Православные храмы

Храм преподобного Романа Сладкопевца (при поликлинике больницы № 11 Голосеевского района)

Больничная часовня, ныне превращена в церковь. Находится во дворе…

Храм святителя Николая Мирликийского (в институте Амосова)

История храма начинается с нескольких устных обращений к директору…

Храм Всех святых (храмового комплекса кафедрального собора Воскресения Христова)

Храм рассчитан примерно на 300 человек и возведен, как временный,…

Публикации

Украинцы за Уралом

Киевский журналист Николай Хриенко, путешествуя и вместе с тем исполняя…

Чому при Різдві Христовому з’явилася зірка?

З усіх знамень, які супроводжували народження Спасителя, появу на небі…

Сила храма

Большинство людей, которые посещают храм, доверяют свои сердца Богу. И Господь…
Известное выражение о том, что новое — это хорошо забытое старое, как нельзя лучше подходит к удивительному, загадочному и, к сожалению, надолго выпавшему из употребления слову — паломничество.

Само слово происходит от латинского Раlmа — пальма, поскольку первые паломники (IV в. н.э.) ездили по святым местам в Палестину и обычно привозили оттуда пальмовую ветвь. Собственно паломник — это странствующий богомолец. Но это как бы второе название известного с еще более ранних времен слова пилигрим (из древневерхненемецкого языка — piligrim, от итал. Pelegremo – чужеземец, странствующий богомолец).

Верование, что молитва более действенна в определенных местностях, и надежда получить помощь свыше была свойственна уже народам классического мира. Древние греки и римляне предпринимали путешествия к отдаленным храмам, германцы стекались к священным рощам, иудеи в великие праздники ежегодно странствовали в Иерусалим.

В христианском мире паломничества в страну, где совершались божественные деяния Христа Спасителя, вошли в обыкновение в IV веке, главным образом, под влиянием святой равноапостольной царицы Елены, путешествие которой к святым местам привело к воздвижению Креста Господня.

В средние века паломничество, особенно на Западе, часто приобретало форму массовой “эпидемии”, появилась даже уверенность — чем больше паломничеств совершит человек, тем больше грехов ему отпустится. Паломничества особенно усилились в XIV в., когда выяснилось, что мусульманские власти относятся к христианским паломникам дружелюбно. Вошла в моду даже специальная одежда для подобных путешествий — калиги, т. е. коричневый или серый плащ в виде колокола, огромный капюшон к этому плащу или шляпа с весьма широкими полями, обыкновенно украшенная раковинами; клюка, сума и бутылка (выдолбленная тыква) дополняли паломнический наряд.

Кстати сказать, в наших “палестинах” странников в подобных одеяниях (калигах) стали называть, переиначив слова, “каликами перехожими”. Оказывается, это совсем не инвалиды, просящие Христа ради.

Посещение святых мест западные паломники предпринимали с Сиона процессиями, во время которых пели духовные канты. Не только одна религиозная ревность привлекала поломников в Иерусалим, к местам Страстей Господних. Были среди них и дворяне, искавшие посвящения в рыцари у Гроба Господня, политические и военные агенты королей, скрывавшиеся под скромным плащом паломника, и авантюристы, искавшие оккультных знаний на чудодейственном Востоке, и ученые-исследователи и, наконец, купцы, посещавшие Палестину с торговыми целями.

Первым русским паломником-писателем являлся Даниил-мних (монах), вторым — новгородский архиепископ конца XII века Антоний. Затем следует повествование диакона Игнатия Смолянина, ходившего в конце XIV века в Константинополь, Иерусалим и на Афон. В один ряд с паломниками-писателями XIV в. должен быть поставлен новгородский архиепископ Василий, вынесший с Востока свое послание о земном рае.

В XV веке число путешествий возрастает, и они становятся разнообразнее. Широкую известность имели рукописи первой половины XVII века, в частности, “Хождение священноинока Варсонофия к святому граду Иерусалиму”, которое содержало в себе описания двух хождений: одного в 1456 году из Киева в Иерусалим — через Белград, Царьград, Кипр, Триполи, Египет, Бейрут и Дамаск, второго в 1461 — через Белград, Дамиетту, Египет и Синай. Варсонофий — первый из русских паломников-писателей, описавший святую гору Синайскую.

С середины XV в. совершается как бы перелом в паломничестве. Взятие Константинополя турками окончательно предало христианские святыни в руки неверных. В то же время у наших соотечественников возникло и разрасталось представление о великом значении их собственного государства, которое оставалось единственным православным царством, хранящим и самое чистое Предание восточного Православия. Кроме того, слава Киево-Печерского монастыря, его духовное и интеллектуальное значение достигает крайних уголков древнерусского государства и выходит далеко за его пределы. Киев обретает имя второго Иерусалима, и уже сюда устремляются потоки паломников. В дни больших праздников Лаврскую обитель посещало до 20 тысяч человек одновременно! Укрепляется обычай — “ходить в Киев на богомолье”. До времен свт. Петра Могилы, обновившего пещеры Лавры и сделавшего там галереи, паломники лазили по земляным пещерам иногда на корточках.

Новое, сознательное и критическое изучение православного Востока открывает в XIX в. знаменитый путешественник Григорович-Барский, или Василий Киевский. В это время удобства и безопасность путей привели к сильному росту паломничества в Святую Землю. Ежегодно число паломников возрастало от 500 до 5000 человек. Помимо Иерусалима русские богомольцы ездили на Афон и в итальянский город Бари, где покоятся мощи свт. Николая Чудотворца. В качестве паломников Святую Землю посещали священнослужители, выдающиеся писатели, художники, историки, знаменитые купцы — А.Н.Муравьев, Н.В.Гоголь, А.С.Норов, архимандрит Леонид, А.В.Елисеев, Т.И.Филиппов и многие другие.

В наши дни много паломников принимает Киево-Печерская Лавра, где с опытными и знающими экскурсоводами и историками из Паломнического отдела вы можете посетить подземные лабиринты Ближних и Дальних пещер, ознакомиться с жизнеописанием основателей монашеского жития на Святой Руси, увидеть мироточивые главы святых угодников Божиих, источающих целебное миро, чудотворные иконы и другие православные святыни, а также побывать на экскурсиях по городу — Покровский монастырь, Китаева Пустынь, монастырь в Феофании, Зверинецкий пещерный монастырь и др. Гостеприимна для паломников Почаевская Лавра (Тернопольщина), где есть святой источник на месте явления Богородицы, мощи святого Иова, основателя монастыря, мощи прп. Амфилохия Почаевского, священника, жившего там в советское время и исцелившего сотни людей, когда от них отказывались не только врачи, но иногда и родные.

В России, после известной Троице-Сергиевой Лавры, любимым и почитаемым местом стала Оптина пустынь под Калугой, где с середины XIX века и до 20-х годов XX века жило несколько святых старцев, у которых окормлялся не только простой народ, но и высшее духовенство (Патриарх Тихон), философы (Кириевский, Соловьев, Лосский) и писатели (Достоевский, Гоголь).

Величественными и не менее почитаемыми в Украине являются Святые Горы — Святогорский монастырь около Донецка. К сожалению, мы мало знаем о собственной стране, о тех чудесах, которые происходят в нашем крае. Многие ли могут поделиться впечатлениями о таких чудесных отечественных святынях, как Мгарский монастырь, Глинская Пустынь, Зимненский монастырь, отметивший в прошлом году 1010 лет со дня основания, Инкерман, Херсонес? А в самом нашем стольном граде, не говоря уже о Киево-Печерской Лавре, есть совершенно уникальные и благоприятные для человека места — Феофания, Голосеева Пустынь, Китаево, Церковщина, Ионинский монастырь... Если раньше система паломничества была крайне проста — паломников, заходивших в очередное село, охотно пускали к себе на ночлег местные жители, потому что в народе это почиталось за святое дело и каждый или уже был в паломничестве или собирался в него пойти, то теперь время другое, и при многих монастырях созданы специальные паломнические службы, имеющие штат высококвалифицированных экскурсоводов, комфортабельные автобусы и интересные маршруты. К услугам паломников гостиницы и монастырская трапеза.

Конечно, паломничество — это не туризм в привычном понимании этого слова, это — немного сложнее, но вместе с тем намного благодатнее и полезнее для человека. А если учесть, что только в нашей стране действуют сотни храмов, монастырей и соборов с уникальной историей, архитектурой, собранием чудесных святынь, то этой благодати хватит не только для нас, но и для наших детей, внуков, правнуков и праправнуков... Нам бы только не уничтожить, как это уже было в приснопамятные времена, а сохранить и приумножить это уникальное и божественное богатство..

Елена ГОЛОВИНА

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me