленно признавайте свою неправоту, не будьте категоричны и не употребляйте таких слов: “всегда”, “никогда”, “ни за что”, “вечно”, “ни один раз” и т.д.

Для помощи человеку, ведущему внутреннюю брань, в аскетической литературе описаны стадии развития страстного состояния и, соответственно, способы борьбы с ним:

1 — прилог, когда греховный помысел приходит из внешнего мира и входит во внутренний мир; 2 — сочетание — принятия помысла, добровольное размышления о нём; 3 — сложение — услаждения помыслом, уступка ему; 4 — пленение — погружённость в страстное состояние, потеря покоя, рабство греху.

 

РАЗРУШЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА

Святые отцы говорят, что гнев — это разрушение внутреннего мира. С чего начинается это разрушение внутреннего мира и чем оно может закончиться?

Первыми, “сигналами” появления прилога могут стать изменение настроения, появление неприятного чувства, ощущений. В этом случае лучше сразу же помолиться и помысел должен уйти — в результате человек сохраняет в себе покой.

Если этого не произошло, то человек может оказаться на 2-й стадии сочетания с прилогом — признаком этого будет появление раздражительности в мимике, интонации, жестах, словах.

Остановиться на этой стадии, не переходя на следующую, можно, если противопоставить поступающей раздражительности мысль, что “надо потерпеть немощь ближнего моего”, либо посмотреть на себя со стороны с юмором: “Какое у меня сердитое, смешное лицо, какие “петушиные” нотки появляются в моем голосе”.

Результаты усилий на этой стадии должно стать переложение помысла на благое (например, улыбнемся нашему собеседнику, доброжелательной шуткой разрядим нарастающее напряжение) или можно “погневаться” на себя, что уже “беседуешь” с прилогом.

Если же человек не смог этого сделать, если не смог сосредоточиться и помолиться, и гнев продолжает нарастать, то он может оказаться на

3-й стадии — сложения со грехом. При этом можно увидеть нарастание возмущения, гнева, побледнение или покраснение щек, сжимание губ и кулаков, дрожание голоса, прерывание речи, изменение скорости речи и тембра голоса.

Человек “склонился” к гневу: глаза застилает туман, ничего не слышит, что говорят ему понять не может, хочется поскорее выплеснуть свою обиду — “отомстить другому”.

Но… смолчал, сжав зубы и сцепив кулаки.

 

дОБРОДЕТЕЛЬ КРОТОСТИ

Разные люди обладают разными уровнями умения управлять своим гневным, агрессивным состоянием. Святитель Иоанн Лествичник описал трех иноков, терпящих бесчестие. Один из них оскорбился, но смолчал; другой порадовался ради себя, но опечалился об укорившем его; третий, воображая вред ближнего, пролил теплые слезы. В них Лествичник увидел делателей страха, мздовоздаяния, любви. Для нас эта притча, может служить своеобразным тестом, диагносцирующим наше умение справиться с гневом.

Мало справиться с гневом, гораздо важнее и надежнее приобрести безгневие — добродетель кротости. Как советует св. Феофан Затворник, надо потрудиться далее во внутреннем плане одухотворения души, стяжания добродетелей.

Здесь тоже можно выделить 5 стадий.

На 1-й стадии надо представить преимущество победы над страстью (подумайте, как хорошо будет вам и вашим близким, если вы перестанете проявлять свой гнев и агрессивность).

На 2-й стадии — снять защиту и оправдание страсти (подумайте, может быть гнев вам дает что-то хорошее, вы можете оправдать свой гнев).

На 3-й стадии — проанализировать последствия развития страстного состояния (представьте, что будет, если вы будете часто позволять себе гневаться, проявлять агрессию к окружающим вас людям).

На 4-й стадии необходимо мобилизовать волю (спросите себя — сильно ли вы хотите избавиться от своей агрессивности, твердо ли решаетесь не обрушивать больше ваш гнев на ваших близких).

На 5-й стадии необходимо принять решение и взять на себя ответственность за это решение. (Если вы действительно утвердились в мысли побороть ваш гнев, мобилизуйте свою волю и просите помощи у Бога).

Православная аскетика предлагает человеку средства внутренней работы с состоянием гнева или агрессии и помощь в пути стяжания добродетелей кротости и смирения.

Если педагогика стратегически изменяет “другого” человека, психология тактически “другого” и “себя”, то аскетика — это, прежде всего изменение “себя” и тактически, и стратегически.

И.А. КУЗНЕЦОВА, педагог-психолог

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me