Православные храмы

Богоявленский храм и храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (Корчеватое)

6 ноября 2011 года столичный приход в честь иконы Божьей Матери "Всех…

Храм Рождества Христова и храм Всех святых, в земле русской просиявших, на Сырце

По инициативе и с помощью прихожан храма святителя Михаила, первого…
Публикации

Борисоглебская церковь в Вышгороде: новая жизнь древней святыни

15 мая Православная Церковь праздновала память (перенесение мощей) святых…

Православное богослужение. Вседневные службы

Отвечая на многочисленные просьбы наших читателей, интересующихся Православием,…

Пленники корпорации. “Свидетели Иеговы” на постсоветском пространстве

Будьте осторожны с незнакомцами. Эту истину человечество знает со времен…

Такой “взрослый” подросток

Одна из главных особенностей подросткового возраста — чувствительность и неудовлетворенность.

Подростки недовольны собой, своей семьей, собственной внешностью (отсюда увлечения экстравагантными модами). Им не нравится комната, и они пытаются обставить ее самым нелепым образом. Они не удовлетворены школой: учебниками, оценками, учителями, экзаменами. Если у них нет особых талантов, особых интеллектуальных запросов и способностей (а это встречается  редко), то они пресыщены системой формального обучения. Они недовольны взрослыми — родителями, учителями, взрослыми в целом — “потому что они нас не понимают” и, особенно, “потому что они нам не доверяют”. Они не понимают, что большинство любящих родителей просто не может “доверять” суждениям и мудрости подростков, входящих в новый и незнакомый мир, о котором у них нет ни малейшего представления и в котором родители могут оказать им лишь незначительную поддержку. Подростки не доверяют родителям, их суждениям и мнениям. Это период взаимного недоверия.

Подростки проходят период болезненного неудовлетворения общественной жизнью. Прежние развлечения более не веселят. Семейные праздники утратили свое очарование. Вечеринки скучны и “не удаются”, потому что подростки или никак не могут наладить отношения друг с другом, или слишком развязны, и тогда дело доходит до вина, наркотиков, распутства; не потому, что подростки особенно к этому склонны, — просто они жаждут испробовать новые пути. В самых счастливых семьях подростки сохраняют привязанность к родным, но при этом болезненно переживают внутренний конфликт между семьей и теми социальными отношениями, которые завязываются в этом возрасте.

КАК РАЗВИВАТЬ ВЕРУ У ПОДРОСТКОВ

Какова же задача Церкви по отношению к подросткам? В принципе, Церковь может предложить им те духовные ценности, которые молодежь способна сознательно и свободно принять, поскольку ею достигнут определенный уровень зрелости. Церковь призвана дать им зримый образ и живые ощущения того, чем должна стать жизнь, что такое святость, что есть истина, вера, верность. В Церкви они могут обрести прощение, понимание и любовь, даже в том случае, если они поступили неверно, разочарованы или смущены.

Для того, чтобы подростки духовно развивались, необходимо, чтобы их вера стала частью собственного жизненного опыта, их собственного мышления, их собственной нравственной жизни. Этому процессу можно способствовать открытыми и свободными беседами, участием молодежи в церковной жизни, а главное — дружбой с ними.

Размышлять над тем, что им неизвестно, — бесплодно, а именно таково положение большинства подростков. Они слишком мало знают о христианстве. В молодежных группах, организация которых была бы полезна на приходах, важно сочетать свободу и непосредственность выражения с обогащающей мышление открытостью, важно, чтобы подростки больше узнали о христианской вере; тогда деятельность таких групп будет полезной и творческой.

Если подростки поймут, что нуждаются в этих знаниях, они будут лучше усваивать и то, что необходимо знать о  Церкви и Библии. Поэтому обучение призвано ориентироваться на проблемы и вопросы, интересующие молодежь. Знания важно преподносить как ответы на их вопросы. Такой подход многого требует от руководителя; он должен не только много знать, но и уметь отыскивать нужные сведения, чувствовать и понимать, что происходит в умах учеников.

В принципе, подросткам необходима информация по тем же вопросам, что и младшим классам: вероучение, литургика, библеистика, церковная история, духовная жизнь и нравственность; однако обстоятельства укажут, что именно будет полезнее и интереснее в данном случае. Замечательные образовательные возможности открывает молодежный хор с хорошим регентом, если руководитель позаботится, чтобы на каждой спевке кратко объяснялось значение отдельных слов, праздников, места песнопений в литургии. Идеальная обстановка для учебы возникает в том случае, если учитель сумеет создать дружескую атмосферу, проявит заинтересованность и заботу о каждом ученике. Подобные группы можно организовать и для молодых приходских учителей и их помощников, чтобы они, готовясь к урокам у малышей, могли убедиться, что правильно поняли содержание, цель и значение каждого урока. Полезно обучение групп подростков-алтарников, обучение иконописи.

ИНТЕРЕС К ЛИЧНОСТИ

Если организуются регулярные классные или групповые занятия, может пригодиться следующий принцип: начинать занятия с вопросов, которые заинтригуют учащихся, например: “Чем православные отличаются от других христиан?”, “Действительно ли я хочу быть православным? Почему?”, “Что мне нравится в других религиях?”, “Что мне трудно принять в Православии?” Это поможет создать атмосферу взаимного доверия и свободы выражения своих мыслей. Молодые люди должны понять, что учитель ждет от них не правильных ответов, а прежде всего их собственного мнения. Иногда легче получить откровенные ответы, если они подаются в письменной форме, без подписи. Такого рода опрос можно осуществить на первом занятии.

Обсуждение полученных ответов и дополнительных вопросов может протекать по-разному. Можно начать с исторического очерка, объясняющего современное положение Церкви. Можно провести занятия по литургии других христианских и нехристианских исповеданий, сравнивая их с православным богослужением. Можно изучить жизнь одного из святых или просто выдающейся личности. Большую пользу приносят подобные занятия, если они не ограничиваются работой над книгами, а требуют от учеников докладов, исследований, интервью, визитов. Обучение может включать дискуссии, лекции, а также работу учащихся с книгой, внеклассные занятия.

Подростки помоложе по-прежнему могут увлекаться изготовлением плакатов, фильмов, газет, рассказывающих о прошлом Церкви или о библейской истории; но не стоит делать это лишь для того, чтобы только занять чем-то руки ребят. Важно, чтобы все, что они делают, было направлено на выражение какой-то идеи, было выявлением внутреннего смысла.

Для детей как будущих членов Церкви может стать полезной любая работа, требующая общения с другими людьми, принятие на себя определенной ответственности: организация крестного хода, проведение паломничества или похода; подготовка специальной церковной службы по поводу отдельных событий, помощь больным,  старым,  маленьким детям...

Важнее всего как сложатся отношения взрослого руководителя — священника либо мирянина — с молодежью. Учителю важно завоевать их доверие, стать другом, важно проявлять понимание, симпатию и искренний интерес к личности подростка, но оставаться твердым в своих убеждениях. Именно это ищут ученики: друга — честного, достойного доверия, принимающего их такими, какие они есть, чьи убеждения, как они чувствуют, связаны с их интересами.

С. Куломзина

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu