Все болезни имеют сердечное, духовное происхождение.
Болезнь, тем более серьезная болезнь ребенка, всегда говорит о том, что для семьи настало время покаяния. Она побуждает усилить нашу духовную жизнь.
Важно причастить ребенка Святых Христовых Таин, дабы положить доброе основание в его лечение. Очень хорошо подать в храме записку о здравии на литургию. Святую просфору, из которой вынуты частицы, потом приносят домой и едят натощак каждый день со святой водой.
Хорошо заказать молебен о здравии болящего младенца — скажем, святому, имя которого он носит. Принести освященную на молебне воду домой и поить ребенка, причем как можно чаще (т. е. не только натощак, но и весь день). Можно омывать ребенка этой водой — голову, лицо, тело, протирать глаза. Вода для того и освящается в храме, чтобы врачевать нас. Окроплять жилище, одежду и вещи, которыми пользуемся. В доме всегда должна быть крещенская вода на особые случаи. И все это хорошо принимать с молитвой, дабы получать освящение и укрепление. Можно заказать сорокоуст о здравии.
Крест мы никогда не снимаем, даже если моем ребенка. Все беспокойства — мал, тесемка может принести вред, сделать удушье и т.п. — могут быть оставлены. Такого случая за всю историю Православия не было. Крест Христов есть наша главная защита.
Молитвенный навык особенно пригодится ему во время болезни. Он уже с детства поймет, что болезнь — это не просто температура и головная боль, а нечто большее, что ему посылается. Некое даже благо, в духовном смысле. Потому и называют болезнь посещением Божиим: тело болеет, а душа лечится.
В это время желательно читать ему духовные книги, особенно Евангелие. Лет с семи, а то и раньше, можно читать канонический текст, чтобы дитя приучалось к полноценной духовной пище. И еще — жития святых. Их подвиги и терпение укрепят нас.
Лекарство и вообще все, что мы даем ребенку, хорошо осенить крестом.
Когда ребенок выздоровеет, надо, конечно, благодарить Господа. И дети в семье начнут понимать, что Господь дал поболеть и дал выздороветь, и во всем этом — великая милость Божия. Случается, что дети несут непосильный груз и расплачиваются своим здоровьем за грехи и ошибки родителей.
Больные дети принимают на себя подвиг мученичества и юродства ради того, чтобы Господь не до конца прогневался на этот мир, и мы, может быть, благодаря им еще имеем время на покаяние. Но мы, по нашей нераскаянности, по нашей привычке не думать о своих грехах, а винить в них кого-то другого, не чувствуем этого. Бог справедлив. Он не учит нас грешить. Он говорит: “Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Мф. 5, 48).
За что страдают дети? За что страдал Сам Спаситель? Ведь Он безгрешен.
Каждый рождающийся в мир младенец несет на себе печать первородного греха. А Господь и того не имел. За наши грехи страдают дети. За наше нерадение о спасении их душ, о своем спасении.
Если мы не приводим младенца в храм, не учим его молиться, если у нас дома нет иконы, Евангелия, если мы не стараемся жить благочестиво, то, значит, мы препятствуем ему приходить ко Христу. И в этом — наш самый главный грех, который ложится и на наших детей. Вот слова Спасителя: “Не препятствуйте им приходить ко Мне” (Мф. 19, 14).
Наша родительская задача состоит не только в том, чтобы обеспечить детям физическое существование, но, прежде всего, — духовно воспитать их, открыть им дорогу к Богу.
Мы с ними (с детьми) связаны невидимой нитью, в них — наши кровь, дух. Если бы они не были нашими детьми, они бы не страдали за нас. Грех потому и есть величайшее зло, что от него страдают невиновные, по этому же закону страданиями одних искупаются грехи других. “Ранами Его вы исцелились” (1 Пет. 2, 24), — говорим мы о Господе Иисусе Христе, открывшем нам дверь спасения.
Священник Алексий ГРАЧЕВ
← Юность великих каппадокийцев | Релігійне виховання починається в родині → |
---|