Православные храмы

Храм мученицы Раисы Александрийской (на Дарницком кладбище)

В течение осени 2008 г. осуществлено строительство типового храма.…

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (на кладбище Берковцы)

В бывшем ритуальном зале на Берковцах (81‑й участок, на центральной…

Храм преподобного Симеона Столпника (в Петропавловской Борщаговке)

Время возникновения Петропавловского монастыря на Борщаговке не…

Публикации

Все содействует ко благу

“Знаем, что любящим Бога все содействует ко благу” (Рим.8,28). Эти слова…

Возникновение общеславянского языка

Формула “язык творит народ” верна и неприкосновенна. Тем не менее, если речь…

О страстной седмице

Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед…

Большинство известных сейчас легенд — позднейшего происхождения и никакого отношения к реальной биографии святого не имеют.

В календаре Католической Церкви за 14 февраля есть три мученика с именем Валентин. Об одном, пострадавшем в Африке, ничего не известно. Другой — Валентин, чтимый около Терни (стар. Интерамна), был епископом этого города в конце III века н.э. Это было время гонений на христиан. Будучи врачом и имея дар исцеления, Валентин именем Христовым помогал больным. Он обратил в христианство много язычников. Когда Валентин стал обращать в христианство сына градоначальника, Авундия, его, Валентина, посадили в римскую тюрьму, пытали и после безуспешных попыток заставить признать языческих богов, казнили отсечением головы. Это было ок. 273 г. по Рождестве Христовом. Третий Валентин, священник в Риме, жил примерно в то же время, при боровшемся с христианами императоре Клавдии II Жестоком (268-270). По легенде, он исцелил от слепоты дочь своего тюремщика, Астерия, после чего тот принял христианство. И Валентин, и Астерий с семьей были обезглавлены в 269 г.

Жития двух Валентинов, пресвитера и епископа, в общих чертах сходны; их мощи почитались в непосредственной близости; память обоих — 14-го февраля. Память святого в Католической Церкви — 14 февраля. И Валентин-епископ, и священник есть в православном календаре — память соответственно 12 августа и 19 июля по н. ст.

Происхождение праздника дня св. Валентина

В католическом соборе св. Александра на Трехсвятительской улице в Киеве на вопрос, празднует ли Католическая Церковь день св. Валентина, улыбаются и говорят, что “праздник” придумали атеисты и те, кто хотел заработать на нем денег. Да, 14 февраля св. Валентину бывает особая служба, как и всякому святому в день его памяти. Но никаких подарочков, “валентинок” и “сердечек” с любовными признаниями Церковь не придумывала и не признает. Итак, католики не имеют отношения к этому празднику (как кому-то, может быть, ошибочно показалось).

В чем же дело?

Немного истории: в дохристианском Риме февраль был последним месяцем доюлианского римского года. Слово февраль – от лат. februarius – “очистительный”, februa – “ежегодный праздник очищения”. Очищения, которое должно было обеспечить хороший урожай в следующем году. Обряды очищения у древних язычников носили характер с сегодняшней точки зрения, мягко говоря, неоднозначный.

14 февраля у римлян был день празднеств, посвященных Юноне, богине брака, женщин и женской производительной силы. Как богиню плодовитости ее связывали с Фавном, пастушеским богом пастбищ и животных. Его культ отправлялся около грота Луперкалия (от лат. lupa – “волчица”, та волчица, которая, по легенде, воспитала в этой пещере Ромула и Рема) и обслуживался жрецами-луперками. Добиться с помощью обрядов благосклонности волчицы-матери означало уберечь стада от нападения волков. Луперкалии были праздником очищения и плодородия, как в узкосельскохозяйственном, так и в широком смысле. Цитируем мифологический словарь: “В праздник луперкалий (15 февраля) луперки приносили Фавну жертву — собаку и козла. После жертвоприношения луперки, обнаженные, с козьей шкурой на бедрах бежали вокруг Палатина (холм, где был основан Рим. — Авт.), стегая вырезанными из кожи жертвенного козла ремнями встречных женщин, что должно было сделать их плодовитыми”.

С принятием христианства как государственной религии Римской Империи в 313 г., язычество осуждается официально. Несмотря на это, римские обряды середины февраля продолжают сохраняться в народе. В 496 г. папа Геласий I окончательно упраздняет эти празднества. Теперь нужно было дать народу новый предмет почитания, вместо Юноны и Фавна. Память одного из подвижников, дата кончины которых оставалась неизвестной, прикрепляется к 14 февраля. Святой официально объявляется патроном, покровителем пар, решивших вступить в брак, помолвленных. Этим святым стал мученик Валентин, епископ Терни. Однако личность Валентина и день его памяти начинают, как плющом, обрастать выдумками буйной народной фантазии. Именно она породила трогательные истории о том, что якобы Валентин венчал влюбленных, невзирая на императорский запрет, влюбился, как мальчишка, в дочь начальника стражи и даже излил свои чувства к ней в первой валентинке.

Сам обычай влюбленным поздравлять друг друга в день памяти Валентина, дарить подарки, отсылать письма с признаниями в любви — “валентинки” установился в позднем средневековье в Англии. Из Англии день Валентина перебрался во Францию, Бельгию, Германию. В XVIII в. был завезен в Северную Америку. Сегодня его отмечают в США, Канаде, других англоязычных странах, в Мексике. После падения всех “занавесов” день Валентина пленил своей сердечково-купидоновой сентиментальностью и девочек наших школ.

Валентинки. Первое письмо с любовным признанием было отправлено в Англии не раньше XVI в. В XVII в. такие письма уже представляли собой текст золочеными буквами особого шрифта по голубой пастельной бумаге. В XVIII веке в Германии и Пруссии к орнаменту добавляют узорчатые поля и красные сердечки. Затем на валентинках начинают появляться купидон, голуби, цветы, влюбленные пары и т.п. В XIX веке в Англии специальные почтовые службы  занимались доставкой огромного количества валентинок по сниженным ценам, а почтальоны считали 14-е февраля своим судным днем. Викторианскую эпоху называют “золотым веком английских валентинок”. В эту пору в любовных письмах можно встретить разные риторические фигуры, вроде анаграмм, в конвертах — женский локон, а также денежный чек и даже пятифунтовую купюру. Известны люди, связавшие жизнь с созданием валентинок. В Англии XIX века — это художники Кейт Гринуэй и Уолтер Крейн, в США — Эстер Хауленд с ее фабрикой валентинок. “Весточки любви” этих авторов отличались индивидуальным стилем и, конечно, приносили большие доходы.

В связи с трагедией Первой мировой войны обмен “валентинками” был прекращен и традиция забыта. Во второй четверти века она возобновляется, благодаря усилиям Джанетт Так и ее мужа. Их компания по производству открыток положила начало конкуренции в изготовлении валентинок между подобными компаниями в Англии. В 60–70-х гг. традицию считают старомодной. Сегодня она снова в действии.

Итак, традиция празднования дня св. Валентина не связана с жизнью мученика III века. Легенды о влюбленном Валентине позднейшего и народного происхождения. Неспокойно, должно быть, святому, когда он видит то, как предлагается отмечать день его памяти сегодня. Ведь сегодня этот праздник (с корнями в религии масс) — типичнейший второй сорт, рассчитанный на массового потребителя (как все вокруг, так и я), с зарабатыванием денег на его, потребителя, страстишках. Христианство противоположно всякой массовости. Именно оно открыло в человеке личность, оно заставляет уважать себя. Не грех, отбросив языческую шелуху, 14 февраля, в день памяти общехристианского святого — Валентина, епископа Терни, уделить побольше внимания любимому человеку. Но будем же уважать себя. Долой ширпотреб!

И еще хотелось бы сказать. Вряд ли “день влюбленных” приживется у нас: на Западе он все-таки традиция, у нас — мода.

Константин НЕСЕН

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me