Православные храмы

Храм праведного Иоанна Кронштадтского (в 1-й больнице Дарницкого района)

Община святого праведного Иоанна Кронштадтского была создана при…

Храм в честь трех святителей и храм Нерукотворенного образа Господня (на Борщаговке)

Равноапостольный великий князь Владимир (во Св. Крещении — Василий,…

Публикации

C.С. Аверинцев: “Будем просить у Бога, чтобы диалог поколений не прервался”

“Семья в постатеистическом обществе” — тема международной конференции, которая…

Семя есть слово Божие

“Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было…

Возрождающая сила покаяния

Христианство, возрождающее человека, дающее ему духовную благодатную жизнь,…

История Православной Церкви в Украине последних 15-ти лет насыщена важными и драматическими событиями, многие из которых продолжают оказывать мощное влияние и на нынешнее состояние Украинской Православной Церкви.

Можно сказать, этот небольшой исторический период времени определил как судьбу Православия в нашей стране на переломе веков и на последующие десятилетия, так и выявил основные тенденции развития церковно-государственных и межконфессиональных отношений в Украине.

Прежде всего это – начало эпохи религиозной свободы, которая коренным образом изменила отношения Церкви и государства, сложившиеся за 70 лет господства атеистического режима. Она привела к резкому росту религиозности воспитанного в безверии народа, положила начало возрождению Православной Церкви, Ее просветительских, образовательных, благотворительных, информационных структур уже в новых общественных отношениях, в ином, перестроечном государстве. Внешние общественно-политические явления (демократизация, гласность, “обновление всех сторон жизни”) оказали большое как положительное, так и отрицательное влияние на возрожденческие церковные процессы.

Второе – это отказ от государственной идеологии научного атеизма, восстановление исторической справедливости, что позволило начать процесс реабилитации Православной Церкви, возвращение Ей экспроприированных храмов и имущества.

К наиболее трагическим общественно-политическим явлениям той поры надо отнести стремительную политизацию религиозной жизни в Западной Украине, вовлечение в нее политических партий националистического толка, что создало почву для образования в последующем враждебных Православию политико-религиозных структур типа УГКЦ, УАПЦ, УПЦ-КП.

Важным событием для Православия в Украине стало преобразование Украинской Православной Церкви, получение Ею независимости в управлении, что привело к коренной реорганизации Ее управленческих структур. Важнейшим событием было и провозглашение в 1991 году Украины независимым государством. Это, с одной стороны, повысило статус УПЦ в системе церковно-государственных отношений, с другой – подвигло партийно-атеистическую номенклатуру, оказавшуюся у власти в Украине, предпринять попытку поставить Православную Церковь под свой тотальный контроль, реставрировать старую сталинскую систему церковно-государственных отношений, одним из столпов которой в 1960–1980-е годы был Леонид Кравчук, ставший Президентом независимой Украины.

Выдающуюся роль в деле освобождения Православной Церкви от пут тоталитаризма и сталинщины, обретение Ею подлинной, а не декларированной свободы в свободном государстве стал Харьковский Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви, значение которого в истории нашей Церкви трудно переоценить. Несмотря на давление и угрозы со стороны первого лица державы, облеченного всей полнотой власти, православный епископат сумел отстоять чистоту Православной Церкви, Ее независимость от искушений мира сего и политической конъюнктуры, чем заложил незыблемый фундамент для свободного осуществления Ее спасительной миссии в Украине. Избрание на Харьковском Соборе Митрополита Владимира Предстоятелем Православной Церкви в Украине было важнейшим его деянием. Блаженнейший Митрополит в чрезвычайно сложных условиях политического давления, экстремистского бесчинства, информационной блокады, организованной травли православных в Украине, сумел сохранить единство Церкви, восстановить церковные структуры, не допустил реализации “югославского варианта” в Украине, на грани которого она была в начале 1990-х.

Наиболее трагические страницы в историю Православной Церкви этого периода вписали униаты, автокефальный и филаретовский расколы, нанесшие тяжелые раны Церкви, кровоточащие до сих пор. Все они имеют свою историю, однако объединены единой целью – борьбой со Святым Православием.

Своеобразно формировались и развивались отношения между Украинской Православной Церковью и органами государственной власти (Президентом, парламентом, Госкомрелигий). Они были разными (от конфронтационных до толерантных), однако всегда — проблемными из-за множества нерешенных церковно-государственных вопросов — как на уровне законодательной, так и на уровне исполнительной власти.

Все указанные выше моменты являются составляющими чрезвычайно сложной, противоречивой, а иногда и трагической истории Украинской Православной Церкви последних полутора десятков лет.

Современный этап истории характеризуется стремительными темпами перемен во всех сферах украинского общества. Эти перемены неоднозначны по своим последствиям для Церкви и верующих. Современный этап существования Украинской Православной Церкви — уникальное историческое явление, характеризующееся небывалыми темпами и масштабом возрождения Православия. Одновременно новая историческая обстановка, полностью отличная от существовавшей во времена коммунистического тоталитаризма, порождает новые комплексы проблем, с которыми сталкивается Церковь — это формирование концепции государственно-церковных отношений в новых условиях, поиск путей уврачевания раскола и урегулирования конфликта с греко-католиками.

Но, несмотря на все те проблемы, с которыми столкнулась Православная Церковь в посттоталитарной Украине за 15 лет, которые прошли со времени празднования 1000-летия Крещения Руси, она взросла и окрепла, очистилась и увеличилась. В нынешнее время Украинская Православная Церковь в своем новом каноническом статусе и с новым законно и свободно избранным Предстоятелем – Блаженнейшим Митрополитом Владимиром не только возрождается сама, но и помогает в духе заповедей Христовых возродиться всей Украине, всем ее гражданам.

Александр ДРАБИНКО

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua