Православные храмы

Храм Рождества Иоанна Предтечи (на Зверинецком кладбище)

На Зверинце существовало 2 кладбища: Зверинецкое кладбище…

Храм мученицы Раисы Александрийской (на Дарницком кладбище)

В течение осени 2008 г. осуществлено строительство типового храма.…

Храм великомученика Пантелеимона (в районе ДВРЗ)

Первая Литургия отслужена 8/21 сентября 1997 г. (в день праздника…

Публикации

Радуйся, земля Сиверская! К 15-летию Конотопско-Глуховской епархии

Видится некая таинственная связь между тем, что покровительницей древней…

Покаяние — путь к Богу

Есть духовное чувство различия времен церковных. Словно разным воздухом мы…

Успіння Пресвятої Богородиці

З радістю і торжеством, а разом з тим, зі зди-вуванням, сьогодні ми молитовно…

Среди широкого разнообразия уникальных строений Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры стоит белоснежное здание средних размеров. Многие паломники и туристы, проходя мимо него, подолгу всматриваются в серую металлическую вывеску, на которой написано: “Киевская Духовная Академия и Семинария Украинской Православной Церкви”…

Это “кузница кадров”, из которой выходили, выходят и будут выходить сотни, тысячи иерархов, священников, монашествующих, послушников, ректоров и профессоров Духовных Академий и богословских институтов. И, наконец, прилежных прихожан многочисленных православных храмов. Кто-то из них даже причислен к лику святых. Порой умиляешся, когда слышишь, как какой-то седовласый священник, глядя в сторону Семинарии, говорит, вздыхая: “Здесь я провел лучшие годы своей светлой юности! Как быстро летит время!” Да, время неумолимо: оно движется с космической скоростью, “уводя” из этих стен выпускников и “приводя” в них новых студентов. Так “творится” история Киевских Духовных школ. Об их прошлом пишутся мемуары, книги, снимаются фильмы, записываются радиопрограммы. Но сама жизнь заставляет говорить о том, что сделано на этом фронте сегодня.

К счастью, в прошлом времена, когда люди молились Богу тайно, даже не мечтая об учебе в Духовных школах. Сегодня открываются храмы, издается литература, усовершенствуются учебные программы, все больше и больше людей получает возможность изучать богословские дисциплины. Одним словом, настало время более-менее благоприятное для Православной Церкви.

В Киевских Духовных школах это понимают и этим “пользуются”. Что бы кто ни говорил, но сегодня в обществе о семинаристах говорят в “возвышенных” тонах. В настоящее время эти ребята свободно чувствуют себя в светских “кругах”, потому что ни в чем не уступают людям “мира сего”. Отныне разбит вдребезги стереотип о том, что студенты Семинарий и Академий — это отсталые, скованные люди с целым багажем комплексов и предрассудков. Жизнь показывает, что порой они оказываются мудрее, практичнее и эрудированнее своих сверстников из светских учебных заведений.

Для того, чтобы удержать это мнение о себе, в столичных Духовных школах делается много. Ушли в историю времена, когда для того, чтобы поступить в Духовную Семинарию, достаточно было без запинок рассказать “Отче наш”. Сегодня путь к семинарской парте лежит через аудиторию, в которой абитуриенту предстоит пройти тщательное собеседование перед суровой приемной комиссией, сдать вступительные экзамены по нескольким предметам и написать изложение на богословскую или нравственную тему. Ребята, пожелавшие получить духовное образование, обязательно столкнутся в Духовной школе с понятием “строгая дисциплина”. За этим словосочетанием стоит многое. Это и ранние утренние подъемы, и обязательные посещения молитвенных правил и богослужений, это строгое отношение преподавателей к посещаемости студентами лекций и так называемых “послушаний” во внеурочное время. Причем, они бывают самые разнообразные. Так устроено, что каждый семинарист должен за время обучения в Духовной школе перепробовать если не все, то по крайней мере многое: ребятам приходится подметать двор, работать в саду и на семинарском складе, дежурить в столовой. Со временем кто-то “находит” себя в библиотеке, в Издательском отделе, в заочном секторе, в канцелярии… А еще ведь необходимо “выкраивать” время для того, чтобы переписывать конспекты, “учить” уроки, работать в читальном зале, писать сочинения и контрольные работы. Вот так и проходят семинарские будни в нашей школе. И “выживают” здесь “сильнейшие”. Те из ребят, у которых после четырех лет семинарии сохранилось желание учиться дальше, поступают в Киевскую Духовную Академию. “Академист” (так у нас называют студентов высшей духовной школы), как правило, освобождается от таких “послушаний”, как хозяйственный двор, кухня и склад. Но учиться ему не становится легче. Так как впереди долгий и кропотливый труд над дипломной или, что еще лучше и престижнее, кандидатской работой. А кому-то из студентов приходится преподавать в детских и взрослых воскресных школах, а также “отстаивать” честь своей академии на многочисленных всеукраинских и международных конференциях: готовить доклады, отвечать на вопросы, принимать “вызовы” от современного мира. А кому-то время от времени выпадает жребий провести увлекательную экскурсию по Киево-Печерской Лавре и другим столичным святыням для высоких гостей из разных регионов Украины, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Поэтому не удивительно, что у студентов Духовных школ так мало свободного времени. И в какой-то степени это хорошо. Ведь система дисциплинировала не одно поколение студентов, которые впоследствии приносили, приносят и будут приносить огромную пользу Церкви, государству и обществу вцелом.

На сегодняшний день вклад воспитанников Духовных школ в историю человечества трудно недооценить. Ведь большинство вчерашних семинаристов и академистов становятся священниками, организовуют общины, строят храмы, помогают нуждающимся, создают просветительские братства, издают литературу, читают лекции в светских учебных заведениях, проповедуют в тюрьмах, воспитывают молодежь в воинских частях, утешают больных в клиниках, “возвращают к жизни” отчаявшихся.

Следует также отметить, что студенты Киевских Духовных школ имеют лучшие, чем кто-либо другой, возможности найти себя и реализовать. Ведь в столице Украины перед ними открываются многие горизонты. К тому же, как умственному, так и духовному росту воспитанников способствует то, что Духовные Академия и Семинария находятся на территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Есть люди, которые всю жизнь мечтают о том, чтобы побывать в этом благодатном месте хотя бы один раз, а они — студенты и преподаватели Киевских Духовных школ здесь живут и трудятся.

К сожалению, мы, воспитанники, редко задумываемся над этим. Лишь спустя годы, после выпускных экзаменов, начинаешь понимать, почему седовласые архиереи и священники называют время, проведенное в этих стенах, золотым.

Изо дня в день, из года в год, из столетия в столетие, и, наконец, из поколения в поколение одна за другой переворачиваются страницы книги под названием “История человечества”. Все вокруг изменяется, что-то появляется, что-то исчезает. А Киевские Духовные Академия и Семинария продолжают “выпускать” тружеников на ниве церковной. И они не забывают свою “alma mater”. Время от времени, пусть, может быть, много лет спустя, Премудрый Промысел Божий приводит их в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру, в Академию и Семинарию со всех концов земного шара. И все они, от монастырского послушника до епархиального архиерея, переступая порог этого белоснежного скромного здания, говорят: “Vivat Akademia! Vivat profesores!”

Александр АНДРУЩЕНКО

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua