Православные храмы

Храм Собора архангела Гавриила при ТРК «Глас»

Община домовой церкви начала формироваться с 2003 года, со времени…

Храм мученика Валерия Мелитинского (Гидропарк)

Храм во имя святого мученика Валерия Мелитинского располагается на…

Свято-Троицкий собор на Троещине

Приходской храм Выгуровщины-Троещины. В ХІ — ХІІІ вв. между Троещиной…

Публикации

Врата в небо. О рукотворенной святыне

Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: “Небо — престол…

Крестный путь протопресвитера Гавриила Костельника

За восстановление исторической справедливости этот человек отдал самое дорогое…

Учимся жить

Естественное христианское благочестие среди современных детей редкость.…

Все ли просьбы ближнего надо исполнять?

Господь сказал: “Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся” (Мф. 5, 40–42).

Однако в исполнении и этой заповеди также нужна рассудительность, и к исполнению просьб ближних нельзя относиться формально, т.е. без рассудительности исполнять все просьбы.

Так совершенно очевидно, что христианин должен отвечать отказом на такие просьбы, как помочь обидеть ближнего, самоубийце — достать яд или пьянице — водки и т.п.

У преподобного Варсонофия Великого мы находим и такой совет: “Также, если знаешь, что просящий просит без нужды, не давай ему, но скажи: “Мне дана заповедь от аввы ничего не давать не имущему нужды”. И это не будет жестокость. Из двух вредных вещей, которых избежать нельзя, должно выбирать менее вредную. Поэтому лучше отказать просящему, чем причинить ему душевный вред“.

Однако, в ряде случаев не так просто бывает решить вопрос: что вызвало просьбу ближнего — его страсть и духовная слабость или действительная нужда. Далеко не у всех может иметься та рассудительность, которая помогла бы решить вопрос — как лучше помочь ближнему?

В этом случае св. отцы рекомендуют лучше не отказывать никому на просьбу о материальной помощи, чем упустить случай помочь действительно нуждающемуся: кто дает, тому всегда будет духовная польза от его доброты.

Ангел говорил Ерму: “Всем бедным давай в простоте, нимало не сомневаясь, кому даешь. Берущие дадут отчет Богу, почему и на что брали”. Поэтому св. отцы говорят: “Подай милостыню, если даже просящий будет сидеть верхом на коне”.

“Когда подаешь просящему, который не беден, здоров и, по-видимому, не заслуживает подаяния, — пишет св. прав. Иоанн Кронштадтский, сердце твое пожалеет для него поданной милостыни; покайся в этом, ибо и нам Божественная Любовь подает блага Свои, тогда как мы имеем их и без того довольно. Любовь к ближнему должна так говорить в тебе: хотя он и имеет, но не худо, если я увеличу его благосостояние (а сказать правду, одна или две-три копейки не очень-то увеличат и поправят его благосостояние). Мне подает Бог, почему же я не подам нуждающемуся? Говорю: нуждающемуся, ибо кто станет протягивать руку без нужды? Если бы ты сам только по заслугам получал от Бога дары Его благости, то, быть может, должен был бы ходить нищим. К тебе Бог щедр не по заслугам, да и ты сам хочешь, чтобы Он был щедр. Как же ты не хочешь быть щедрым к братьям своим, имея избытки?”

У старца Амвросия Оптинского было правило: никому не отказывать в просьбах о материальной помощи. И он продолжал ее оказывать даже тем лицам, про которых ему говорили, что они просят у него на вино.

Поэтому отказ в просьбе может иметь место лишь при действительной уверенности отказывающего, что он отказом принесет духовную пользу и отказ его продиктован не собственной скупостью, а лишь любовью к ближнему.

Здесь нужно много рассудительности, и если кто боится, что ее у него не хватит, то ему лучше исполнять отеческое правило — никогда не отказывать при просьбах находящимся в нужде, всегда доверяя словам просящих.

Подготовил Александр КРИВОНОС

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me