Православные храмы

Храм Рождества Богородицы (на «Чайке»)

Строительство нашего храма было начато в 1989 году Ассирийской…

Храм великомученицы Варвары (при Киевской областной больнице № 1)

Идея возведения храма на территории областной больницы принадлежит…
Alltera mylan
alltera mylan
gepatit-shop.ru
Детская фарфоровая посуда
Детская фарфоровая посуда отменного качества производства.
kolchugserebro.ru

Публикации

Радуйся, Благодатная!

Это слова, обращенные посланником небес к Божией Матери. В них — сущность…

Про необхiднiсть i користь посту

Свята Церква, наслідуючи приклад Господа і його апостолів, установила для нас у…

Бессмертие

Религиозное сознание воспринимает воскресение Христа прежде всего как чудо,…

В церковной среде мы часто встречаем принципиальное неприятие рок-музыки вообще, без разделения на явно греховную (оккультную и сатанинскую) и творчество людей, небезразличных к смыслу и цели своего существования на земле.

Нужно подробно разобраться в том, что именно греховного встречается в рок-музыке? Есть откровенный сатанизм — хэви-металлические группы, использующие дьявольскую символику сначала в качестве эпатажа, а потом уже запутавшись в сетях сатанизма и не в силах отречься от него. Есть группы, играющие так называемый “мэйн-стрим” (основное течение), есть группы играющие мягкие романтические баллады. Очевидно, что грех может быть везде, — и в самой красивой обертке, и в самой грубой форме. Важно ЧТО человек поет и ДЛЯ ЧЕГО он это делает.

Для большинства современной молодежи рок-музыкант Виктор Цой — непререкаемый авторитет. Уже прошло более 10 лет со дня его гибели, но альбомы продаются, песни звучат на вечеринках и в подземных переходах.

Какова же причина этой популярности? При исследовании текстов мы видим, что больше всего Цой пел о неустроенности, болезненности мира и человека. Это то же, что в православии называется следствием грехопадения — все человечество мечтает о счастье, стремится к нему и делает совершенно противоположное: воюет, убивает, казнит и т.д.

Что-то не так с этим человечеством, что-то не так с людьми, и даже сам автор чувствует, что черствеет сердцем: “Моя ладонь превратилась в кулак”. У Цоя мы находим довольно много фраз, изображающих  общую испорченность человечества, вот лишь некоторые из них:  “Мама, мы все тяжело больны, Мама, я знаю, мы все сошли с ума”, “и я не знаю каков процент сумасшедших на данный час, но если верить глазам и ушам — больше в несколько раз”, “Все на месте, да что-то не так”. “И вроде жив и здоров, и вроде жить не тужить. Так откуда взялась печаль?”

Вроде бы всегда было много недовольных и понимающих болезненность человека, но тем и отличался от них В. Цой, что он не просто констатировал это, он об этом пел, значит это была его боль, это его беспокоило. Кто-кто, а он точ-но не будет обвинен в теплохладности.

В святоотеческом богословии мы находим ответ — в каком духовном состоянии находился человек, писавший такие песни. Описывая действия божественной благодати в человеке, св. Феофан Затворник говорит: “...общая черта ...действия благодати…есть недовольство собой и всем своим и туга о чем-то. Становится человек не удовлетворяющимся ничем, что окружает его, — ни своими совершенствами, ни тем, что имеет, хотя бы то были несметные сокровища, и ходит как будто горем убитый” (цит. по: “Путь ко спасению”. С. 156. М., “Правило веры”, 2000). Это объясняет истинный смысл таких строк В.Цоя: “И мне не нравится то, что здесь было, и мне не нравится то, что здесь есть”.

Следующие строки В.Цоя: “В нас еще до рожденья наделали дыр и где тот портной, что сможет их залатать?” (песня  “Мы хотим танцевать”). “Се бо в беззакониях зачат есмь и во гресех роди мя мати моя”  (Пс. 50). Плоды этой испорченности описывает  апостол Павел (Рим. 7, 22–25),  и указывает, Кто Портной этих дыр: “Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим”.

Вряд ли такой талантливый и интеллектуально развитый человек,  как В. Цой просто так бросался бы такими фразами. Очевидно, что залатать дыры, сделанные до рождения, под силу только Всевышнему, к Которому, как мы видим, и стремилась душа Виктора. Ведь кроме ощущения общей испорченности человека в его песнях мы встречаем образ надежды на что-то лучшее: ”В небе над нами горит звезда, некому кроме нее нам помочь”.

В. Цоя и его группу “Кино” обычно относят к традиционному “русскому року”. (Отличие последнего от западноевропейского и американского состоит в меньшем музыкальном профессионализме, но гораздо большем стихотворном таланте и литературном мастерстве авторов текстов песен.) Сразу оговоримся, что в ранних своих песнях В.Цой еще очень слаб как поэт, и многие его тексты отображают сознание человека, далекого от норм христианской нравственности. С периодом творческого взросления Цоя, он все больше внимания в своих песнях уделяет поиску  смысла жизни и усилиям понять мир.

Его первые альбомы — “45”, “46”, “Начальник Камчатки” (начало 1980-х) — это только попытки найти себя, попытки  еще слабые и неуклюжие. Начиная с альбома “Ночь” (1986 г.) мы наблюдаем творческий взлет Цоя, наиболее выразившийся в альбомах “Группа крови” и “Звезда по имени Солнце”.

“Если есть стадо — есть пастух” — эти строки сразу напоминают евангельский образ Пастыря. А следующая строка: “Если есть тело — должен быть дух” — и это тоже сказано еще в эпоху торжества материализма и отрицания всякой духовной реальности — как светлой, так и темной. Вся песня выражает убежденность автора в небессмысленности мира, в том, что всякие действия имеют свои последствия: “Если есть шаг — должен быть след, если есть тьма — должен быть свет”. При этом припев показывает, что Цой был предельно честен и искренен в своих песнях  и готов был на то, что его тексты и идеи могут не понравиться очень многим: “Я чувствую, закрывая глаза, весь мир идет на меня войной”.

Альбом “Группа крови” завершается философской песней “Легенда”, в которой есть такие строки: “Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать”. Глубокий смысл  этих известных строк может быть понятен в свете христианского учения: смерть и то, что с ней открывается — Царствие Небесное, стоит того, чтобы жить и терпеть страдания жизни, а любовь, которая даруется нам Богом за смирение, стоит того, чтобы ждать этого дара в смирении.

Вдумываясь в такие песни, которые никого не оставят равнодушными, человек заражается духом поиска смысла своего существования. Неизвестно куда он придет. Дорога от рок-концерта до литургии очень сложна, но идти по этой дороге лучше, чем сидеть и ворчать о ценах, о власти, быть довольным собой и “своей конституцией куцой”. Творчество В.Цоя напрочь разрушает это обаяние сытого благополучия: “Они говорят им: нельзя рисковать, потому что у них есть дом, в доме горит свет, и я не знаю точно, кто из нас прав, меня ждет на улице дождь, их ждет дома обед”,  “Прислушайся, там за окном ты услышишь наш смех”. Он стремится найти другие ориентиры — и не находит их, только имея надежду на “звезду”. Но в том-то его отличие, что он искал, и в том-то и причина его популярности. Все ищущие души чувствуют в авторе что-то свое, и тоже становятся на путь поиска. Нам остается только молиться, чтобы звезда, которую ищут поклонники Цоя, оказалась Вифлеемской.

Вместо послесловия

Слишком часто православные журналисты занимают отпугивающую молодежь позицию к рок-музыке. Вот мол, это грех и слушать не надо. Получается смешно. Для тех, кто слушает проповеди и читает православную прессу и литературу, это и так ясно. А тех, кто слушает рок-музыку  (скажем прямо), вряд ли будет интересовать мнение церкви об их симпатиях и пристрастиях. А если они узнают, что это еще и плохо, — будут еще больше слушать, но уже из чувства протеста, так свойственного молодежи.

Конечно же, в большинстве своем рок-музыка греховна. Но для того, чтобы нейтрализовать ее влияние, важнее не кричать везде о том, что это грех, и не обрекать рокеров на адские муки, а найти в этой музыке что-то хорошее, что-то близкое христианству и рассказать об этом тем же рокерам. Они сами будут удивлены (потому как редко задумываются над смыслом того, что поют). И только после этого захотят нас слушать. Говорю это как бывший рокер.

Проблема тут даже не в том, что мы осуждаем всех направо и налево, а в том, что мы не показываем альтернативы. Слава Богу, уже есть и православная авторская песня, представляющая из себя талантливую поэзию и красивую музыку. В Киеве в последнее время стал известен священник Сергий Кисилев со своими необычайно глубокими песнями (особенно — альбом “В океане жизни”). Кроме того, Жанна Бичевская поет не только свои традиционные песни о России, православии и царе-мученике, но и находит что-то доброе и светлое в светских авторах — А. Макаревиче, А. Вертинском, Б. Окуджаве и сама исполняет их песни. Не меньшей популярностью пользуются и песни питерского священника Олега Скобли (духовного чада приснопамятного владыки Иоанна), также нужно отметить таких православных певцов, как Владимир Волков, архидиакон Роман.

Говоря о рок-музыкантах или о В. Высоцком (большинство рокеров считают его своим учителем и предтечей русского рока), мы как будто забываем, что жили и творили они не в православной, а в тоталитарной, безбожной стране. И сравнивая их строки с православным мировоззрением важно не забывать, что они такого сравнения не делали и не собирались делать.  Поэтому важно не осудить их, а попытаться понять. А право за судом оставим Всевышнему.

Влад ГОЛОВИН (идея Андрея ПАНИНА)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua