Православные храмы

Храм апостолов Петра и Павла (в Академии управления МВД)

Строительство храма началось в апреле 2008 г. Первая Литургия была…

Покровский храм Покровского монастыря

Первоначальный соборный храм Покровского женского монастыря…

Храм благоверного князя Олега Брянского (на Дарнице)

Строительство храма началось в августе 2009 г. Первую Литургию в нем…
Публикации

“… Увидеть за событиями вечность”. Заметки с фестиваля “Вера и слово”

С 24 по 27 ноября в Подмосковье прошел III Международный православный фестиваль…

“Преподавание предметов христианской направленности требует участия Церкви в формировании их содержания”

25–26 марта в Киевском Доме учителя прошла Всеукраинская научно-практическая…

“В моем доме всегда теплилась лампада”

Андрею Рублеву в год Куликовской битвы было 20 лет, — писал в дневниковых…

“...Она будет называться женою...”

Адам приводится в бытие из праха земного: “И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни...” (Быт. 2, 7). Он создан по совету Святой Троицы по образу Божию (Быт. 1, 27) из частиц праха земного, непосредственным творческим актом создания: “Бог сотворил человека” (Быт. 1, 27).

Когда Адам назвал по имени “всякую душу живую” (Быт. 2, 19) и не нашел помощника для себя, Бог навел на него крепкий сон (Быт. 2, 21), “взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию” (Быт. 2, 21), и уже от плоти мужчины, от области сердца, сотворил женщину.

Пробудившись от сна и впервые увидев жену, Адам в радости воскликнул: “Вот, это кость от кости моей и плоть от плоти моей, она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего)” (Быт. 2, 23). Этими словами воспеваются отношения единства, того единства, которое складывается между ним и его женой.

Адам увидел жену — райское создание из внутреннего, сокровенного, из области сердца — и произнес: “Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть” (Быт. 2, 24).

Такое единство, согласованность, единомыслие во всем было в первой чете рода человеческого: “И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились” (Быт. 2, 25).

Высоконравственной жизнью сердца и тишиной чувств жили и наслаждались наши прародители на земле в раю до грехопадения. Их связывала глубокая благоговейная, трепетная любовь, и в этом они находили счастье и радость.

 

Кто кого должен учить?

Жена, соединенная со своим мужем в чистом союзе (Быт. 2, 24), была нравственно свободной, счастливой и невинной. Необходимо отметить, что женщина живет, преимущественно, жизнью и интересами внутреннего человека, и в этом заключается вся ее жизненная сила. Там, где этой силы нет, где внутренние интересы забыты ради достижения благ внешней жизни, оказывается, что этими благами некому пользоваться, потому что убита живая восприимчивость к ним. Прогресс, как развитие внешней жизни при оскудении внутреннего человека, приводит к смерти.

Жена своевольно, по наущению змия, выступила за пределы области сердца, увлекшись внешними искушениями, обольщавшими ее мыслью о возвышении над своим естественным состоянием, — так совершилось ее нравственное падение (Быт. 3, 6). Исчезли собранность сердца, тихость и безмолвие духа.

Преступив заповедь Божию, жена сначала почувствовала, что с ней действительно что-то случилось, она стала другой, ощутила себя независимой от любви Божией и от любви мужа. Желание быть богиней (Быт. 3, 5) вошло в человеческую природу женщины, и она захотела продемонстрировать свое превосходство Адаму. Обогатившись знанием греха, жена, происшедшая из ребра своего мужа, начинает “учить его жизни” (Быт. 3, 6) — дает мужу вкусить запрещенный плод.

 

“Он будет господствовать...”

С заблуждением ума, порчей сердца и воли в своем падении, женщина потеряла свою нравственную силу как залог своего высокого достоинства и разумной свободы. Из свободной союзницы по сердцу и жизни она становится рабой своего мужа: “Он будет господствовать над тобою” (Быт. 3, 16). Более сильные стремления, грубые чувства и воля падшего мужа отныне будут господствовать над нежной женской волей. Это умаление и порабощение завершилось потерей самообладания, целомудренной сдержанности чувств и душевного мира. Потеряв чистоту любви и искренность уважения другого пола, женщина становится соблазном в мире.

Позже ей захочется узнать мужские нравы, а изучив их, она усваивает грубые, утонченные и испорченные стремления и прихоти сильного пола и, сама страстная, становится игрушкой мужских страстей. Добровольно пожертвовав своей свободой, женщина теряет свои права, становится униженной и порабощенной своим же собственным унижением и порабощением.

Такое порабощение продолжалось до тех пор, пока не родилась Та, от которой произошел второй Адам. Она Своей чистотой, скромностью, кротостью и совершенной преданностью воле Божией явила женщинам выход из унижения и порабощения.

 

ПресвЯтаЯ Дева

“Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие” (Лк. 11, 27). Человеческое суждение признало Божью Матерь блаженною за рождение Богочеловека (Лк. 11, 27); Иисус Христос, возвышая Ее достоинство, назвал особенно блаженными слышащих Слово Божие и хранящих Его (Лк. 11, 28). Пресвятая Богородица имела это блаженство превыше всех, потому что, внимая словам Богочеловека, Она хранила Слово Божие с такими чувствами, каких не имел никто из людей.

Пресвятая Дева Богородица под сенью святыни храма Божьего воспитала в себе чувство высшей, отрешенной любви к Богу. Находясь в безусловной чистоте девственного целомудрия, она достигла возможного для Нее совершенства и испытала блаженство невинной души.

В отрешенной любви к одному Богу Святая Дева получает откровение о рождении необыкновенного Сына, Которого зачинает и рождает без мужа, без потери девства, возвышая и превознося женщину в нравственном отношении. Но это могло совершиться только там, где Сам Искупитель рода человеческого, полагая совершенно новое основание жизни, соединяет в Своем лице Божественное естество с человеческим в одну Ипостась.

Поэтому только в христианстве, в лице Богоматери, женщина могла быть так поставлена и превознесена.

 

Достоинство женщины

Что может быть прекраснее женщины, которая сохраняет нравственную тишину сердечных чувств и безмолвие духа? И что в ней, как не это, может привлечь чистую нравственную любовь и уважение другого пола? Эти качества способны оградить и обезопасить женщину от собственных падений и от мужских страстей. В нравственной красоте и святыне целомудрия, в глубоком, живом религиозном чувстве женское сердце может быть отличным проводником в общественной и семейной жизни.

В безраздельных чувствах супруги, матери, в полной отдаче сердца и жизни воспитанию детей, как личностей, в подготовке новых поколений — в этом высокое назначение женщины. В чувствах и стремлениях всеобъемлющей любви христианской, вседействующим добром и милосердием к страданиям бедствующего человечества женская деятельность может принести неоценимую помощь. По своей природе, а тем более в христианской жизни, женской душе определено чрезвычайно высокое назначение, где права ее неприкосновенны, а свобода и деятельность не стеснены.

Жизнь, сосредоточенная в чистых и нравственных движениях сердца, невозмутимая тишина чувств, безмолвие духа составляют по христианскому учению самое высокое достоинство женщины. В этом основание, залог, истинный смысл и чистый характер освобождения и возвышения женщины.

А.Н.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu