Православные храмы

Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Феофания

В первый раз источник в Феофании в XIX веке освятил святитель…

Свято-Троицкий собор на Троещине

Приходской храм Выгуровщины-Троещины. В ХІ — ХІІІ вв. между Троещиной…

Храм великомученицы Екатерины (на Лукьяновском кладбище)

С XIX в. на Лукьяновском кладбище был деревянный храм вмц. Екатерины.…
Публикации

Через “малую церковь” — к “тихой пристани”

Примеры того, как благочестивые супруги, прожив вместе долгие годы семейной…

В преддверии великого поста

На вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея…

Главный приоритет богословской науки — приведение человеческих душ ко Христу

4–7 сентября по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и…

Слово в защиту святого равноапостольного князя Владимира

Наверное, многим верующим приходилось слышать упреки наших заблудших братьев о том, что крещение Руси было волевым решением князя Владимира, и что многие крестились из страха перед правителем страны.

Другие говорят: наша страна стала православной в результате симпатий Владимира, а если бы он выбрал мусульманство или католичество, то, соответственно, и мы с вами были бы далеко не православными.

Некоторые вообще не склонны считать его святым, учитывая явно нехристианский характер его жизни до обращения.

Все эти стереотипы — результат работы неблагодарных Крестителю Руси историков, из угоды к советскому режиму сделавших из истории крещения русичей страшилку для интеллигенции. Православные историки до сих пор не могут понять, почему некоторые экскурсоводы Киево-Печерской Лавры так любят вспоминать про наложниц князя, но ничего не говорят о его чудесном прозрении во время крещения. При этом, заметим, оба факта изложены в одном источнике — “Повести временных лет” (Далее — “Повесть...”).

Итак, кем же был князь Владимир и за что его канонизировала Церковь?

Прежде всего — о наложницах и языческом периоде жизни. Действительно, “Повесть...” сообщает нам о том, что Владимир, будучи язычником, вел себя ...как язычник. При этом автор “Повести...” — христианин, монах, преподобный Нестор не только сообщает о том, кем был князь до крещения, но дает и нравственную оценку этому периоду его жизни — оценку крайне негативную. Тем не менее, прп.Нестору это не мешает завершить рассказ о жизни князя панегириком. Почему так? Очевидно, что мы имеем пример жизни, похожей (по схеме) на жизнь святой Марии Египетской, святого Варвара, преподобного Моисея Мурина — первая часть жизни проходит в тяжелых, смертных грехах, вторая — в преобразующем личность покаянии. И поэтому Церковь выносит свой суд не по тому, кем был человек, а кем стал человек. Христос Сам сказал, что блудницы и разбойники первыми идут в Царствие Небесное, и не осуждал раскаявшуюся блудницу и разбойника, висевшего по правую руку Его. Поэтому все упреки в адрес людей, канонизированных Церковью, являются фарисейством, ставящим человеческую злорадную справедливость выше Божьего милосердия. Бог простил этих людей и принял к Себе и никто не имеет права упрекать Его в этом.

Кем же стал князь после крещения? “Повесть...”(самый популярный источник для всех историков) говорит о том, что князь отменил смертную казнь во всем государстве, что он осуществлял социальную поддержку малоимущих, масштабы которой не знала ни до, ни после него Русь. Он не только приказал каждое воскресенье раздавать нищим и убогим пропитание, но заботился о том, чтобы те, кто не может прийти сам, получили свою помощь. Он начал строить храмы, развивал образование, всячески превращал полуварварскую страну в подобие высочайшей византийской цивилизации.

Интересна судьба самого князя. Младший сын Святослава от Малуши, он не имел права на престол. Как множество русских князей после него, он вообще мог умереть не дождавшись своей очереди после старших братьев или погибнуть в княжеской междоусобице. Тем не менее, Божий Промысел судил стать великим князем не Олегу и не Ярополку, а Владимиру.

Решение о крещении он принимал не единолично, а посоветовавшись с дружиной и выслушав рассказы послов, побывавших на службах католиков, мусульман, иудеев и православных. Не последнюю роль в выборе греческой веры сыграл и факт исповедания православия его бабкой — святой княгиней Ольгой, личностью для русичей необычайно авторитетной. И в этом мы тоже видим Божий Промысел, а не человеческий выбор.

После всех советов с дружиной, боярами, казалось бы, осталось только креститься. Но и после этого мы видим явное вмешательство Божье в события. Будучи уже в Корсуни (Херсонесе), князь, как повествует летопись, “заболел глазами”, т.е. или ослеп, или стал крайне плохо видеть. Его невеста, православная гречанка Анна, поняла, что болезнь послана Владимиру в наказание за его медлительность и нерешительность относительно крещения и посоветовала поскорее креститься.

Как только князь вышел из купели, он прозрел и в восхищении воскликнул: “Теперь только познал Бога истинного”. Увидела это и дружина его и тоже крестилась.

Т.е., еще до киевского крещения армия Руси приняла его — причем, заметим, абсолютно добровольно, вдохновленная чудесным прозрением своего кагана. Трудно предположить, что этот факт не был известен всем киевлянам и не впечатлил их — ведь они узнавали об этом не из СМИ, а из уст очевидцев. Поэтому мнение о принудительном крещении киевлян тоже выглядит предвзятым.

Само же крещение Руси продолжалось около полувека.  Христиане были на Руси до 988 г., конфликты с Римом были и до 1054 г., как и связи с Римом были и после этой даты. Таких примеров в истории несколько — после Переяславльской Рады 1654 г. между Московским царством и казаками были не только хорошие отношения, но и войны. Тот же переворот осенью 1917 г. еще не обеспечил победы большевикам, к их победе уместней отнести дату разгона Учредительного собрания (январь 1918 г.), ведь до этого сами большевики признавали власть этого собрания и называли себя Временным правительством.

Именно в связи с необходимостью очень мощной проповеди епископами на преимущественно языческие регионы Руси ставились люди чрезвычайные — печерские монахи, воспитанники преподобных Антония и Феодосия, которые могли приводить людей ко Христу не только словами, но и примером своей высокой аскетической жизни.

Мы знаем пример из истории, когда руководитель государства хотел изменить мировоззрение и религию. Один из египетских фараонов пытался сделать это, обладая всей полнотой власти у себя в стране. Он построил храмы своим выдуманным богам, заставлял всю знать исповедовать его религию. Но после его смерти жрецы и другие фараоны постарались сделать все, чтобы уничтожить следы его политики. Как мы знаем, совсем не так отнеслись потомки князя Владимира к православию. Два его сына — Борис и Глеб — стали святыми. А любовь к христианскому образованию и зодчеству князя Ярослава известна всем, и до сих пор упоминается историками и экскурсоводами.

Мы видим, что никакого принуждения не наблюдается, а только цепь чудесных событий, приведших и кагана, и его окружение к принятию веры. Добавим — к осознанному принятию, так как “Повесть...” повествует о том, что князь и послы проходили что-то вроде оглашения с помощью лучших катихизаторов Византии. А сказки о том, что крещение было насильственным, придуманы в советские времена историками-атеистами, искавшими возможности выслужиться перед безбожным режимом.

Влад ГОЛОВИН

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu