Православные храмы

Храм Владимирской иконы Божией Матери (на Виноградаре)

В 2008 г. началось строительство деревянного храма. Первую Литургию в…

Храм святителя Луки Крымского (в Пушкинском парке)

Первую Литургию в храме прп. Агапита Печерского служили на Пасху 1998…

Храм иконы Божией Матери «Целительница» (при Больнице скорой помощи)

Первая Литургия была служили в ноябре 1996 г. Храм размещался в…
Публикации

Радониця. Великоднє поминання, або Проводи

Поминання померлих, що називається Радоницею, здійснюється у вівторок Фоминої…

Пестрый базар современного телевидения

Наши “культурные” дискуссии начала XXI века являются весьма интересным…

Синдром Дориана Грея - “Удовольствие” вседозволенности

У различных общественно-политических организаций и партий уже вошло в привычку…

Православная психотерапия

Когда случается трагедия, будь то теракт, серьезная авария, распад брака или смерть близкого человека, — многие хотят посоветоваться с людьми, имеющими психологическое образование, которые умеют беседовать с пережившими утрату и стараются помочь им оправиться.

До недавнего времени (а среди верующих людей это принято и сегодня) первым, к кому обращались в таких случаях, был не “советчик”, а служитель церкви. Если мы действительно верим, что наши составляющие — это тело и душа, и все, что ни делается, имеет не только физические или моральные последствия, но и последствия в области духа, то, если нам нужно помочь увидеть смысл в событиях, казалось бы, бессмысленных, не правильней ли будет позвать того, кто понимал бы дух и душу не хуже тела и ума?

Оставляя в стороне тяжкие душевно-духовные травмы: последствия убийств, землетрясений, наводнений, аварий и засух, — скажем, что как показывает статистика, психические заболевания становятся все более привычным явлением. Неутешительный факт: распространенность таких состояний, как, например, депрессия, сильно возросла за прошедшие 20–30 лет, особенно среди молодежи. Какова позиция Церкви в отношении психологии, психиатрии и психотерапии как средств решения подобного рода проблем?

Прежде всего, мы не видим противоречий между верой и наукой. Роль науки состоит в том, чтобы исследовать различные предметы в физическом мире и на основании собранных данных выдвигать теории о “законах природы”. Наука по самой своей природе ничего не может сказать о нефизической реальности. Ту же функцию, что и наука, только в духовной области, выполняет вера. Очами веры мы видим духовный мир, Бога, ангелов и смысл жизни. Вера имеет такое же ясное видение мироздания, как и наука, с тем отличием, что мироздание для веры — проявление Божией творческой любви.

Под психологией обычно понимают научную дисциплину. Это не “естественная наука” в том смысле, в каком ею являются химия, биология или физика, так как объектом психологического исследования выступает сознание человека — самое сложное и возвышенное из всего, что создано Богом. Из-за этой сложности причину возникающих отклоне-

ний — будут они следствием химического или гормонального дисбаланса, травм, наследственной предрасположенности или чего-то еще — очень непросто исследовать. Психолог, дабы успешно выполнить свою работу — излечить пациента от недуга — должен каким-то образом “забраться внутрь” его сознания. Существует много различных теорий, как лучше всего это сделать.

Первое, что нужно помнить в связи с психологией, — это то, что в ней нет единства. В зависимости от психолога или психологической школы, эта наука может в действительности оказаться ничем иным, как спекулятивной философией. Так, например, есть практикующие психологи (как и практикующие хирурги, юристы и др.), которые религию считают, в лучшем случае, безвредной, в худшем — вредной иллюзией.

По этой причине очень важно иметь возможность консультироваться с хорошим, научно квалифицированным, благочестивым и преданным своему делу православным психологом или психиатром. Особенно это важно для священников, так как приходские священники — это обычно “всезнайки”, которые знают понемногу обо всем, глубоко не вдаваясь в такие вещи, как психология. Лично я считаю милостью Божией, что у меня есть хороший друг, верующий и любящий свою работу психиатр, преданный член нашей Церкви. Он мне очень помогал в особенно трудных ситуациях. Информация, которую от него можно получить, его советы — неоценимы.

Если нет православного, можно обратиться и к “христианскому” психиатру или психологу. Но здесь мы должны быть очень осторожны. Есть много людей, называющих себя “христианами”, чья вера при этом сильно отличается от нашей. Никого (в том числе меня) нельзя принимать за христианина только за то, что он себя так называет. Исторические исследования указывают, что христианство имеет три составляющих:

1) учение — во что люди верят? Является ли Иисус Христос одновременно Богом и человеком? Является ли Бог Троицей? 2) мораль — как это учение отражается на их повседневной жизни? 3) богослужение — принадлежат ли они к общине, участвующей в каком-либо традиционном совместном богослужении по воскресеньям?

Мы не должны забывать, что греческое слово “психе”, от которого произошло слово психология, означает “душа”. Этимологически психология означает изучение души, не ума. Мы верим, что всякая болезнь имеет как духовное, так и физическое измерение, а потому сомнительно, чтобы лечение лишь части заболевания (допустим, какие-то результаты даст и это лечение) привело к полному выздоровлению.

Христос учит этому в Священном Писании. Прежде всего Он заботится о душах тех, кто приходит к Нему, прося исцеления (“прощаются тебе грехи твои”), и только потом об их телах (“Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой” (Мф. 9, 6). Православная Церковь до сегодняшних дней сохраняет представление о Церкви как о духовной врачебнице.

Итак, имея дело с каким-либо психическим заболеванием или состоянием, не-обходимо помнить: прежде всего — и это крайне важно и безусловно существенно — мы должны поставить в известность Церковь, обычно в лице духовного отца. Психологи мо-гут научить нас технике обращения с определенными психическими состояниями, психиатры могут прописать лекарства, чтобы помочь человеку преодолеть депрессию или шизофрению, но только Церковь может прощать грехи. Иногда грех может оказывать такое же ослабляющее воздействие, как самое тяжелое из психических заболеваний.

Через грех болезнь вошла в мир. Хорошая исповедь, а лучше регулярная исповедь (раз в месяц или даже чаще) одному духовнику, человеку, который знает и любит нас, может творить чудеса. Каждый, без исключения, должен иметь своего духовника и регулярно ему исповедоваться. Это может быть приходской священник или иеромонах. Святоотеческая аксиома гласит: “Что не открыто, то не излечено”. У нас должен быть человек, хотя бы один, который знал бы все о нас, который прощал бы нас, брал на себя наши грехи и постоянно молился о нас Богу. Уже одно это убережет нас от множества психических и духовных проблем.

Задолго до появления психологии, Церковь давала ответы на вопросы, с которыми мы сталкиваемся сегодня. В молитве св. Ефрема Сирина, которую повторяют в храмах в продолжение всего Великого поста, говорится: “...дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми”. Уныние, отчаяние, то, что мы сегодня называем депрессией, было хорошо известно святым отцам Церкви. Ведь что такое службы и обряды поминовения усопших, как не сокровищница учения о том, как не падая духом пережить смерть близкого человека. И когда случаются большие катастрофы, психология не способна предложить объяснений. Почему что-то случилось, почему вообще что-то случается — это вопрос, в конечном счете, богословский.

Как христиане, мы должны воспринимать это через призму нашей веры. Мы не должны искать светских ответов на религиозные вопросы. Разве отдадим мы свое тело в руки хирурга, о практикующей деятельности которого мы ничего не знаем? Так неужели мы, имея дело со стрессом, депрессией, тяжелым переживанием утраты и другими психическими состояниями, отдадим нашу душу, нашу “психе” в руки людей, вера которых будет иной, а то и прямо противоположной нашей? Примем ли мы совет от человека, который и религию будет считать психическим расстройством?

Психология, как и хирургия, есть дар Божий. Но, как и всяким даром (включая религиозную веру), ею можно злоупотреблять. Давайте же никогда не будем забывать о наших духовных орудиях: молитве, святоотеческой мудрости, исповеди, советах старцев и Святых Таинствах Церкви. И давайте возьмем за правило, что прежде всего нужно убедиться, не отступаем ли мы в своем использовании дарованного Богом научного знания от спасающей мудрости Церкви.

Иерей Богдан ГЛАДЬО

(Перевод с английского Константина НЕСЕНА)

 
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu