Православные храмы

Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (в областной больнице)

Первая Литургия совершена в июне 1999 г. Храм размещается в…

Храм святителя Иоасафа Белгородского (на Нивках)

Строительство храма началось в августе 1999 г. Построен храм-палатка.…

Храм апостолов Петра и Павла (у Дарницкого вокзала)

До революции неподалеку от Дарницкого железнодорожного узла стояла…

Публикации

“Причащается раб Божий Джованни…” Украинская православная диаспора в Италии

За последние 15–17 лет из Украины в поисках лучшей жизни выехало около 7…

Икона в Православной Церкви выступает в качестве визуализации молитвы

Со времен начала христианства в Киевской Руси через молитву перед иконами…

О страстной седмице

Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед…

“В настоящее время мы все, “приходящие” в столичные и городские храмы, слишком далеки друг от друга и знакомство наше по церкви часто случайное, поверхностное, тогда как оно должно быть полным и всеобщим.

Сколько людей стоит в храме, в молитвенном созерцании, имеющих достатки, знание и опыт, и которые могли и желали бы помочь этим страждущим, бедствующим и неимущим! Возможно ли для истинных христиан ограничиться одним присутствием на богослужении и затем разойтись чуждыми друг другу?”

Эти слова написаны не в наши времена, как это может показаться на первый взгляд, а около 100 лет назад историком общинности в православии А.Папковым. Действительно, чаще всего получается так, что после службы большинство прихожан расходится по домам, часто не зная о нуждах и радостях людей, с которыми они молились. Правильно ли это?

По-православному ли?

 

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ

Апостол учит нас: “Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу” (Евр. 13, 16).

Почему так важна общительность? Большинство людей спасаются не в одиночку, а в коллективе верующих. “С преподобными преподобен будеши, а со строптивыми развратишися”. Если есть предостережение — “худые сообщества развращают добрые нравы”, то есть указание и на важность противоположного — “общения христиан между собой”— “увещевайте друг друга и назидайте один другого”

(1 Фес. 5, 11).

Спасаются в одиночку люди, предрасположенные к монашеству, причем к монашеству отшельническому. Общежительное же монашество предполагает, что “брат от брата помогаем”. Уж тем более такая поддержка нужна мирянам, без которой наше благочестие, среди множества искушений мира, превращается в “православие как я его понимаю”.

Как пишет А.Папков, общительность христианами понималась как собрание верующих для взаимного непрерывного назидания, наставления и научения в делах веры и славословия, для взаимного покаяния и молитв: “Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай: но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного” (Евр. 10, 24–25).

Интересно, что даже для первых христиан, ставших для всех поколений образцом веры, апостол настаивал на необходимости ежедневного наставления: “...наставляйте друг друга каждый день” (Евр. 3, 13), и речь шла не о собраниях на службу — потому что сказано: “Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга” (Евр. 10, 25).

 

НАИПАЧЕ СВОИМ ПО ВЕРЕ

Уже упомянутый историк А.Папков считает, что главными признаками христианской общины являются благотворение, которые понимались в смысле делания всякого духовного и материального добра ближним: “Братолюбие между вами да пребывает” (Евр. 13, 1); “Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.... Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере”(Гал. 6, 2, 10); “Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем” (1 Фес. 5, 14).

Обратим внимание на слова “между собою”. Ведь не сказано “ко всем” и не сказано “к врагам”, а очень простой уровень — “между собою”. Но если “вера без дел мертва”, то любовь, не проявляющаяся в делах, вообще не существует. Могут ли прихожане проявить эту заповеданную любовь “между собою”, если иногда даже не знают как друг друга зовут?

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ БРАТОЛЮБИВЫХ СВЯЗЕЙ

Наблюдая упадок общинности в синодальный период, А. Папков предлагал такие меры для восстановления тесных связей между прихожанами:

“Надо начать с закрепления братолюбивых связей между священником прихода и хотя бы небольшой группой истинно преданных делу Церкви прихожан. Одной из главных забот этого первоначального приходского кружка, может быть, на первых порах,

забота о том, чтобы прихожане перезнакомились между собой и, по возможности, сблизились друг с другом...

Когда этот первоначальный приходской кружок разрастется, и появится приходская община, то она на первый план должна поставить учреждение “воскресных приходских собраний” (в самом здании храма, или вне его), которые явятся естественным и необходимым окончанием воскресных молитвенных соединений христиан в церквах. На этом “приходском собрании” должны быть предложены и разрешены дела благотворительные в обширном смысле слова”.

Подготовил Влад ГОЛОВИН

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua