Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского бывшего Иорданского монастыря (на Куреневке)

Во времена древней Руси здесь существовал монастырь, а каменный храм…

Введенский обыденный храм (на Теремках-1)

Введенский храм на Теремках-1 — первый (и пока единственный) в…

Храм святителя Луки Крымского (в 12-й больнице)

После Пасхи 1998 г. руководство 12 й больницы предоставило верующим…

Публикации

“Крестоносцы”

Да не стыдимся исповедать Распятого, с дерзновением да изображаем рукою…

Благословіть запитати

На запитання читачів відповідає Блаженніший Володимир, Митрополит Київський і…

В погоне за сенсацией

Высокопреосвященнейший Августин, Архиепископ Львовский и Галицкий, увидев в…

Каждый человек в своей жизни выделяет те или иные праздничные дни и дни, посвященные особо важным событиям в своей жизни. Слово “праздник” происходит от слова праздновать, то есть быть праздным, или не делать, не работать.

Это значит, что человек, оставляя обычную работу, предается тому, чего желает его природа. В ежедневном труде человеку не всегда удается выразить стремления души; иногда они противоположны выполняемой работе. В праздничные дни человек, освобождаясь от земных дел, может реализовать свои душевные порывы и в этом получить удовлетворение своей духовной природы.

Светский человек, проводя светские праздники, празднует их не всегда с пользой для своей души, призванной к обожению. Эти праздники зачастую имеют антирелигиозный характер, соответственно и отмечаются людьми, которые “осуетились в умствованиях своих”, не познав Бога, “называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку... то и предал их Бог... они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца” (Рим. 1, 21–25), Который “Сам дая всему жизнь и дыхание и все” (Деян. 17, 25). Таким образом, без Бога человек сам себя губит.

Церковный человек руководствуется волей Божией, которая “благая, угодная и совершенная” (Рим. 12, 2) для спасения. Входя в церковное общение, человек приготавливает себя и свою душу к этому общению для того, чтобы быть достойным членом церковного собрания, подобно тому, как человек готовится к празднику, чтобы достойно встретить его.

В церковных праздниках человек имеет возможность реализации своих богоустремленных желаний, тем более, что они согласуются с волей Божией, которая ведет человека ко спасению. Церковь воспоминает в праздниках определенные события священной истории, настраивает дух человека на проведение этих дней в особом молитвенном и добродетельном состоянии. Они должны быть посвящены служению Богу и нашим ближним, то есть проявлению любви, которая милосердствует. В любви и ее реализации — основа вечной жизни. Целью создания человека и “тихим пристанищем” его является Источник Любви, положенной в основу духовной сущности человека, как главное начало христианской нравственности. К этому Источнику человек приобщается на Божественной литургии, предваряющей церковный праздник. Собрание верующих на литургию символизирует то, что по кончине мира и по воскресении из мертвых избранные Богом взойдут в храм славы, в небесный чертог селения Божия.

Проведение праздника зависит от характера празднуемого события. Самый светлый праздник — Пасха — символ перерождения, изменения. Это есть торжество добра над злом. Соответственно этот праздник должен сопровождаться торжеством нашей богоподобной души и отречением от земных страстей. Древние христиане период пасхальных торжеств посвящали особым делам благочестия, милости, благотворительности. В эти дни христиане помогали нищим, сирым и убогим. Древний святой обычай, сохраняющийся и сейчас многими мирянами, состоит в том, чтобы во всю светлую седмицу не опустить ни одного церковного богослужения. Празднуя этот день, человек пребывает в особом благодатном состоянии, духовно совершенствуясь, делая добро другим людям. Подобным образом празднуются и другие праздники с тем отличием, что каждый содержанием своих молитвословий инстинктивно указывает человеческому духу, как он должен провести этот день во благо себе и ближним.

Соборность мирян во время участия в праздничном богослужении указывает на общность желаний, мыслей, побуждений, а значит, на некоторое духовное родство; подготавливает человека еще и еще “поступать с людьми так, как он бы хотел, чтобы поступали с ним” не только в этот праздничный день, но и в другие дни.

Андрей Ухтомский

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua