Православные храмы

Покровский храм в Бортничах

Приходская церковь села Бортничи. Деревянная церковь в селе Бортничи,…

Часовня преподобного Нестора Летописца (в школе «Співтворчість», на Троещине)

Частная средняя общеобразовательная школа «Співтворчість» I–III…

Храм святителя Николая Мирликийского бывшего Иорданского монастыря (на Куреневке)

Во времена древней Руси здесь существовал монастырь, а каменный храм…

Публикации

О Таинстве Покаяния

Одной из важнейших сторон духовной жизни является покаяние. Не всегда, однако,…

Светильники Божией Правды

Святые — это люди, которые всецело и деятельно откликнулись на призыв Бога,…

Обращение Митрополита Владимира в связи с началом нового учебного года

Школьные годы — особый период в жизни каждого человека. С одной стороны, это…
Известное выражение о том, что новое — это хорошо забытое старое, как нельзя лучше подходит к удивительному, загадочному и, к сожалению, надолго выпавшему из употребления слову — паломничество.

Само слово происходит от латинского Раlmа — пальма, поскольку первые паломники (IV в. н.э.) ездили по святым местам в Палестину и обычно привозили оттуда пальмовую ветвь. Собственно паломник — это странствующий богомолец. Но это как бы второе название известного с еще более ранних времен слова пилигрим (из древневерхненемецкого языка — piligrim, от итал. Pelegremo – чужеземец, странствующий богомолец).

Верование, что молитва более действенна в определенных местностях, и надежда получить помощь свыше была свойственна уже народам классического мира. Древние греки и римляне предпринимали путешествия к отдаленным храмам, германцы стекались к священным рощам, иудеи в великие праздники ежегодно странствовали в Иерусалим.

В христианском мире паломничества в страну, где совершались божественные деяния Христа Спасителя, вошли в обыкновение в IV веке, главным образом, под влиянием святой равноапостольной царицы Елены, путешествие которой к святым местам привело к воздвижению Креста Господня.

В средние века паломничество, особенно на Западе, часто приобретало форму массовой “эпидемии”, появилась даже уверенность — чем больше паломничеств совершит человек, тем больше грехов ему отпустится. Паломничества особенно усилились в XIV в., когда выяснилось, что мусульманские власти относятся к христианским паломникам дружелюбно. Вошла в моду даже специальная одежда для подобных путешествий — калиги, т. е. коричневый или серый плащ в виде колокола, огромный капюшон к этому плащу или шляпа с весьма широкими полями, обыкновенно украшенная раковинами; клюка, сума и бутылка (выдолбленная тыква) дополняли паломнический наряд.

Кстати сказать, в наших “палестинах” странников в подобных одеяниях (калигах) стали называть, переиначив слова, “каликами перехожими”. Оказывается, это совсем не инвалиды, просящие Христа ради.

Посещение святых мест западные паломники предпринимали с Сиона процессиями, во время которых пели духовные канты. Не только одна религиозная ревность привлекала поломников в Иерусалим, к местам Страстей Господних. Были среди них и дворяне, искавшие посвящения в рыцари у Гроба Господня, политические и военные агенты королей, скрывавшиеся под скромным плащом паломника, и авантюристы, искавшие оккультных знаний на чудодейственном Востоке, и ученые-исследователи и, наконец, купцы, посещавшие Палестину с торговыми целями.

Первым русским паломником-писателем являлся Даниил-мних (монах), вторым — новгородский архиепископ конца XII века Антоний. Затем следует повествование диакона Игнатия Смолянина, ходившего в конце XIV века в Константинополь, Иерусалим и на Афон. В один ряд с паломниками-писателями XIV в. должен быть поставлен новгородский архиепископ Василий, вынесший с Востока свое послание о земном рае.

В XV веке число путешествий возрастает, и они становятся разнообразнее. Широкую известность имели рукописи первой половины XVII века, в частности, “Хождение священноинока Варсонофия к святому граду Иерусалиму”, которое содержало в себе описания двух хождений: одного в 1456 году из Киева в Иерусалим — через Белград, Царьград, Кипр, Триполи, Египет, Бейрут и Дамаск, второго в 1461 — через Белград, Дамиетту, Египет и Синай. Варсонофий — первый из русских паломников-писателей, описавший святую гору Синайскую.

С середины XV в. совершается как бы перелом в паломничестве. Взятие Константинополя турками окончательно предало христианские святыни в руки неверных. В то же время у наших соотечественников возникло и разрасталось представление о великом значении их собственного государства, которое оставалось единственным православным царством, хранящим и самое чистое Предание восточного Православия. Кроме того, слава Киево-Печерского монастыря, его духовное и интеллектуальное значение достигает крайних уголков древнерусского государства и выходит далеко за его пределы. Киев обретает имя второго Иерусалима, и уже сюда устремляются потоки паломников. В дни больших праздников Лаврскую обитель посещало до 20 тысяч человек одновременно! Укрепляется обычай — “ходить в Киев на богомолье”. До времен свт. Петра Могилы, обновившего пещеры Лавры и сделавшего там галереи, паломники лазили по земляным пещерам иногда на корточках.

Новое, сознательное и критическое изучение православного Востока открывает в XIX в. знаменитый путешественник Григорович-Барский, или Василий Киевский. В это время удобства и безопасность путей привели к сильному росту паломничества в Святую Землю. Ежегодно число паломников возрастало от 500 до 5000 человек. Помимо Иерусалима русские богомольцы ездили на Афон и в итальянский город Бари, где покоятся мощи свт. Николая Чудотворца. В качестве паломников Святую Землю посещали священнослужители, выдающиеся писатели, художники, историки, знаменитые купцы — А.Н.Муравьев, Н.В.Гоголь, А.С.Норов, архимандрит Леонид, А.В.Елисеев, Т.И.Филиппов и многие другие.

В наши дни много паломников принимает Киево-Печерская Лавра, где с опытными и знающими экскурсоводами и историками из Паломнического отдела вы можете посетить подземные лабиринты Ближних и Дальних пещер, ознакомиться с жизнеописанием основателей монашеского жития на Святой Руси, увидеть мироточивые главы святых угодников Божиих, источающих целебное миро, чудотворные иконы и другие православные святыни, а также побывать на экскурсиях по городу — Покровский монастырь, Китаева Пустынь, монастырь в Феофании, Зверинецкий пещерный монастырь и др. Гостеприимна для паломников Почаевская Лавра (Тернопольщина), где есть святой источник на месте явления Богородицы, мощи святого Иова, основателя монастыря, мощи прп. Амфилохия Почаевского, священника, жившего там в советское время и исцелившего сотни людей, когда от них отказывались не только врачи, но иногда и родные.

В России, после известной Троице-Сергиевой Лавры, любимым и почитаемым местом стала Оптина пустынь под Калугой, где с середины XIX века и до 20-х годов XX века жило несколько святых старцев, у которых окормлялся не только простой народ, но и высшее духовенство (Патриарх Тихон), философы (Кириевский, Соловьев, Лосский) и писатели (Достоевский, Гоголь).

Величественными и не менее почитаемыми в Украине являются Святые Горы — Святогорский монастырь около Донецка. К сожалению, мы мало знаем о собственной стране, о тех чудесах, которые происходят в нашем крае. Многие ли могут поделиться впечатлениями о таких чудесных отечественных святынях, как Мгарский монастырь, Глинская Пустынь, Зимненский монастырь, отметивший в прошлом году 1010 лет со дня основания, Инкерман, Херсонес? А в самом нашем стольном граде, не говоря уже о Киево-Печерской Лавре, есть совершенно уникальные и благоприятные для человека места — Феофания, Голосеева Пустынь, Китаево, Церковщина, Ионинский монастырь... Если раньше система паломничества была крайне проста — паломников, заходивших в очередное село, охотно пускали к себе на ночлег местные жители, потому что в народе это почиталось за святое дело и каждый или уже был в паломничестве или собирался в него пойти, то теперь время другое, и при многих монастырях созданы специальные паломнические службы, имеющие штат высококвалифицированных экскурсоводов, комфортабельные автобусы и интересные маршруты. К услугам паломников гостиницы и монастырская трапеза.

Конечно, паломничество — это не туризм в привычном понимании этого слова, это — немного сложнее, но вместе с тем намного благодатнее и полезнее для человека. А если учесть, что только в нашей стране действуют сотни храмов, монастырей и соборов с уникальной историей, архитектурой, собранием чудесных святынь, то этой благодати хватит не только для нас, но и для наших детей, внуков, правнуков и праправнуков... Нам бы только не уничтожить, как это уже было в приснопамятные времена, а сохранить и приумножить это уникальное и божественное богатство..

Елена ГОЛОВИНА
ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me