Православные храмы

Храм Всех святых (на Лесном кладбище)

Строительство «типового» деревянного храма началось летом 2007 г.…

Церковь Казанской иконы Божией Матери Флоровского монастыря

Церковь является более поздним элементом в комплексе Флоровского…
Публикации

Богохранимая обитель. О Киевском Свято-Троицком Ионинском монастыре

Святые отцы называют монастыри островами. Если вы хоть раз побывали в Киевском…

Свято-Покровскому храму на Приорке — 100 лет

В начале прошлого века, в 1906 году, завершилось строительство церкви в честь…

Юбилей возрождения Валаамской обители 15 лет

В конце 2004 г. 15-летие своего возрождения отметил один из крупнейших в мире…

Бедный Валентин! Святой и “праздник” в его честь.

Большинство известных сейчас легенд — позднейшего происхождения и никакого отношения к реальной биографии святого не имеют.

В календаре Католической Церкви за 14 февраля есть три мученика с именем Валентин. Об одном, пострадавшем в Африке, ничего не известно. Другой — Валентин, чтимый около Терни (стар. Интерамна), был епископом этого города в конце III века н.э. Это было время гонений на христиан. Будучи врачом и имея дар исцеления, Валентин именем Христовым помогал больным. Он обратил в христианство много язычников. Когда Валентин стал обращать в христианство сына градоначальника, Авундия, его, Валентина, посадили в римскую тюрьму, пытали и после безуспешных попыток заставить признать языческих богов, казнили отсечением головы. Это было ок. 273 г. по Рождестве Христовом. Третий Валентин, священник в Риме, жил примерно в то же время, при боровшемся с христианами императоре Клавдии II Жестоком (268-270). По легенде, он исцелил от слепоты дочь своего тюремщика, Астерия, после чего тот принял христианство. И Валентин, и Астерий с семьей были обезглавлены в 269 г.

Жития двух Валентинов, пресвитера и епископа, в общих чертах сходны; их мощи почитались в непосредственной близости; память обоих — 14-го февраля. Память святого в Католической Церкви — 14 февраля. И Валентин-епископ, и священник есть в православном календаре — память соответственно 12 августа и 19 июля по н. ст.

Происхождение праздника дня св. Валентина

В католическом соборе св. Александра на Трехсвятительской улице в Киеве на вопрос, празднует ли Католическая Церковь день св. Валентина, улыбаются и говорят, что “праздник” придумали атеисты и те, кто хотел заработать на нем денег. Да, 14 февраля св. Валентину бывает особая служба, как и всякому святому в день его памяти. Но никаких подарочков, “валентинок” и “сердечек” с любовными признаниями Церковь не придумывала и не признает. Итак, католики не имеют отношения к этому празднику (как кому-то, может быть, ошибочно показалось).

В чем же дело?

Немного истории: в дохристианском Риме февраль был последним месяцем доюлианского римского года. Слово февраль – от лат. februarius – “очистительный”, februa – “ежегодный праздник очищения”. Очищения, которое должно было обеспечить хороший урожай в следующем году. Обряды очищения у древних язычников носили характер с сегодняшней точки зрения, мягко говоря, неоднозначный.

14 февраля у римлян был день празднеств, посвященных Юноне, богине брака, женщин и женской производительной силы. Как богиню плодовитости ее связывали с Фавном, пастушеским богом пастбищ и животных. Его культ отправлялся около грота Луперкалия (от лат. lupa – “волчица”, та волчица, которая, по легенде, воспитала в этой пещере Ромула и Рема) и обслуживался жрецами-луперками. Добиться с помощью обрядов благосклонности волчицы-матери означало уберечь стада от нападения волков. Луперкалии были праздником очищения и плодородия, как в узкосельскохозяйственном, так и в широком смысле. Цитируем мифологический словарь: “В праздник луперкалий (15 февраля) луперки приносили Фавну жертву — собаку и козла. После жертвоприношения луперки, обнаженные, с козьей шкурой на бедрах бежали вокруг Палатина (холм, где был основан Рим. — Авт.), стегая вырезанными из кожи жертвенного козла ремнями встречных женщин, что должно было сделать их плодовитыми”.

С принятием христианства как государственной религии Римской Империи в 313 г., язычество осуждается официально. Несмотря на это, римские обряды середины февраля продолжают сохраняться в народе. В 496 г. папа Геласий I окончательно упраздняет эти празднества. Теперь нужно было дать народу новый предмет почитания, вместо Юноны и Фавна. Память одного из подвижников, дата кончины которых оставалась неизвестной, прикрепляется к 14 февраля. Святой официально объявляется патроном, покровителем пар, решивших вступить в брак, помолвленных. Этим святым стал мученик Валентин, епископ Терни. Однако личность Валентина и день его памяти начинают, как плющом, обрастать выдумками буйной народной фантазии. Именно она породила трогательные истории о том, что якобы Валентин венчал влюбленных, невзирая на императорский запрет, влюбился, как мальчишка, в дочь начальника стражи и даже излил свои чувства к ней в первой валентинке.

Сам обычай влюбленным поздравлять друг друга в день памяти Валентина, дарить подарки, отсылать письма с признаниями в любви — “валентинки” установился в позднем средневековье в Англии. Из Англии день Валентина перебрался во Францию, Бельгию, Германию. В XVIII в. был завезен в Северную Америку. Сегодня его отмечают в США, Канаде, других англоязычных странах, в Мексике. После падения всех “занавесов” день Валентина пленил своей сердечково-купидоновой сентиментальностью и девочек наших школ.

Валентинки. Первое письмо с любовным признанием было отправлено в Англии не раньше XVI в. В XVII в. такие письма уже представляли собой текст золочеными буквами особого шрифта по голубой пастельной бумаге. В XVIII веке в Германии и Пруссии к орнаменту добавляют узорчатые поля и красные сердечки. Затем на валентинках начинают появляться купидон, голуби, цветы, влюбленные пары и т.п. В XIX веке в Англии специальные почтовые службы  занимались доставкой огромного количества валентинок по сниженным ценам, а почтальоны считали 14-е февраля своим судным днем. Викторианскую эпоху называют “золотым веком английских валентинок”. В эту пору в любовных письмах можно встретить разные риторические фигуры, вроде анаграмм, в конвертах — женский локон, а также денежный чек и даже пятифунтовую купюру. Известны люди, связавшие жизнь с созданием валентинок. В Англии XIX века — это художники Кейт Гринуэй и Уолтер Крейн, в США — Эстер Хауленд с ее фабрикой валентинок. “Весточки любви” этих авторов отличались индивидуальным стилем и, конечно, приносили большие доходы.

В связи с трагедией Первой мировой войны обмен “валентинками” был прекращен и традиция забыта. Во второй четверти века она возобновляется, благодаря усилиям Джанетт Так и ее мужа. Их компания по производству открыток положила начало конкуренции в изготовлении валентинок между подобными компаниями в Англии. В 60–70-х гг. традицию считают старомодной. Сегодня она снова в действии.

Итак, традиция празднования дня св. Валентина не связана с жизнью мученика III века. Легенды о влюбленном Валентине позднейшего и народного происхождения. Неспокойно, должно быть, святому, когда он видит то, как предлагается отмечать день его памяти сегодня. Ведь сегодня этот праздник (с корнями в религии масс) — типичнейший второй сорт, рассчитанный на массового потребителя (как все вокруг, так и я), с зарабатыванием денег на его, потребителя, страстишках. Христианство противоположно всякой массовости. Именно оно открыло в человеке личность, оно заставляет уважать себя. Не грех, отбросив языческую шелуху, 14 февраля, в день памяти общехристианского святого — Валентина, епископа Терни, уделить побольше внимания любимому человеку. Но будем же уважать себя. Долой ширпотреб!

И еще хотелось бы сказать. Вряд ли “день влюбленных” приживется у нас: на Западе он все-таки традиция, у нас — мода.

Константин НЕСЕН

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu