Православные храмы

Храм преподобного Феодора Освященного (Киевский Иерусалим)

Храм был построен в 1871–1874 гг. В 1887–1895 гг. пристроены приделы…

Храм святителя Луки Крымского (в 12-й больнице)

После Пасхи 1998 г. руководство 12 й больницы предоставило верующим…

Храм Зачатия Иоанна Предтечи в Беличах

Деревянная церковь Зачатия Иоана Предтечи была построена в 1797 г. на…

Публикации

Успенський піст

1 (14 за н.ст.) серпня починається Успенський піст, або, як називали його в…

“Жизненный путь Патриарха”. Слово Блаженнейшего Митрополита Владимира

“В трудные для Церкви периоды ее истории Господь промыслительно избирает…

Спiльне народження та спiльна загибель храмiв

У другiй половинi XIX столiття вiдбувався стрiмкий розвиток колишнiх околиць…

История христианской символики восходит к глубокой древности. В те времена Церковь была гонимой, ее внутренняя сакральная жизнь была скрыта от посторонних глаз.

Верующие люди выработали систему конспирации, где языком общения между язычниками и христианами являлись аллегории и символы. Образы античного искусства, понятные для простых людей, наполнялись новым содержанием. В них вкладывался вероучительный смысл.

Наиболее интересны археологические находки древнего Рима, где обнаружено множество памятников творчества первых христиан. Прежде всего, это римские катакомбы — система подземных туннелей, где христиане совершали богослужения, прятались от преследований, а порой и хоронили умерших.

На стенах катакомб часто встречается изображение милосердного пастуха, который несет на плечах найденную заблудшую овцу. Это распространенный евангельский образ. Сам Христос свидетельствует о Себе: “Я есмь Пастырь добрый” (Ин. 10, 14) и “Я послан только к погибшим овцам дома Израилева” (Мф. 15, 24). Пастырь, вызволяющий из беды овцу, очевидным образом символизирует Спасителя человеческих душ Господа Иисуса Христа. Виноградная лоза, часто встречающаяся в первохристианских росписях, — это образная форма, соответствующая словам Спасителя: “Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь”, а также “Я есмь лоза, а вы ветви” (Ин. 15, 1, 5). Еще чаще изображается сбор винограда или птицы, клюющие гроздья. Эти образы имели цель указать христианам на центральное Таинство Церкви — Евхаристию. Люди, собирающие виноград, или птицы, облепившие дерево, символизируют христиан, причащающихся Тела и Крови Христовых. В Ветхом Завете виноградная лоза, принесенная посланцами Моисея из земли обетованной, была символом благословения богоизбранного народа. В Новом Завете она служит символом рая, уготованного причастникам Таинства Тела и Крови Господа.

Не менее распространен и символ “рыба”. Сам Спаситель, обращаясь к ученикам, многие из которых были рыбаками, употреблял близкие и понятные им образы. Призывая уверовавших рыбаков к апостольскому служению, Христос называл их “ловцами человеков” (Мф. 4, 19; Мк. 1, 17), а Царство Небесное сравнивал с сетью, наполненной рыбой.

Но этот символ был широко распространен в христианстве и по другой причине. Пять букв, из которых состоит греческое слово “рыба” (Icquj), в греческом языке составляют аббревиатуру слов “Иисус Христос Божий Сын Спаситель”. Этот образ попадается всюду: в настенных росписях, на саркофагах, в надгробных надписях и на отдельных предметах. Маленьких рыбок из металла, камня, перламутра или стекла первохристиане носили на шее, подобно тому, как в наше время они носят нательные кресты. На рыбках встречается слово “спаси”. Таким образом, первое и основное значение символа “рыба” — это сам Христос.

Чтобы показать, что Церковь основывается на Христе, рисовался корабль на спине рыбы. Христос в окружении христиан нередко изображался в виде большой рыбы, окруженной маленькими. Такой образ находится в прямом соответствии со словами известного христианского богослова Тертуллиана: “Мы маленькие рыбки, ведомые нашим Icquj, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде”. Так символика рыбы оказывается связанной с символикой воды и Таинством Крещения.

Владимир ДЖУРАСС

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me