Православные храмы

Свято-Троицкий собор на Троещине

Приходской храм Выгуровщины-Троещины. В ХІ — ХІІІ вв. между Троещиной…

Храм святителя Николая Мирликийского бывшего Иорданского монастыря (на Куреневке)

Во времена древней Руси здесь существовал монастырь, а каменный храм…

Храм Рождества Христова и храм в честь Всех святых, в земле русской просиявших, на Сырце

По инициативе и с помощью прихожан храма святителя Михаила, первого…

Публикации

На Ивана или на купала?

Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической…

Пасхальное Чудо

Мы все, наверное, помним выражение: Бога не может вместить целый мир, но в то…

Нам сроден Свет Его Божества

Не только в Церкви, в церковном языке, но и просто в человеческом обиходе…

Сердечное взаимное сближение жениха и невесты должно быть освящено благословением родителей. Грешно поступают дети, когда вступают в супружество без благословения родительского, ведь молитвы родителей, по свидетельству слова Божия, скрепляют благополучие семейной жизни.

Добрые дети, отправляясь в неведомый для них путь, приходят к своей матери и просят ее напутственного благословения. Так же поступает Церковь Христова, когда нареченные жених и невеста являются в храм Божий, прося ее материнского благословения в неизвестный для них путь супружеской жизни. Чуждые ранее друг другу, соединяясь в одну чету, жених и невеста вступают в новую для них семейную жизнь и потому не знают, что ожидает их: ра-дость, спокойствие или душевные тревоги, скорби. В таком случае им необходимо верное напутствие на предстоящий жизненный путь. И это благожелание Церковь сопровождает торжественными и глубоко знаменательными обрядами.

По церковному уставу бракосочетание должно быть совершаемо непосредственно после литургии, чтобы жених и невеста благоговейным молением за литургией (а по примеру древних благочестивых христиан, очищением себя через Таинства Покаяния и Причащения Святых Тела и Крови Христовых) достойно приготовились к принятию благодати Таинства Брака. Жених в храме становится по правую, а невеста по левую сторону, — так соблюдается Богом узаконенный чин и благоприличие: муж — глава жены, и в порядке стояния первенствует перед своей женой. Два перстня для обручающихся полагаются вблизи друг друга на святой престол в знаменование того, что брачующиеся поручают свою судьбу воле Промысла Божия и от Господа испрашивают благословение на свое обручение. Жених и невеста держат в руках горящие свечи, чем свидетельствуют, что и побуждения к браку у них светлые, чистые, свободные от предосудительных расчетов. Крестовидное каждение жениха и невесты, по введении их внутрь храма, знаменует благодать Всесвятого Духа, действием и наитием которого отгоняется от брачующихся вся сила вражия.

Самые нежные родители не могут пожелать любимейшим детям своим столько благ, сколько испрашивает им у Бога Церковь при совершении Таинства Брака. Она обращает моления ко Господу, просит Его ниспослать им “...любви совершенней, мирней и помощи; о еже сохранитеся им в единомыслии и твердой вере; о еже благословитеся им в непорочном жительстве...”. Затем священник берет с престола перстни (кольца) и надевает на безымянные пальцы правой руки. Перстень, по древнему обыкновению, служит печатью и утверждением; троекратным обменом перстней утверждается полное взаимное доверие лиц, вступающих в брак. Жених, в подтверждение своей любви и готовности преимуществом сил своих помогать немощи женской, отдает свой перстень невесте, а та, в знак своей преданности мужу и готовности принимать помощь от него, свой перстень отдает жениху. Затем обрученные приближаются к аналою, на котором лежат святые Евангелие и Крест Христов. Этим Церковь говорит, чтобы во всех путях своей жизни, при всех предприятиях и начинаниях супруги имели перед собой закон Христов, начертанный в Евангелии. Обрученные жених и невеста становятся на одно “подножие” (на разостланный кусок материи) в знак того, что они должны будут разделять одинаковую участь во всем — как счастливую, так и неблагополучную, — всенародно перед крестом и Евангелием объявляют свое благое желание на вступление в брак, после чего начинается совершение самого венчания.

Когда жених и невеста перед лицем Самого Господа и перед всей Церковью выскажут взаимное согласие на вступление в брак, служитель алтаря Господня приступает к совершению венчания. Устами священника в трогательных молитвах Церковь вспоминает Самим Богом благословенные браки св. праотцов наших и призывает на брачующихся благословение Господнее, которого сподобились они; молит Всевышнего сохранить брачующихся, как сохранены были Ной в ковчеге, Иона во чреве кита и три отрока в печи Вавилонской, просит даровать новым супругам единомыслие душ и тел. Вместе с тем пастырь Церкви умоляет Господа помянуть не только самих брачующихся, а и родителей их, “зане молитвы родителей утверждают основания домов...”

Но вот настала важнейшая минута. На благословенную чету возлагаются венцы — знамения царской власти, и этим преподается молодым благословение становиться родоначальниками будущего потомства. Поскольку в древности венцами украшались головы победителей, возложение венцов на жениха и невесту служит для них как бы наградой за их целомудренную жизнь до брака. “Венцы, — объясняет свт. Златоуст, — полагаются на главах брачующихся в знамение победы,  для того, чтобы показать, что они, непобедимые страстью до брака, таковыми приступают и к брачному ложу. А если кто был уловлен сладострастием, отдал себя блудницам, то для чего ему, побежденному, иметь венец на главе своей?” При возложении венцов на жениха и невесту служитель алтаря Господня произносит тайнодейственные слова (“Венчается раб Божий... венчается раба Божия...) и, трижды (в честь святой Троицы) благословляя обоих, трижды же возглашает: “Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)!” “Господи! — как бы говорит этими молитвенными словами священник, — как эта чета украшена теперь венцами, так украшай брачный союз этот славой и честью”.

Так Церковь низводит на брачующихся благодать Всесвятого Духа, освящающую их супружество, рождение и воспитание детей. С этой ми-нуты жених становится му-жем своей невесты, невеста — женой своего жениха; с этой минуты они связаны нерасторжимыми узами брака, по непреложному слову Христа Спасителя: “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает” (Мф. 19, 6).

Священник А. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua