Православные храмы

Храм апостола и Евангелиста Марка (на Троещине)

Строительство храма апостола и Евангелиста Марка проходило весной и…

Храм великомученицы Варвары (в поликлинике на Березняках)

На Подоле, на Покровской улице, была церковь вмц. Варвары. Она…

Храм священномученика Макария, митрополита Киевского

Настоятель храма прп. Феодора Освященного на Лукьяновке о. Константин…

Публикации

Православная психотерапия

Когда случается трагедия, будь то теракт, серьезная авария, распад брака или…

Дни Киево-Печерской лавры в Париже

30 ноября делегация от Украинской Православной Церкви во главе с Предстоятелем…

Малоизвестное лаврское житие святых Бориса и Глеба

Письменная традиция, связанная с почитанием святых мучеников Бориса и Глеба, —…

Сердечное взаимное сближение жениха и невесты должно быть освящено благословением родителей. Грешно поступают дети, когда вступают в супружество без благословения родительского, ведь молитвы родителей, по свидетельству слова Божия, скрепляют благополучие семейной жизни.

Добрые дети, отправляясь в неведомый для них путь, приходят к своей матери и просят ее напутственного благословения. Так же поступает Церковь Христова, когда нареченные жених и невеста являются в храм Божий, прося ее материнского благословения в неизвестный для них путь супружеской жизни. Чуждые ранее друг другу, соединяясь в одну чету, жених и невеста вступают в новую для них семейную жизнь и потому не знают, что ожидает их: ра-дость, спокойствие или душевные тревоги, скорби. В таком случае им необходимо верное напутствие на предстоящий жизненный путь. И это благожелание Церковь сопровождает торжественными и глубоко знаменательными обрядами.

По церковному уставу бракосочетание должно быть совершаемо непосредственно после литургии, чтобы жених и невеста благоговейным молением за литургией (а по примеру древних благочестивых христиан, очищением себя через Таинства Покаяния и Причащения Святых Тела и Крови Христовых) достойно приготовились к принятию благодати Таинства Брака. Жених в храме становится по правую, а невеста по левую сторону, — так соблюдается Богом узаконенный чин и благоприличие: муж — глава жены, и в порядке стояния первенствует перед своей женой. Два перстня для обручающихся полагаются вблизи друг друга на святой престол в знаменование того, что брачующиеся поручают свою судьбу воле Промысла Божия и от Господа испрашивают благословение на свое обручение. Жених и невеста держат в руках горящие свечи, чем свидетельствуют, что и побуждения к браку у них светлые, чистые, свободные от предосудительных расчетов. Крестовидное каждение жениха и невесты, по введении их внутрь храма, знаменует благодать Всесвятого Духа, действием и наитием которого отгоняется от брачующихся вся сила вражия.

Самые нежные родители не могут пожелать любимейшим детям своим столько благ, сколько испрашивает им у Бога Церковь при совершении Таинства Брака. Она обращает моления ко Господу, просит Его ниспослать им “...любви совершенней, мирней и помощи; о еже сохранитеся им в единомыслии и твердой вере; о еже благословитеся им в непорочном жительстве...”. Затем священник берет с престола перстни (кольца) и надевает на безымянные пальцы правой руки. Перстень, по древнему обыкновению, служит печатью и утверждением; троекратным обменом перстней утверждается полное взаимное доверие лиц, вступающих в брак. Жених, в подтверждение своей любви и готовности преимуществом сил своих помогать немощи женской, отдает свой перстень невесте, а та, в знак своей преданности мужу и готовности принимать помощь от него, свой перстень отдает жениху. Затем обрученные приближаются к аналою, на котором лежат святые Евангелие и Крест Христов. Этим Церковь говорит, чтобы во всех путях своей жизни, при всех предприятиях и начинаниях супруги имели перед собой закон Христов, начертанный в Евангелии. Обрученные жених и невеста становятся на одно “подножие” (на разостланный кусок материи) в знак того, что они должны будут разделять одинаковую участь во всем — как счастливую, так и неблагополучную, — всенародно перед крестом и Евангелием объявляют свое благое желание на вступление в брак, после чего начинается совершение самого венчания.

Когда жених и невеста перед лицем Самого Господа и перед всей Церковью выскажут взаимное согласие на вступление в брак, служитель алтаря Господня приступает к совершению венчания. Устами священника в трогательных молитвах Церковь вспоминает Самим Богом благословенные браки св. праотцов наших и призывает на брачующихся благословение Господнее, которого сподобились они; молит Всевышнего сохранить брачующихся, как сохранены были Ной в ковчеге, Иона во чреве кита и три отрока в печи Вавилонской, просит даровать новым супругам единомыслие душ и тел. Вместе с тем пастырь Церкви умоляет Господа помянуть не только самих брачующихся, а и родителей их, “зане молитвы родителей утверждают основания домов...”

Но вот настала важнейшая минута. На благословенную чету возлагаются венцы — знамения царской власти, и этим преподается молодым благословение становиться родоначальниками будущего потомства. Поскольку в древности венцами украшались головы победителей, возложение венцов на жениха и невесту служит для них как бы наградой за их целомудренную жизнь до брака. “Венцы, — объясняет свт. Златоуст, — полагаются на главах брачующихся в знамение победы,  для того, чтобы показать, что они, непобедимые страстью до брака, таковыми приступают и к брачному ложу. А если кто был уловлен сладострастием, отдал себя блудницам, то для чего ему, побежденному, иметь венец на главе своей?” При возложении венцов на жениха и невесту служитель алтаря Господня произносит тайнодейственные слова (“Венчается раб Божий... венчается раба Божия...) и, трижды (в честь святой Троицы) благословляя обоих, трижды же возглашает: “Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)!” “Господи! — как бы говорит этими молитвенными словами священник, — как эта чета украшена теперь венцами, так украшай брачный союз этот славой и честью”.

Так Церковь низводит на брачующихся благодать Всесвятого Духа, освящающую их супружество, рождение и воспитание детей. С этой ми-нуты жених становится му-жем своей невесты, невеста — женой своего жениха; с этой минуты они связаны нерасторжимыми узами брака, по непреложному слову Христа Спасителя: “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает” (Мф. 19, 6).

Священник А. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me