Православные храмы

Храм Державной иконы Божией Матери (на Южной Борщаговке)

Открыт в 2012 году. Храм находится в арендованной комнате на втором…

Храм святителя Николая Мирликийского (на Позняках)

Строительство храма началось в октябре 2004 г. Первая Литургия…

Часовня преподобного Нестора Летописца (в школе «Співтворчість», на Троещине)

Частная средняя общеобразовательная школа «Співтворчість» I–III…
Публикации

Польская Православная Церковь. Часть І. От возникновения до Брестской унии 1596 года

В ІХ в. у западно-славянских племенных объединений — полян, вислян, поморян и…

Лишенные тепла

Он ел дустовое мыло. Заставляли. Его отвратительный вкус навсегда остался на…

Литургия на фундаментах Десятинной церкви

В 2007 году Десятинной церкви исполнилось 1011 лет. За свою долгую историю храм…

Откуда взялась печаль Виктора Цоя?

В церковной среде мы часто встречаем принципиальное неприятие рок-музыки вообще, без разделения на явно греховную (оккультную и сатанинскую) и творчество людей, небезразличных к смыслу и цели своего существования на земле.

Нужно подробно разобраться в том, что именно греховного встречается в рок-музыке? Есть откровенный сатанизм — хэви-металлические группы, использующие дьявольскую символику сначала в качестве эпатажа, а потом уже запутавшись в сетях сатанизма и не в силах отречься от него. Есть группы, играющие так называемый “мэйн-стрим” (основное течение), есть группы играющие мягкие романтические баллады. Очевидно, что грех может быть везде, — и в самой красивой обертке, и в самой грубой форме. Важно ЧТО человек поет и ДЛЯ ЧЕГО он это делает.

Для большинства современной молодежи рок-музыкант Виктор Цой — непререкаемый авторитет. Уже прошло более 10 лет со дня его гибели, но альбомы продаются, песни звучат на вечеринках и в подземных переходах.

Какова же причина этой популярности? При исследовании текстов мы видим, что больше всего Цой пел о неустроенности, болезненности мира и человека. Это то же, что в православии называется следствием грехопадения — все человечество мечтает о счастье, стремится к нему и делает совершенно противоположное: воюет, убивает, казнит и т.д.

Что-то не так с этим человечеством, что-то не так с людьми, и даже сам автор чувствует, что черствеет сердцем: “Моя ладонь превратилась в кулак”. У Цоя мы находим довольно много фраз, изображающих  общую испорченность человечества, вот лишь некоторые из них:  “Мама, мы все тяжело больны, Мама, я знаю, мы все сошли с ума”, “и я не знаю каков процент сумасшедших на данный час, но если верить глазам и ушам — больше в несколько раз”, “Все на месте, да что-то не так”. “И вроде жив и здоров, и вроде жить не тужить. Так откуда взялась печаль?”

Вроде бы всегда было много недовольных и понимающих болезненность человека, но тем и отличался от них В. Цой, что он не просто констатировал это, он об этом пел, значит это была его боль, это его беспокоило. Кто-кто, а он точ-но не будет обвинен в теплохладности.

В святоотеческом богословии мы находим ответ — в каком духовном состоянии находился человек, писавший такие песни. Описывая действия божественной благодати в человеке, св. Феофан Затворник говорит: “...общая черта ...действия благодати…есть недовольство собой и всем своим и туга о чем-то. Становится человек не удовлетворяющимся ничем, что окружает его, — ни своими совершенствами, ни тем, что имеет, хотя бы то были несметные сокровища, и ходит как будто горем убитый” (цит. по: “Путь ко спасению”. С. 156. М., “Правило веры”, 2000). Это объясняет истинный смысл таких строк В.Цоя: “И мне не нравится то, что здесь было, и мне не нравится то, что здесь есть”.

Следующие строки В.Цоя: “В нас еще до рожденья наделали дыр и где тот портной, что сможет их залатать?” (песня  “Мы хотим танцевать”). “Се бо в беззакониях зачат есмь и во гресех роди мя мати моя”  (Пс. 50). Плоды этой испорченности описывает  апостол Павел (Рим. 7, 22–25),  и указывает, Кто Портной этих дыр: “Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим”.

Вряд ли такой талантливый и интеллектуально развитый человек,  как В. Цой просто так бросался бы такими фразами. Очевидно, что залатать дыры, сделанные до рождения, под силу только Всевышнему, к Которому, как мы видим, и стремилась душа Виктора. Ведь кроме ощущения общей испорченности человека в его песнях мы встречаем образ надежды на что-то лучшее: ”В небе над нами горит звезда, некому кроме нее нам помочь”.

В. Цоя и его группу “Кино” обычно относят к традиционному “русскому року”. (Отличие последнего от западноевропейского и американского состоит в меньшем музыкальном профессионализме, но гораздо большем стихотворном таланте и литературном мастерстве авторов текстов песен.) Сразу оговоримся, что в ранних своих песнях В.Цой еще очень слаб как поэт, и многие его тексты отображают сознание человека, далекого от норм христианской нравственности. С периодом творческого взросления Цоя, он все больше внимания в своих песнях уделяет поиску  смысла жизни и усилиям понять мир.

Его первые альбомы — “45”, “46”, “Начальник Камчатки” (начало 1980-х) — это только попытки найти себя, попытки  еще слабые и неуклюжие. Начиная с альбома “Ночь” (1986 г.) мы наблюдаем творческий взлет Цоя, наиболее выразившийся в альбомах “Группа крови” и “Звезда по имени Солнце”.

“Если есть стадо — есть пастух” — эти строки сразу напоминают евангельский образ Пастыря. А следующая строка: “Если есть тело — должен быть дух” — и это тоже сказано еще в эпоху торжества материализма и отрицания всякой духовной реальности — как светлой, так и темной. Вся песня выражает убежденность автора в небессмысленности мира, в том, что всякие действия имеют свои последствия: “Если есть шаг — должен быть след, если есть тьма — должен быть свет”. При этом припев показывает, что Цой был предельно честен и искренен в своих песнях  и готов был на то, что его тексты и идеи могут не понравиться очень многим: “Я чувствую, закрывая глаза, весь мир идет на меня войной”.

Альбом “Группа крови” завершается философской песней “Легенда”, в которой есть такие строки: “Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать”. Глубокий смысл  этих известных строк может быть понятен в свете христианского учения: смерть и то, что с ней открывается — Царствие Небесное, стоит того, чтобы жить и терпеть страдания жизни, а любовь, которая даруется нам Богом за смирение, стоит того, чтобы ждать этого дара в смирении.

Вдумываясь в такие песни, которые никого не оставят равнодушными, человек заражается духом поиска смысла своего существования. Неизвестно куда он придет. Дорога от рок-концерта до литургии очень сложна, но идти по этой дороге лучше, чем сидеть и ворчать о ценах, о власти, быть довольным собой и “своей конституцией куцой”. Творчество В.Цоя напрочь разрушает это обаяние сытого благополучия: “Они говорят им: нельзя рисковать, потому что у них есть дом, в доме горит свет, и я не знаю точно, кто из нас прав, меня ждет на улице дождь, их ждет дома обед”,  “Прислушайся, там за окном ты услышишь наш смех”. Он стремится найти другие ориентиры — и не находит их, только имея надежду на “звезду”. Но в том-то его отличие, что он искал, и в том-то и причина его популярности. Все ищущие души чувствуют в авторе что-то свое, и тоже становятся на путь поиска. Нам остается только молиться, чтобы звезда, которую ищут поклонники Цоя, оказалась Вифлеемской.

Вместо послесловия

Слишком часто православные журналисты занимают отпугивающую молодежь позицию к рок-музыке. Вот мол, это грех и слушать не надо. Получается смешно. Для тех, кто слушает проповеди и читает православную прессу и литературу, это и так ясно. А тех, кто слушает рок-музыку  (скажем прямо), вряд ли будет интересовать мнение церкви об их симпатиях и пристрастиях. А если они узнают, что это еще и плохо, — будут еще больше слушать, но уже из чувства протеста, так свойственного молодежи.

Конечно же, в большинстве своем рок-музыка греховна. Но для того, чтобы нейтрализовать ее влияние, важнее не кричать везде о том, что это грех, и не обрекать рокеров на адские муки, а найти в этой музыке что-то хорошее, что-то близкое христианству и рассказать об этом тем же рокерам. Они сами будут удивлены (потому как редко задумываются над смыслом того, что поют). И только после этого захотят нас слушать. Говорю это как бывший рокер.

Проблема тут даже не в том, что мы осуждаем всех направо и налево, а в том, что мы не показываем альтернативы. Слава Богу, уже есть и православная авторская песня, представляющая из себя талантливую поэзию и красивую музыку. В Киеве в последнее время стал известен священник Сергий Кисилев со своими необычайно глубокими песнями (особенно — альбом “В океане жизни”). Кроме того, Жанна Бичевская поет не только свои традиционные песни о России, православии и царе-мученике, но и находит что-то доброе и светлое в светских авторах — А. Макаревиче, А. Вертинском, Б. Окуджаве и сама исполняет их песни. Не меньшей популярностью пользуются и песни питерского священника Олега Скобли (духовного чада приснопамятного владыки Иоанна), также нужно отметить таких православных певцов, как Владимир Волков, архидиакон Роман.

Говоря о рок-музыкантах или о В. Высоцком (большинство рокеров считают его своим учителем и предтечей русского рока), мы как будто забываем, что жили и творили они не в православной, а в тоталитарной, безбожной стране. И сравнивая их строки с православным мировоззрением важно не забывать, что они такого сравнения не делали и не собирались делать.  Поэтому важно не осудить их, а попытаться понять. А право за судом оставим Всевышнему.

Влад ГОЛОВИН (идея Андрея ПАНИНА)

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu