Православные храмы

Храм святителя Михаила, первого митрополита Киевского (в центральной клинической больнице)

У Центральной клинической больницы более, чем 100-летняя история. 24…

Введенский обыденный храм (на Теремках-1)

Введенский храм на Теремках-1 — первый (и пока единственный) в…

Храм святителя Николая Мирликийского (на водах)

Инициатива строительства уникального храма на Днепре принадлежала…
Публикации

“Готово сердце мое, Боже…” Скончалась настоятельница Корецкого монастыря игумения Наталия (Ильчук)

Настоятельница Корецкого Свято-Троицкого ставропигиального женского монастыря…

Мир вам!

В восьмой день по Пасхе, когда ученики были в доме, и Фома был с ними, сквозь…

“Vivat Akademia! Vivat profesores!”

Среди широкого разнообразия уникальных строений Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры стоит белоснежное здание средних размеров. Многие паломники и туристы, проходя мимо него, подолгу всматриваются в серую металлическую вывеску, на которой написано: “Киевская Духовная Академия и Семинария Украинской Православной Церкви”…

Это “кузница кадров”, из которой выходили, выходят и будут выходить сотни, тысячи иерархов, священников, монашествующих, послушников, ректоров и профессоров Духовных Академий и богословских институтов. И, наконец, прилежных прихожан многочисленных православных храмов. Кто-то из них даже причислен к лику святых. Порой умиляешся, когда слышишь, как какой-то седовласый священник, глядя в сторону Семинарии, говорит, вздыхая: “Здесь я провел лучшие годы своей светлой юности! Как быстро летит время!” Да, время неумолимо: оно движется с космической скоростью, “уводя” из этих стен выпускников и “приводя” в них новых студентов. Так “творится” история Киевских Духовных школ. Об их прошлом пишутся мемуары, книги, снимаются фильмы, записываются радиопрограммы. Но сама жизнь заставляет говорить о том, что сделано на этом фронте сегодня.

К счастью, в прошлом времена, когда люди молились Богу тайно, даже не мечтая об учебе в Духовных школах. Сегодня открываются храмы, издается литература, усовершенствуются учебные программы, все больше и больше людей получает возможность изучать богословские дисциплины. Одним словом, настало время более-менее благоприятное для Православной Церкви.

В Киевских Духовных школах это понимают и этим “пользуются”. Что бы кто ни говорил, но сегодня в обществе о семинаристах говорят в “возвышенных” тонах. В настоящее время эти ребята свободно чувствуют себя в светских “кругах”, потому что ни в чем не уступают людям “мира сего”. Отныне разбит вдребезги стереотип о том, что студенты Семинарий и Академий — это отсталые, скованные люди с целым багажем комплексов и предрассудков. Жизнь показывает, что порой они оказываются мудрее, практичнее и эрудированнее своих сверстников из светских учебных заведений.

Для того, чтобы удержать это мнение о себе, в столичных Духовных школах делается много. Ушли в историю времена, когда для того, чтобы поступить в Духовную Семинарию, достаточно было без запинок рассказать “Отче наш”. Сегодня путь к семинарской парте лежит через аудиторию, в которой абитуриенту предстоит пройти тщательное собеседование перед суровой приемной комиссией, сдать вступительные экзамены по нескольким предметам и написать изложение на богословскую или нравственную тему. Ребята, пожелавшие получить духовное образование, обязательно столкнутся в Духовной школе с понятием “строгая дисциплина”. За этим словосочетанием стоит многое. Это и ранние утренние подъемы, и обязательные посещения молитвенных правил и богослужений, это строгое отношение преподавателей к посещаемости студентами лекций и так называемых “послушаний” во внеурочное время. Причем, они бывают самые разнообразные. Так устроено, что каждый семинарист должен за время обучения в Духовной школе перепробовать если не все, то по крайней мере многое: ребятам приходится подметать двор, работать в саду и на семинарском складе, дежурить в столовой. Со временем кто-то “находит” себя в библиотеке, в Издательском отделе, в заочном секторе, в канцелярии… А еще ведь необходимо “выкраивать” время для того, чтобы переписывать конспекты, “учить” уроки, работать в читальном зале, писать сочинения и контрольные работы. Вот так и проходят семинарские будни в нашей школе. И “выживают” здесь “сильнейшие”. Те из ребят, у которых после четырех лет семинарии сохранилось желание учиться дальше, поступают в Киевскую Духовную Академию. “Академист” (так у нас называют студентов высшей духовной школы), как правило, освобождается от таких “послушаний”, как хозяйственный двор, кухня и склад. Но учиться ему не становится легче. Так как впереди долгий и кропотливый труд над дипломной или, что еще лучше и престижнее, кандидатской работой. А кому-то из студентов приходится преподавать в детских и взрослых воскресных школах, а также “отстаивать” честь своей академии на многочисленных всеукраинских и международных конференциях: готовить доклады, отвечать на вопросы, принимать “вызовы” от современного мира. А кому-то время от времени выпадает жребий провести увлекательную экскурсию по Киево-Печерской Лавре и другим столичным святыням для высоких гостей из разных регионов Украины, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Поэтому не удивительно, что у студентов Духовных школ так мало свободного времени. И в какой-то степени это хорошо. Ведь система дисциплинировала не одно поколение студентов, которые впоследствии приносили, приносят и будут приносить огромную пользу Церкви, государству и обществу вцелом.

На сегодняшний день вклад воспитанников Духовных школ в историю человечества трудно недооценить. Ведь большинство вчерашних семинаристов и академистов становятся священниками, организовуют общины, строят храмы, помогают нуждающимся, создают просветительские братства, издают литературу, читают лекции в светских учебных заведениях, проповедуют в тюрьмах, воспитывают молодежь в воинских частях, утешают больных в клиниках, “возвращают к жизни” отчаявшихся.

Следует также отметить, что студенты Киевских Духовных школ имеют лучшие, чем кто-либо другой, возможности найти себя и реализовать. Ведь в столице Украины перед ними открываются многие горизонты. К тому же, как умственному, так и духовному росту воспитанников способствует то, что Духовные Академия и Семинария находятся на территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Есть люди, которые всю жизнь мечтают о том, чтобы побывать в этом благодатном месте хотя бы один раз, а они — студенты и преподаватели Киевских Духовных школ здесь живут и трудятся.

К сожалению, мы, воспитанники, редко задумываемся над этим. Лишь спустя годы, после выпускных экзаменов, начинаешь понимать, почему седовласые архиереи и священники называют время, проведенное в этих стенах, золотым.

Изо дня в день, из года в год, из столетия в столетие, и, наконец, из поколения в поколение одна за другой переворачиваются страницы книги под названием “История человечества”. Все вокруг изменяется, что-то появляется, что-то исчезает. А Киевские Духовные Академия и Семинария продолжают “выпускать” тружеников на ниве церковной. И они не забывают свою “alma mater”. Время от времени, пусть, может быть, много лет спустя, Премудрый Промысел Божий приводит их в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру, в Академию и Семинарию со всех концов земного шара. И все они, от монастырского послушника до епархиального архиерея, переступая порог этого белоснежного скромного здания, говорят: “Vivat Akademia! Vivat profesores!”

Александр АНДРУЩЕНКО

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu