Православные храмы

Богоявленский храм и храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (Корчеватое)

6 ноября 2011 года столичный приход в честь иконы Божьей Матери "Всех…

Храм преподобного Серафима Саровского в Пуще-Водице

Вопрос о строительстве церкви для Пущи-Водицы встал вскоре после…

Храм Зачатия Иоанна Предтечи в Беличах

Деревянная церковь Зачатия Иоана Предтечи была построена в 1797 г. на…

Публикации

Не отвергайте благодать. Баптизм и Православие

По оценкам специалистов, в современном мире существует несколько тысяч сект.…

“Тісна та дорога і вузькі двері, що ведуть до життя... ”

В наш час люди звертають дуже велику увагу на своє тіло, а душа людини…

Правда о “Свидетелях Иеговы”

Cекта “Свидетелей Иеговы” появилась в ХІХ веке и ничего общего со Святой…
Базиликой называют архитектурный тип раннехристианских храмов (от названия дома царя в Афинах, по-гречески — василевса). Это прямоугольное, вытянутое с запада на восток здание, разделенное внутри рядом колонн. Древние христиане избрали этот простой тип зданий, чтобы христианскую простоту противопоставить помпезности языческих храмов.

Базилика Рождества Христова, построенная в IV веке святыми царями Константином и Еленой, — единственный храм на Святой Земле, дошедший до нас неразрушенным. Предание связывает это с изображением в нем евангельских волхвов, персидских магов: персы, завоевавшие Палестину, не посмели уничтожить изображения своих соплеменников! А когда пришли арабы, то из колонны вылетел рой пчел и выгнал сарацин из храма. Отверстия в колонне показывают паломникам и сегодня. Многие паникадила, огромные лампады и колокола подарены были вифлеемской базилике русскими царями Александром III и Николаем II.

Вход в базилику очень низкий — войти можно только согнувшись пополам (отсюда название: “Врата смирения”). Это связано с горьким опытом завоеваний: через низкий вход нельзя было въехать верхом на коне. Под алтарем лестница ведет в маленькую подземную пещеру, или вертеп (12x4 м), где родился Спаситель мира. Само место Рождества отмечено на полу серебряной звездой, на которой надпись по-латыни: “Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос”. Рядом — Придел Яслей, небольшое углубление в пещере. Сами Ясли, в которые Пресвятая Богородица положила Сына сразу по рождении, скрыты под мраморной облицовкой. Над звездой на полу и над Яслями водружены мраморные плиты-престолы, на которых служится Божественная литургия. Как и во всех святых местах Палестины, иконостаса здесь нет.

По старой традиции, соблюдавшейся до недавнего времени, празднование Рождества начиналось накануне, 24 декабря (по ст. ст.), выездом из Иерусалима Патриарха Иерусалимского со свитой. Когда-то патриархи выезжали на осленке, но уже в XIX веке стали пользоваться для этого конем или открытой колесницей. К свите постепенно присоединялись всевозрастающие толпы богомольцев, в том числе и арабов.

Все вифлеемское духовенство торжественно встречало Патриарха на площади перед базиликой Рождества. При пении хором тропаря праздника “Рождество Твое, Христе Боже...” Патриарх входит через Врата смирения в храм и сразу во святую пещеру. Совершив каждение и поклонение месту Рождества и Яслям, Патриарх подымается в храм и садится на свой трон. Начинается служба, на которой читаются великие часы и затем служится литургия св. Василия Великого с вечерней. Евангелие на часах читается в первый раз по-гречески, затем по-славянски, в конце по-арабски.

Праздничное всенощное бдение начинается вечером большим колокольным звоном. В самый торжественный момент службы, по окончании пения полиелея, Патриарх выходит из алтаря с зажженными свечами в руках и поет “косно (медленно) и сладкогласно” седален “Приидите, видим, вернии, где родися Христос...” После этого Патриарх со всем духовенством спускается в вертеп, кадит место Рождества и Ясли и снова подымается наверх.

В конце службы с большим торжеством и величием совершается литания. Так называется процессия священнослужителей во главе с Патриархом, три раза обходящая всю базилику. Во время шествия Патриарх благословляет молящихся, которые стоят с зажженными свечами. После обхода он произносит сугубую ектению за всех православных христиан и снова входит в алтарь. Служится (не Патриархом) праздничная литургия в вертепе над местом Рождества Христова, где обычно поют русские монахини,  затем Патриарх служит еще одну литургию в верхнем храме, за которой песнопения и Евангелия произносятся на греческом, славянском и арабском языках.

Г. АВЕРИН

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me