Православные храмы

Храм Владимирской иконы Божией Матери (прихода мцц. Веры, Надежды, Любови и Софии на Лукьяновке)

Первую Литургию под открытым небом на фундаменте будущего храма…

Храм Успения Пресвятой Богородицы (на Позняках)

Село Позняки упоминается с 1571 г. В XVIII в. в Позняках был построен…

Храм Воскресения Словущего (на Байковом кладбище)

Храм-Часовня был заложен в сентябре 2007 г. В 2008 г. начато…
Публикации

Семь Столпов Православия. Иконопочитание и Седьмой Вселенский Собор

Общеизвестно, что изображения Христа, Богородицы, святых и событий священной…

Первоначальник русской летописи прп. Нестор Летописец

27 октября /9 ноября — день памяти прп. Нестора Летописца

Святитель Андрей, архиепископ Критский

Святитель Андрей, архиепископ Критский, родился в Дамаске в семье благочестивых…

Почитание святых мощей

“Хранит Господь вся кости их (праведных), ни едина от них сокрушится”.  (Пс. 33, 21)

Протоиерей Димитрий Боголюбов — известный богослов Православной Церкви говорит: “Мощами именуются у нас всякие нетленные останки святых: кости, голова, волосы, руки и почти целые тела, через которые Господь прославляется чудесами в Своей Церкви”. К этому определению можно добавить немного. Само слово “мощи” главным образом означало не целое тело, а часть, частицу тела (от глагола “мощи”, мочь, т.е. то в человеческом теле, что придает ему силу, крепость, каковы кости).

Мощи же некоторых святых не только сохраняют свой природный вид, но даже мягкость, гибкость членов. Таковы святые мощи Спиридона, епископа Тримифунтского, исповедника, участника Первого Вселенского Собора в 325 г. Подобными свойствами отличаются и святые мощи русского благоверного князя Глеба (+1275), сына Андрея Боголюбского. Преподобный Антоний, будучи светским человеком, “живши еще в миру”, сомневался в нетлении св. мощей и был глубоко поражен, когда священник обнажил пред ним по локоть руки святого Глеба и поднял их вверх: руки, все составы были в полном нетлении. Кожа была цела, “как у недавно умершего, только желтоватого цвета”. “Я просил Бога, чтобы Он не наказал меня за мое прежнее неверие. На душе стало так легко, слезы радости невольно текли из глаз моих”.

Догматическим основанием почитания святых мощей служит вера в особую связь с ними Святого Духа. Она укрепляется учением слова Божия и Святой Церкви.

О мощах пророка Елисея рассказывается в четвертой книге Царств (4 Цар. 13, 20–21) следующее. Умер Елисей, и похоронили его. В следующем году пришли в эту землю полчища моавитян. Случилось так, что в это время погребали одного умершего. Увидев моавитян, погребавшие бросили его в гроб Елисеев. Как только мертвый коснулся костей пророка — сразу ожил, встал на ноги. Изъясняя это событие, св. Кирилл Иерусалимский говорит: “Во время жизни совершил Елисей чудо воскресения душой своей. Но чтобы чествуемы были не души только праведников, мертвец, повергнутый во гроб Елисеев, стал жив; и мертвое тело пророка совершило дело приличное душе. Умершее сообщило жизнь умершему. И не с неверием примем сие, не дадим места глупой мысли, будто сего не было”.

В Новом Завете истина почитания останков святых, всего того, что им принадлежало, вне сомнений. Во дни служения Господа нашего Иисуса Христа и святых апостолов многие стремились прикоснуться к одеждам Спасителя и Его учеников, ибо получали благодатную силу исцелений. Кровоточивая женщина, страдавшая от болезни двенадцать лет и истратившая на свое лечение все имение без пользы, от одного прикосновения к одежде Сына Божия стала здоровой. Евангелист Матфей пишет: “Женщина говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, спасена буду” (Мф. 9, 20–22). Эта же мысль и в словах другого евангелиста Марка: “И куда ни приходил Он .... клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его” (Мк. 6, 56). Третий евангелист — Лука повествует, что св. ап. Павел не только сам (непосредственно) совершал силой Божией чудеса, исцеления, но то же делали и его одежды, когда их возлагали на больных в отсутствие апостола. (Деян. 19, 11–12). Более того, даже тень ап. Петра, по воле Божией, творила чудеса. На те улицы, по которым проходил апостол, выносили на постелях и кроватях больных (Деян. 5, 15). По Божьему изволению получили благодатную силу и мощи святых — друзей Божиих (Ин. 15, 14), храмов Духа Святого (1 Кор. 6, 19).

Первым требованием для признания останков достойными почитания были святость земной жизни усопшего и истинно христианская кончина.

Другим, не менее важным условием было совершение возле св. мощей чудес, когда верующие видели, что перед ними лежит, по слову св. Иоанна Златоуста, не просто “нагое тело мученика, лишенное душевной деятельности, а в нем присутствует иная, высшая самой души, сила, благодать Святого Духа, которая творит чудеса”.

Дополнительным свидетельством святости мощей служит нетление. Сохранение тела угодника Божия есть великое чудо, разительное, но и оно для верующего разума понятно и объяснимо. Человек создан Богом для бессмертной жизни. “Бог созда человека в неистление”, — говорит Премудрый Соломон (Прем. 2, 23). Следовательно, разрушение нашего тела не согласуется с намерениями Творца, а значит есть явление ненормальное. Эта ненормальность сознается и человеком — выражается она в отвращении к смерти, в желании жить. Откуда же эта ненормальность? — От греха! — “Грехом смерть прешла во всех человеков” (Рим. 5, 12). Но если смерть и последующее за ней тление тела — от греха, то, очевидно, там, где грех побеждается (как побеждается святыми), ослабляется причина если не смерти тела, то разрушения и тления его. Святые здесь, на земле, начали жить Небесной вечной жизнью. Со дня кончины прекращается и сила греха, и начинается новая бессмертная жизнь, а значит и тело не должно подвергаться разрушению. Таким образом, нетление тел святых — это естественное продолжение духовной жизни, следствие земного подвига. В нетлении осуществляется предсказание пророка Давида: “Не даси преподобному Твоему видети тления” (Пс. 15, 10).

Почти все нетленные тела принадлежат тем людям, которые вели высокую духовную жизнь, или, в крайнем случае, скончались в истинном покаянии и несомненной надежде на воскресение. Истину эту показывают факты. Так, в пещерах Киево-Печерской Лавры погребено бесчисленное множество людей, но святых мощей сохранилось сравнительно немного и именно тех, которые вели святую жизнь.

Некоторые нетленные святые мощи чудесно источают миро — особую жидкость, похожую на оливковое масло. Известно, что до сегодняшнего дня такое миро источают святые мощи святителя Николая Чудотворца, почивающего в г. Бари. Есть мироточивые святые мощи и в Киево-Печерской Лавре.

Святые мощи молча сильнее действуют, чем громкие поучения и увещания. “Голос мучеников, который вещает из гроба, имеет большую силу, — утверждает святой Иоанн Златоуст. — А чтобы убедиться, что мученики и молча имеют более силы, нежели мы, говорящие, вспомните, что многие, часто беседуя со многими о добродетели, не имели никакого успеха”. По святоотеческой мысли, если бы Господь почему-либо отнял у нас святые мощи, то лишил бы нас многих Своих милостей, наставлений, утешений.

“К какой Церкви принадлежали нетленные мощи? — учит Феофан Затворник, — к нашей, Святой Православной. Не явный ли это знак, что у нас есть Церковь — спасительница, с таинствами, сильными освящать, и священством, способным руководить, — Церковь, хранящая веру истинную и указывающая богоугодные порядки жизни”.

Святые мощи являются сокровищницей Божией благодати и, естественно, всякий человек должен оказывать им глубокое почитание. Малейшее небрежение к ним будет великим грехом против действий Святого Духа.

Итак, Священное Писание и, исходя из него, Святая Церковь учат почитать святые мощи, а почитая — прибегать к действующей через них благодати Божией во всех обстоятельствах своей жизни: и в горести, и в радости. “Поэтому Бог и оставил нам мощи святых, — наставляет святой Иоанн Златоуст, — (чтобы) дать надежное прибежище и утешение в бедствиях, постоянно постигающих нас...”

К. Скурат

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu