Православные храмы

Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (на Соломенке)

5 ноября 2011 года, в Киевском скверике - на пересечении улиц…

Храм святителя Николая Мирликийского (на Лесном массиве)

Первый молебен состоялся 21 мая/3 июня 1999 г., первая Литургия —…

Храм преподобного Моисея Угрина (при Центре эндокринной хирургии)

Храм находится на территории Украинского научно-практического центра…

Публикации

Главный смысл поста

Заповедь соблюдения поста есть первая заповедь, полученная человеком. Согрешил…

Главный приоритет богословской науки — приведение человеческих душ ко Христу

4–7 сентября по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и…

Основанная учителями словенскими. История Православной Церкви Чешских земель и Словакии

Изгнание князем Святополком учеников равноапостольных Кирилла и Мефодия и…

на основании текста из его Послания к Солунянам, читаемого во время богослужения при погребении умершего (1 Сол. 4, 13–18).

Желая унять скорби солунян об умерших, святой апостол Павел раскрывает им учение о будущем воскресении, как противоположное языческой безнадежности в загробной участи. Для солунян это было наибольшим укреплением в скорбях и треволнениях в их новой христианской жизни.  Вместе с тем знание о жиз-ни будущего века и соединенное с ним мздовоздаяние должно было удерживать их от пороков и преступлений, о которых так усердно предостерегал апостол Павел.

“Многие предметы повергают нас в скорбь потому только, что мы не знаем их, когда же хорошо узнаем их — отлагаем скорбь, — говорит святой Иоанн Златоуст, — поэтому Павел и сказал: “...не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших*, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды” (1 Сол. 4, 13). Блаженный Феофилакт на это замечает: “Не сказал об умерших, но об усопших, показывая и самим выражением, что будет воскресение”. Солуняне конечно же знали о всеобщем воскресении, но здесь апостол Павел говорит о воскресении “усопших во Иисусе”, то есть о частном славном воскресении. “Все воскреснут, — продолжает блаженный Феофилакт, — но не все во славе, а только верные, то есть те, которые соединяют дела с учением”.

Залогом нашего воскресения является воскресение Иисуса Христа. Святитель Феофан Затворник говорит об этом так: “Воскресение Христово есть же основание не только веры в воскресение всех, а и причина самого воскресения, ибо Христос и верующие в него составляют единое тело”. Христос воскрес Сам, как Бог, а умерших в Нем “Бог приведет с Ним”, то есть воскресит с пришествием Христа, чтобы ввести их в Его Царство.

Далее апостол говорит солунянам “Словом Господним” об участи доживших до второго пришествия. “Словом Господним” — не от себя, но через откровение, данное лично ему от Бога (1 Кор. 7, 40; 15, 51). “Павел все возвещает по внушению Духа”, — говорит святитель Иоанн Златоуст.

“Мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня...”. Возможно, на основании этого выражения солуняне пришли к выводу о скором времени второго пришествия, потому что сам апостол Павел ожидает его при жизни. Так ли это? Блаженный Феофилакт так объясняет это место: “Говоря “мы живущие”, не на себя указывает (ибо не имел оставаться в живых до всеобщего воскресения), но на верных, потому и прибавил: “оставшии в пришествие Господне”, ибо, говоря “мы”, указывает на всех, имеющих дожить до того времени”. Блаженный Мефодий под “живущими” понимает души, уча, что “души не явятся раньше тел, т.к. тела восстанут прежде, чтобы соединиться с душами, о которых (апостол) и сказал, что они останутся в живых, ибо души бессмертны”.

“Не предупредим умерших”, то есть живущие не будут иметь преимущества перед умершими, не вкусят без них блаженной жизни с Господом.

“Сам Господь, при возвращении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде”. По повелению Божию раздастся громогласная весть о грядущем Господе и мертвые воскреснут, но прежде воскреснут “мертвые во Христе”, чтобы быть вознесенными с живущими в сретение Господу. “Мертвые во Христе, — по объяснению блаженного Феофилакта, — не только уверовавшие в Евангелие, но просиявшие под законом и до закона”. Само служение ангельское при воскресении мертвых святой Иоанн Златоуст сравнивает со служением при царе: “Бог скажет: “Да воскреснут мертвые!” И это будет приведено в исполнение не силою ангелов, а Его слова, как если бы царь повелел и сказал: “Пусть выйдут заключенные, и пусть слуги изведут их”, — то сии последние исполнили бы это не своею властию, а вследствие повеления царского”.

Сретение с Господом произойдет в воздушном пространстве (“на воздухе”), для чего живущие изменятся

(1 Кор. 15, 51). В сретение Господу восхищены будут не все воскресшие, но умершие во Христе; и не все живые, но только достойные. “Для чего мы будем восхищены?” — спрашивает святой Иоанн Златоуст и отвечает: “Чести ради. Ибо и тогда, когда царь въезжает в город, то почетные граждане выходят к нему навстречу, а преступники внутри ожидают судию”.

Далее святой апостол Павел, не останавливаясь на учении о последнем суде, заключает: “И так всегда с Господом будем” (1 Фес. 4, 17). Утешайте друг друга самими словами, чтобы мы, как солуняне, не скорбели об участи умерших, и как говорит святитель Феофан Затворник: “Терпеливо переносили скорби в жизни, говоря друг другу: вечное блаженство — вот какая награда ожидает истинных верующих”.

Диакон Михаил МОРДВИНОВ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me