Православные храмы

Храм сорока мучеников Севастийских (в 5-й больнице Святошинского района)

Первая служба (молебен с водосвятием) была совершена 9/22 марта 1999…

Храм иконы Божией Матери «Знамение» (на ул. Лагерной)

Земля, на которой построена новая церковь, ранее называлась «Дача…

Храм трех святителей и храм Нерукотворенного образа Господня (на Борщаговке)

Равноапостольный великий князь Владимир (во Св. Крещении — Василий,…
Публикации

Невидимая Святость. Есть ли праведники в современном мире?

Сегодня у современных верующих популярна фраза — “оскуде преподобный” (“не…

Крест Христов

Вся наша планета усеяна памятниками. Эти памятники поставлены людям, их гению,…

Маскировка под Православие, или феномен Ольги Асауляк

С учением Ольги Асауляк я начал знакомиться (как и с другими учениями) в 90-х…

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Поистине уникальное и неповторимое место — Киево-Печерская Лавра. Сотни, тысячи, миллионы людей со всего мира жертвуют многим для того, чтобы хотя бы один раз пройтись по этой благословенной земле.

Сколько душ, мечущихся “из угла в угол”, нашло здесь утешение, сколько израненных сердец обрело спокойствие, сколько слез покаяния и умиления пролито в этой обители.

Какие прекрасные святыни расположены здесь: Ближние и Дальние пещеры, Свято-Успенский собор, Крестовоздвиженский храм, Трапезная церковь. И, наконец, возле самой колокольни Дальних пещер, на месте первой наземной лаврской церкви, с 1696 года стоит семикупольный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Этот храм несколько отличается от всех остальных. Да, он особенный.

Вот, например, входишь на территорию Лавры и у первого встречного послушника спрашиваешь: “Как пройти к Рождественской церкви?” А он в ответ: “А, это к школьному храму? Я вас провожу”. По пути завязывается беседа, в ходе которой становится известно, что впервые об этом храме упоминается еще в древнем памятнике славянской письменности — “Повести временных лет”, где говорится о том, что это была первая наземная деревянная церковь на территории Лавры (названная в честь Успения Божией Матери), которую построил в 1062 году печерский игумен Варлаам.

После того, как был возведен Успенский собор, этот храм стал называться кладбищенским — в нем отпевали усопших монахов. О его позднейших перестройках ничего неизвестно, вплоть до первой половины ХVІІ ст. В это время он был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

История Лавры свидетельствует о том, что этот храм был построен в 1696 г. при архимандрите Мелетии на пожертвования киевского полковника Константина Мокиевского. К сожалению, осталось неизвестным имя мастера, под чьим руководством осуществлялось возведение этой святыни.

Церковь Рождества Богородицы, без сомнения, уникальна по композиции и является непревзойденным шедевром украинской архитектуры ХVІІ ст. Исторические памятники повествуют о том, что вначале этот храм был семиверховым — к трехверховому каменному объему примыкали четыре угловые пристройки в виде небольших часовен, завершенных куполами. Уже в начале ХVІІІ ст. храм был украшен настенной росписью. В северо-западной его пристройке сохранилась надпись капитальной реставрации, оконченной в сентябре 1752 г., во время которой были позолочены купола и покрыта белым железом крыша. Именно в это время обновлен также иконостас и отреставрированы настенные изображения. Следующий ремонт храма был проведен в 1767 г., а в 1784 г. был сооружен новый иконостас в стиле рококо. Известно, что он имел кованые серебряные царские врата, работы мастера Григория Чижевского, которые в настоящее время находятся на сохранении в Лос-Анджелесском музее искусств.

В 1817 г. стены храма были заново расписаны в академическом стиле киевским художником Иоанном Квятковским. К сожалению, эти росписи тоже не сохранились. В 1894 г. по проекту В. Николаева в проемах между угловыми часовнями соорудили притворы. Во время реставрации 1968–1970 гг. их разобрали. К сожалению, когда в 1988 г. храм Рождества Богородицы был в последний раз передан Церкви, в нем не сохранилось практически никаких росписей. По свидетельству очевидцев, лишь на левой алтарной стене остался маленький участок росписи, изображающий часть виноградной лозы с небольшим листочком. Поэтому уже современными художниками храм был заново расписан.

Следует отметить, что сам храм стоит на небольшей возвышенности, северный склон которой в 1769–1771 гг. был укреплен подпорной стеной. Возводил это сооружение известный архитектор Степан Ковнир. Вокруг церкви расположено небольшое кладбище ХІХ в., на территории которого похоронены лаврские старцы-подвижники: иеромонах Вассиан Слепой (†1834), подвижница благочестия монахиня Олимпиада, настоятельница Арзаманской Алексеевской общины (†1828), и даже герои Отечественной войны 1812 г., соратники полководца Кутузова, генерал П.С. Кайсаров и А.И. Красовский. Немаловажным является и тот факт, что бастион пещерных укреплений, который окружал территорию Дальних пещер, также назван Рождественским.

В настоящее время храм Рождества Пресвятой Богородицы является храмом Киевских Духовных Академии и Семинарии. В нем ежедневно возносят к Богу свои молитвы воспитанники и преподаватели этих Духовных школ. Следует отметить, что храм — это неотъемлемая составляющая любого Духовного учебного заведения, так как в каждом из них не только читают умные книги, но и учатся жить, причем жить по-христиански, а духовная жизнь без молитвы — это примерно то же самое, что физическая жизнь человека без воздуха. Вот и идут сюда каждый день они — в будущем пастыри нашей Святой Церкви, причем люди совершенно разные: кто-то приходит поблагодарить, кто-то —попросить, кто-то — чтобы разделить молитвенную радость. И так каждый день... А как же иначе? Ведь именно со школьного храма начинается для любого учащегося жизнь в Духовной школе. Каждый из них, наверное, помнит, как кроткими и несмелыми шагами переступал порог этой святыни, как в течение учебного года переживал в этих стенах свои жизненные радости и печали. Приходят сюда и выпускники, чтобы поблагодарить Бога за то, что сподобил их провести самые лучшие годы своей жизни именно здесь — в Киево-Печерской Лавре.

Время идет, уходят из жизни выдающиеся, убеленные сединами преподаватели, выходят в самостоятельную жизнь воспитанники, за их парты садятся новые. И так из года в год: “все течет, все изменяется” — только в древнем и величественном храме Рождества Пресвятой Богородицы неизменно, изо дня в день поется тропарь: “Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней...”

Александр АНДРУЩЕНКО

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu