Православные храмы

Храм святителя Петра Могилы (на Сырце)

Первая Литургия отслужена в Лазареву субботу, 22 апреля 2000 г. Храм…

Храм преподобного Сергия Радонежского (на «Даче Кулиженко»)

Освящение закладки храма архиерейским чином состоялось 9 / 22 ноября…

Храм священномученика Макария, митрополита Киевского

Настоятель храма прп. Феодора Освященного на Лукьяновке о. Константин…

Публикации

Икона Божией матери “Троеручица” из Троянского монастыря

Некогда один из монахов Святой Горы по пути в Валашские земли посетил недавно…

«Трудом своим вся приобрете». История Сербской Православной Церкви

По данным археологии, территория нынешней Сербии была заселена во времена…

“Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…”

На вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея…

История Православной Церкви в Украине последних 15-ти лет насыщена важными и драматическими событиями, многие из которых продолжают оказывать мощное влияние и на нынешнее состояние Украинской Православной Церкви.

Можно сказать, этот небольшой исторический период времени определил как судьбу Православия в нашей стране на переломе веков и на последующие десятилетия, так и выявил основные тенденции развития церковно-государственных и межконфессиональных отношений в Украине.

Прежде всего это – начало эпохи религиозной свободы, которая коренным образом изменила отношения Церкви и государства, сложившиеся за 70 лет господства атеистического режима. Она привела к резкому росту религиозности воспитанного в безверии народа, положила начало возрождению Православной Церкви, Ее просветительских, образовательных, благотворительных, информационных структур уже в новых общественных отношениях, в ином, перестроечном государстве. Внешние общественно-политические явления (демократизация, гласность, “обновление всех сторон жизни”) оказали большое как положительное, так и отрицательное влияние на возрожденческие церковные процессы.

Второе – это отказ от государственной идеологии научного атеизма, восстановление исторической справедливости, что позволило начать процесс реабилитации Православной Церкви, возвращение Ей экспроприированных храмов и имущества.

К наиболее трагическим общественно-политическим явлениям той поры надо отнести стремительную политизацию религиозной жизни в Западной Украине, вовлечение в нее политических партий националистического толка, что создало почву для образования в последующем враждебных Православию политико-религиозных структур типа УГКЦ, УАПЦ, УПЦ-КП.

Важным событием для Православия в Украине стало преобразование Украинской Православной Церкви, получение Ею независимости в управлении, что привело к коренной реорганизации Ее управленческих структур. Важнейшим событием было и провозглашение в 1991 году Украины независимым государством. Это, с одной стороны, повысило статус УПЦ в системе церковно-государственных отношений, с другой – подвигло партийно-атеистическую номенклатуру, оказавшуюся у власти в Украине, предпринять попытку поставить Православную Церковь под свой тотальный контроль, реставрировать старую сталинскую систему церковно-государственных отношений, одним из столпов которой в 1960–1980-е годы был Леонид Кравчук, ставший Президентом независимой Украины.

Выдающуюся роль в деле освобождения Православной Церкви от пут тоталитаризма и сталинщины, обретение Ею подлинной, а не декларированной свободы в свободном государстве стал Харьковский Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви, значение которого в истории нашей Церкви трудно переоценить. Несмотря на давление и угрозы со стороны первого лица державы, облеченного всей полнотой власти, православный епископат сумел отстоять чистоту Православной Церкви, Ее независимость от искушений мира сего и политической конъюнктуры, чем заложил незыблемый фундамент для свободного осуществления Ее спасительной миссии в Украине. Избрание на Харьковском Соборе Митрополита Владимира Предстоятелем Православной Церкви в Украине было важнейшим его деянием. Блаженнейший Митрополит в чрезвычайно сложных условиях политического давления, экстремистского бесчинства, информационной блокады, организованной травли православных в Украине, сумел сохранить единство Церкви, восстановить церковные структуры, не допустил реализации “югославского варианта” в Украине, на грани которого она была в начале 1990-х.

Наиболее трагические страницы в историю Православной Церкви этого периода вписали униаты, автокефальный и филаретовский расколы, нанесшие тяжелые раны Церкви, кровоточащие до сих пор. Все они имеют свою историю, однако объединены единой целью – борьбой со Святым Православием.

Своеобразно формировались и развивались отношения между Украинской Православной Церковью и органами государственной власти (Президентом, парламентом, Госкомрелигий). Они были разными (от конфронтационных до толерантных), однако всегда — проблемными из-за множества нерешенных церковно-государственных вопросов — как на уровне законодательной, так и на уровне исполнительной власти.

Все указанные выше моменты являются составляющими чрезвычайно сложной, противоречивой, а иногда и трагической истории Украинской Православной Церкви последних полутора десятков лет.

Современный этап истории характеризуется стремительными темпами перемен во всех сферах украинского общества. Эти перемены неоднозначны по своим последствиям для Церкви и верующих. Современный этап существования Украинской Православной Церкви — уникальное историческое явление, характеризующееся небывалыми темпами и масштабом возрождения Православия. Одновременно новая историческая обстановка, полностью отличная от существовавшей во времена коммунистического тоталитаризма, порождает новые комплексы проблем, с которыми сталкивается Церковь — это формирование концепции государственно-церковных отношений в новых условиях, поиск путей уврачевания раскола и урегулирования конфликта с греко-католиками.

Но, несмотря на все те проблемы, с которыми столкнулась Православная Церковь в посттоталитарной Украине за 15 лет, которые прошли со времени празднования 1000-летия Крещения Руси, она взросла и окрепла, очистилась и увеличилась. В нынешнее время Украинская Православная Церковь в своем новом каноническом статусе и с новым законно и свободно избранным Предстоятелем – Блаженнейшим Митрополитом Владимиром не только возрождается сама, но и помогает в духе заповедей Христовых возродиться всей Украине, всем ее гражданам.

Александр ДРАБИНКО

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me