Православные храмы

Покровский собор на Оболони

В первой половине 1990-х годов по проекту Валентина Исака и Игоря…

Храм Воздвижения Креста Господня (на Пироговском кладбище)

В 1744 г. живший в пещере при Китаевой пустыни монах Досифей (преп.…

Храм Успения Пресвятой Богородицы (на Позняках)

Село Позняки упоминается с 1571 г. В XVIII в. в Позняках был построен…
Сироп астрагал отзывы
Объективные отзывы автовладельцев о своих автомобилях
вселенная-вощенко.москва

Публикации

Книга общегосударственного значения

23 мая в киевском Доме учителя состоялась научно­-практическая конференция…

Десница Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

В дни празднования 40-летия Архиерейской хиротонии Блаженнейшего Митрополита…

Душу врачует Дух Святой, а не экстрасенс

Многие киевляне встречали на улицах города экзотического вида человека, который…

Более 10 лет в Санкт-Петербурге при Научно-просветительском обществе православных врачей во имя свт. Луки (Войно-Ясенецкого), врача-исповедника, архиепископа Крымского, активно работает секция психологов, психотерапевтов и психиатров.

В это время ученые и практики разрабатывали теоретические основы православной психологии, проводили конференции. В результате этого творческого поиска подготовлен курс лекций “Святоотеческая психология”, который наряду с научной психологией читается в светских вузах, изданы монографии на эту тематику.

Киевская секция православных психологов еще очень молодая. Она начала активно работать с сентября 2002 года, после конференции “Семья и образование в постатеистических обществах”, в рамках которой впервые проводилась секция православной психологии. Уже более полугода в институте психологии работает еженедельный научный семинар по православной психологии. Опыт питерских коллег интересен как в организационном, так и в содержательном плане. Отрадно было узнать, что история зарождения и тематика проблем, над которыми работают психологи, и у киевских, и у питерских коллег очень похожи.

После интересной, плодотворной встречи мы провели с нашими гостями беседу-интервью для “Православной газеты”.

Окормляет питерских психологов о. Валерий Швецов, психолог по образованию. Научным руководителем секции является Шеховцова Лариса Филипповна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии педагогического мастерства. Кандидат психологических наук Сытников Владимир Михайлович ведет научную и преподавательскую деятельность в Санкт-Петербургском государственном университете на факультете психологии. Любягина Галина Витальевна более 20 лет работает в психиатрической больнице клиническим психологом, совмещая ее с работой в отделе религиозного образования и духовного просвещения и на православных педагогических курсах. Рычкова Валерия Александровна проводит психологическую реабилитацию людей, пострадавших от деструктивных сект в государственном центре “Семья” и работает в миссионерском отделе при Санкт-Петербургской Митрополии.

Разговор начал о. Валерий и рассказал о своих духовных исканиях в психологии, которые привели его в православие.

О. Валерий: Получив психологическое образование, я активно осваивал различные техники саморегуляции в поиске самосовершенствования. Вначале казалось, что ключик у тебя в руках, и ты сам сможешь себя подкрутить, подрегулировать. Но оказалось, что душа все равно в глубине страдала. Никакие техники не могут удовлетворить глубинные душевные запросы человека. Святые отцы говорили, что человек настолько глубок, что наполнить его может только Господь, и тогда он успокаивается и перестает метаться.

Пришло время, когда я разочаровался в психологических техниках, Господь отрезвил, дал духовную встряску — заболевание, и я понял, что настоящий путь преображения возможен через Таинства, ибо только они могут дать ту силу, радость, струю новой жизни, которая необходима человеку. И тогда я пошел в семинарию и стал священником.

—Что такое православная психология и чем она отличается от светской психологии?

Галина Витальевна: Мы разбирали, что такое православная психология и считаем, что есть православие и есть специалист с определенным мировоззрением. Православный психолог — это верующий человек, и он в своей работе не будет использовать те методы, которые могут повредить душе человека. Диагностика у нас традиционная, построенная на классических методиках. А если говорить о психокоррекции и методах психотерапии, то православный психолог никогда не будет использовать суггестивные методики, НЛП, не будет заниматься приемами чисто манипуляционными, поскольку каждый верующий знает, что человек — это образ Божий. Верующий психолог принимает это в сердце и встречаясь с каждым, кого посылает Господь, будь то психический больной, ребенок, старик, смотрит на него через эту призму, и тогда душа другого человека откликается. К чему обращаешься в человеке, тем он тебе и отвечает.

Наша группа психологов, психотерапевтов более года занималась отработкой критериев оценки методов психотерапии. Основные моменты как у врача — “не навреди”. В основном это беседа и любовь. Многие психологические техники, методики транса, суггестии не применимы, так как это манипуляция душой человека, воздействие на волю и подсознание.

— Расскажите о вашем опыте сотрудничества с Церковью.

Валерия Александровна: Психолог является помощником священника и помощником человеку, чтобы прийти к вере Божьей. Для разрешения каких-либо проблем человек обращается к священнику и получает духовную помощь, но священник не всегда может помочь в решении конфликтной ситуации, например, в семье, в отношениях с родственниками. И тогда психолог помогает разобраться в ситуации, показывает, где грех и в чем нужно покаяться, в чем человек ошибается в своей жизни. И, конечно, направляет к священнику.

Если человек попал в секту, у него изменяется сознание. Он сам ничего не может решить и тогда ему требуется психологическая помощь. Если ребенок наркоман, то именно в семье лежат причины такого бедственного положения. И в том, и в другом случае к психологу обращаются родственники, часто люди нецерковные, которым легче прийти к врачу, чем к священнику.

Мы сотрудничаем с миссионерским отделом в направлении профилактики и помощи пострадавшим от деструктивных организаций, проводим психологическую подготовку миссионеров.

Владимир Михайлович: В душепопечительном центре диспетчер принимает звонки и определяет, куда человеку обратиться в первый раз — к священнику, к психологу или к психотерапевту.

Галина Витальевна: Многие осознали, что не всех надо направлять на вычитки, некоторым нужна квалифицированная психиатрическая помощь. Тогда священники рекомендуют своим духовным чадам прийти к врачу, иногда сами приходят спрашивают. Вопросы в основном диагностические, чтобы квалифицировать, на каком уровне надо оказывать помощь, значение пастыря и духовных таинств для данного конкретного человека, какова мера лекарственных средств, какая психологическая поддержка необходима.

— Что вы можете сказать по поводу опасений священников направлять своих духовных чад к психологу?

О. Валерий: Сейчас у нас духовный вакуум, и эта ситуация опасна тем, что псевдопсихологи могут взять на себя роль духовного окормления людей, которые сами не в состоянии разобраться, где истина, а где ложь, где им полезно научаться, а где нет. Многие психологи претендуют не просто на профессиональную помощь, а именно на владение душой человека. У нас сейчас так много оккультистов, колдунов, знахарей, которые под разными названиями пытаются завладеть духовной свободой человека. Именно под статусом психолога часто действуют такие люди, зло рядится в одежды добра. Причем они могут использовать и православную атрибутику. Надо быть очень осторожным.

Практикующий психолог должен опираться на ту сторону в человеке, которая ведет к свету, к Царству Божьему. Теорий личности более 20 и многие из них не приемлемы для нас, верующих. Они не решают глубинных проблем, которые стоят перед человеком. Что может дать психолог человеку, если он сам не разобрался в себе, не познал своего места в мире?

Галина Витальевна: Опасения в вопросе, направлять ли к психологу своих чад, вполне обоснованы, поскольку у светского специалиста нет критериев оценки: что хорошо, что плохо, что полезно для души, что не полезно. Для него важен эффект, цель оправдывает средства. Он искренне так работает.

В методиках, привнесенных с Запада, есть много эзотерических, парапсихологических приемов, которые не полезны для души человека и для самого психолога.

Хочу подчеркнуть, что у психолога, даже православного, есть искушение подменить собой священника. Нужно помнить, что ты всегда соработник и помощник священника в решении проблем, которые стоят перед человеком. Нужно помочь человеку увидеть себя еще глубже, с разных сторон, для того, чтобы человек пришел к исповеди, к покаянию. А дальше дело пастыря. Не навязывать человеку веру, не гнать на исповедь, а показать Путь.

Подготовила Татьяна ГОНЧАРЕНКО, врач-психолог

Комментарии  

 
Наталия
+1 #3 Наталия 25.10.2012 13:50
Где находится секция православных психологов в Киеве? Телефоны, адрес: ?
Цитировать
 
 
Ирина
+1 #2 Ирина 25.08.2012 00:21
Скажите,как найти в Киеве православного психолога?
Цитировать
 
 
Иоанна
+1 #1 Иоанна 13.11.2011 22:08
Здравствуйте. Скажите пожалуйста, где находится киевская секция православных психологов, как можно с ней связаться?
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua