Православные храмы

Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (на Соломенке)

5 ноября 2011 года, в Киевском скверике - на пересечении улиц…

Храм святителя Николая Мирликийского (на водах)

Инициатива строительства уникального храма на Днепре принадлежала…

Храм священномученика Макария, митрополита Киевского

Настоятель храма прп. Феодора Освященного на Лукьяновке о. Константин…
Публикации

Неподвластны духу времени

Подобно апостолам, получившим благодать Святого Духа от Самого Христа и…

Преподобная Феодора

Святая праведная Феодора родилась в середине XVII в. в семье военачальника.…

Ко дню памяти святителя Петра Могилы. “Могилянские чтения–2008”

С 4 по 5 декабря в Национальном Киево-Печерском историко-культурном заповеднике…

Как одеваться православному человеку

Как известно, у каждой группы людей есть свой стиль, с помощью которого они самоидентифицируются. Внешний вид — это быстрый и легкий вход в общность. Стоит отпустить бороду, — и я стану православным?

По этой логике, если мы православные, то у нас определенный костюм, борода. Стоит сбрить бороду — уже не православные. Человек, живущий в Православной Церкви, обычно сам научается благодаря внутреннему опыту, как ему одеваться. Замечено, впрочем, что подлинно церковный человек обычно стремится не показывать свою “православность”. Хотя вначале, на стадии духовного неофитства, бывает, что он всячески демонстрирует свою причастность к Церкви. Но потом это проходит, и внешние атрибуты становятся не главными.

Можно или нельзя быть православному модным? Внешняя сторона жизни сильно влияет на наше внутреннее состояние, настраивая нас соответствующим образом, поэтому одежда — это не просто “самовыражение”, тут есть и обратная связь. Если у девушки волосы выкрашены в зеленый цвет, вряд ли стоит ожидать от нее особого благочестия в поведении. Неблагочестивый наряд оскорбляет и подавляет стыдливость, дает свободу блудным помыслам, способствует развращению своего обладателя. Иная думает, что она дразнит только других своим вызывающим платьем, а на самом деле это одеяние разжигает ее чувственность. Даже простое щегольство не остается безнаказанным. Прежде знали, что девушка-щеголиха — ненадежная жена. И умные родители избегали посылать сватов за такой невестой. Следует думать, что на достаточно высокой ступени духовного развития женщина будет ходить в длинной юбке, с простой прической, без украшений просто потому, что такая одежда не будет мешать внутренней жизни.

Внутренний мир человека до конца невозможно выразить, а мода нацелена не на самовыражение, а на привлечение окружающих. Для православного человека свойственно жить внутренней жизнью. Поэтому притягивание внимания к себе — это шаг от внутренней сосредоточенности к поверхностному существованию. Но, с другой стороны, православный человек, живущий в миру, не должен какими-то внешними признаками, пусть даже атрибутами благочестия, слишком демонстративно отличаться от окружающих его нецерковных людей, чтобы, с одной стороны, не возбуждать их любопытства и не служить для них соблазном, а с другой, — самому не впасть в тщеславие и самолюбование. Вера — дело сердечное, внутреннее, она не афиширует себя. Против внешних атрибутов не раз предостерегал Спаситель.

Как-то святителя Игнатия Брянчанинова посетили две его племянницы — молоденькие девушки. Между прочим, монах и великий подвижник заметил им, что шляпки у них старого фасона, и посоветовал отнестись с большим вниманием к своему гардеробу. “Одеваться благочестиво — не значит одеваться некрасиво или смешно. Вполне можно совместить и моду, и возраст, и благочестие, и вкус. Дело в нашем отношении к предмету”, — сказал священник Сергей Николаев. В вопросе следования моде надо соблюдать золотую середину, не вдаваясь в крайности. У девушек естественно стремление понравиться благочестивому молодому человеку, а соответственно, показать свои лучшие качества: скромность и жизнерадостность. Для этого мини-юбка, наверное не подойдет, но и мрачные юбки, подметающие пол, судя по всему тоже.

В одежде христианина (простой и скромной) не допускается ни малейшей неряшливости. Все должно быть чисто и аккуратно, всегда чисты лицо и руки, в порядке прическа. Христианину нужно всегда следить и за своим внешним поведением и привычками, чтобы все в нем было благопристойным, степенным, выдержанным, аккуратным и тщательным. Надо, может быть, оставить некоторые плохие привычки, на которые в миру не обращают внимания. Так, например, не рекомендуется сидеть, заложив нога на ногу. Старец Алексий Засимовский так говорил: “Это дерзость, смиренный человек так не станет сидеть”.

Может быть что-либо из вышесказанного может показаться мелочами, недостойными внимания? А некоторые думают даже, что пренебрежение внешностью говорит о внимании христианина к внутренней, духовной. Но не так думают старцы. Отец Алексей Мечев всегда требовал от своих духовных детей полной собранности и выдержанности как внутренней, так и внешней, считая, что первая в сильной степени зависит от второй. Принимая своих духовных детей, он часто указывал им на какую-нибудь неряшливость в одежде, оторванную пуговицу и т.п.

Говоря о значении внешности христианина, нельзя не упомянуть о склонности некоторых из христиан, подражающих миру, искусственно приукрашивать свое лицо (краска, пудра и т.п.). Вот что говорит об этом архиепископ Иоанн (Шаховской): “Искусственно измененное крашеное лицо теряет черты неповторимой личности человека. Лишаясь своей небесной неповторимости, лицо становится коллективным, стандартным. Отношение к косметике христианской традиции всегда было однозначно. “Ибо отчего, скажи мне, ты прибавляешь от себя нечто к тому, что создано совершенным от Бога? Неужели тебе мало того, что сотворил Бог? Следовательно, ты, считая себя искусною художницею, принимаешься исправлять то, что создано Богом”, — обличает Иоанн Златоуст.

Виктор Никитюк

 
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu