Православные храмы

Храм Нерукотворного Образа Господня при Киевском Военном лицее им. И. Богуна

Храм в честь Нерукотворного Образа Господня был открыт в 1915 году…

Храм великомученика Пантелеимона (в центре микрохирургии глаза, в Медгородке)

Приход вмч. Пантелеимона УПЦ был зарегистрирован 22 февраля/6 марта…

Храм великомученицы Варвары (в поликлинике на Березняках)

На Подоле, на Покровской улице, была церковь вмц. Варвары. Она…

Публикации

Явление воскресшего Господа Марии Магдалине

Еще солнце не всходило. Луна не успела исчезнуть с небосклона и обливает землю…

По поводу укоров

Часто можно слышать в сторону Православной Церкви укоризненные слова: “Отстает,…

Святой великомученик Димитрий Солунский

Родители святого Димитрия были тайными христианами. Так же тайно они крестили…

“В настоящее время мы все, “приходящие” в столичные и городские храмы, слишком далеки друг от друга и знакомство наше по церкви часто случайное, поверхностное, тогда как оно должно быть полным и всеобщим.

Сколько людей стоит в храме, в молитвенном созерцании, имеющих достатки, знание и опыт, и которые могли и желали бы помочь этим страждущим, бедствующим и неимущим! Возможно ли для истинных христиан ограничиться одним присутствием на богослужении и затем разойтись чуждыми друг другу?”

Эти слова написаны не в наши времена, как это может показаться на первый взгляд, а около 100 лет назад историком общинности в православии А.Папковым. Действительно, чаще всего получается так, что после службы большинство прихожан расходится по домам, часто не зная о нуждах и радостях людей, с которыми они молились. Правильно ли это?

По-православному ли?

 

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ

Апостол учит нас: “Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу” (Евр. 13, 16).

Почему так важна общительность? Большинство людей спасаются не в одиночку, а в коллективе верующих. “С преподобными преподобен будеши, а со строптивыми развратишися”. Если есть предостережение — “худые сообщества развращают добрые нравы”, то есть указание и на важность противоположного — “общения христиан между собой”— “увещевайте друг друга и назидайте один другого”

(1 Фес. 5, 11).

Спасаются в одиночку люди, предрасположенные к монашеству, причем к монашеству отшельническому. Общежительное же монашество предполагает, что “брат от брата помогаем”. Уж тем более такая поддержка нужна мирянам, без которой наше благочестие, среди множества искушений мира, превращается в “православие как я его понимаю”.

Как пишет А.Папков, общительность христианами понималась как собрание верующих для взаимного непрерывного назидания, наставления и научения в делах веры и славословия, для взаимного покаяния и молитв: “Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай: но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного” (Евр. 10, 24–25).

Интересно, что даже для первых христиан, ставших для всех поколений образцом веры, апостол настаивал на необходимости ежедневного наставления: “...наставляйте друг друга каждый день” (Евр. 3, 13), и речь шла не о собраниях на службу — потому что сказано: “Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга” (Евр. 10, 25).

 

НАИПАЧЕ СВОИМ ПО ВЕРЕ

Уже упомянутый историк А.Папков считает, что главными признаками христианской общины являются благотворение, которые понимались в смысле делания всякого духовного и материального добра ближним: “Братолюбие между вами да пребывает” (Евр. 13, 1); “Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.... Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере”(Гал. 6, 2, 10); “Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем” (1 Фес. 5, 14).

Обратим внимание на слова “между собою”. Ведь не сказано “ко всем” и не сказано “к врагам”, а очень простой уровень — “между собою”. Но если “вера без дел мертва”, то любовь, не проявляющаяся в делах, вообще не существует. Могут ли прихожане проявить эту заповеданную любовь “между собою”, если иногда даже не знают как друг друга зовут?

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ БРАТОЛЮБИВЫХ СВЯЗЕЙ

Наблюдая упадок общинности в синодальный период, А. Папков предлагал такие меры для восстановления тесных связей между прихожанами:

“Надо начать с закрепления братолюбивых связей между священником прихода и хотя бы небольшой группой истинно преданных делу Церкви прихожан. Одной из главных забот этого первоначального приходского кружка, может быть, на первых порах,

забота о том, чтобы прихожане перезнакомились между собой и, по возможности, сблизились друг с другом...

Когда этот первоначальный приходской кружок разрастется, и появится приходская община, то она на первый план должна поставить учреждение “воскресных приходских собраний” (в самом здании храма, или вне его), которые явятся естественным и необходимым окончанием воскресных молитвенных соединений христиан в церквах. На этом “приходском собрании” должны быть предложены и разрешены дела благотворительные в обширном смысле слова”.

Подготовил Влад ГОЛОВИН

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me