Православные храмы

Храм благоверного князя Ярослава Мудрого на Березняках

Строительство храма святого благоверного князя Ярослава Мудрого на…

Трапезная церковь Флоровского монастыря

Памятник архитектуры украинского барокко, составная часть ансамбля…

Храм апостолов Петра и Павла (в Академии управления МВД)

Строительство храма началось в апреле 2008 г. Первая Литургия была…
Публикации

Изограф. (Инвалидам-колясочникам посвящаю)

В 1963 году, в Югославии, сербский историк живописи Здравко Кайманович, проводя…

Современному студенчеству — о Православии

Более трех лет в МАУП действует кафедра религиоведения и теологии, на которой…

“Преподавание предметов христианской направленности требует участия Церкви в формировании их содержания”

25–26 марта в Киевском Доме учителя прошла Всеукраинская научно-практическая…

Связь и общение живых с умершими

Утешительное учение Православной Церкви о возможности для грешников, умерших с покаянием, получать облегчение и даже совершенное освобождение от мучений ада... — это учение имеет основание в Священном Писании.

Святой апостол Иаков заповедует нам молиться друг за друга (Иак. 5, 16), и святой апостол Павел просит совершать молитвы за всех людей (1 Тим. 2, 1; ср. Еф. 6, 18–19). И тот, и другой апостолы заповедуют молиться друг о друге и о всех без ограничения места, времени и других обстоятельств. Мы должны, следовательно, молиться о ближних наших и тогда, когда они живут еще на земле, и тогда, когда они через смерть переселяются в другой мир, потому что живем ли мы, или умираем, мы — всегда Господни (Рим. 14, 8), и умершие, как и живые, для Бога все живы (Лк. 20, 38).

Предостерегая нас от молитвы за ближних, неугодной Богу и бесплодной для них, святой апостол Иоанн Богослов дает нам другую заповедь: “Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился” (1 Ин. 5, 16). Но все умершие с истинным раскаянием свободны от смертного греха уже лишь потому, что они раскаялись: “Ибо грех к смерти есть, — говорят отцы VII Вселенского Собора, — когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают и упорно восстают на благочестие и истину... В таковых несть Господа Бога, аще не смирятся и не истрезвятся от своего грехопадения” (правило 5-е).

Следовательно, все умершие с истинным покаянием, хотя бы прежде и находились в смертных грехах, а тем более, если не находились, — принадлежат к числу тех ближних наших, о которых нам заповедано молиться без всякого сомнения и колебания. По этой заповеди апостольской Церковь не совершает молитв лишь об умерших в смертных грехах в нераскаянности и вне общения с Церковью.

По учению апостольскому, молитвы наши о ближних могут быть для них благотворны даже в нравственном отношении (2 Фес. 1, 11–12; Еф. 6, 18–19), особенно же “много может усиленная молитва праведного” (Иак. 5, 16), и в частности, наши молитвы о братиях, находящихся в смертном грехе, могут подавать им жизнь

(1 Ин. 5, 16).

Следовательно, хотя мы не понимаем (не осознаем, не знаем), каким образом действуют наши молитвы на ближних наших, пока они находятся еще в настоящей жизни, тем не менее молитвы наши действенны и спасительны для них. Точно так же, не постигая и того, как могут действовать наши молитвы на братий наших, скончавшихся с истинным покаянием, мы не вправе сомневаться в действительности и спасительности для них этих молитв.

“Если чего попросите во имя

Мое, — говорит Христос Спаситель, — Я то сделаю” (Ин. 14,14). Итак, всякая наша молитва к Богу, а следовательно, и молитва о ближних, как живых, так и умерших, может быть сильна и действенна только тогда, когда возносится во имя Господа Иисуса, Который есть “Един Бог, един и Посредник между Богом и человеками” (1 Тим. 2, 5).

Господь Иисус Христос примирил нас с Богом и искупил от всякого греха, когда принес Ему на Кресте в Умилостивительную Жертву Самого Себя — Свое Тело и Свою Кровь (Евр. 9, 14, 26; 10, 10); и в Таинстве Евхаристии доныне приносится Богу та же самая Умилостивительная Жертва, преломляется то же самое Честное Тело нашего Искупителя за жизнь мира (Ин. 6, 51) и проливается та же самая Честная Кровь Его во оставление грехов (Мф. 26, 27–28; Лк. 22, 19–20). Следовательно, если наша молитва как о живых, так и об умерших братиях наших, может быть угодна Богу и благотворна для них, то это преимущественно в то время, когда она бывает соединена с приношением за них Бескровной Умилостивительной Жертвы.

Подготовила Елена ГОЛОВИНА

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu