Православные храмы

Покровский храм Покровского монастыря

Первоначальный соборный храм Покровского женского монастыря…

Церковь великомученика Георгия Победоносца (у южного вокзала)

Молебен и закладка первого камня в основание стройки состоялись 4/17…

Храм Рождества Иоанна Предтечи (на Зверинецком кладбище)

На Зверинце существовало 2 кладбища: Зверинецкое кладбище…
Публикации

Служение милосердия невозможно без Евхаристии

Православная Церковь знает три образа служения Христу. Первый — в таинствах.…

Спасается ли человек одною верою или верою и делами?

Никогда этот спор, бессмысленность которого слишком очевидна пред светом…

Преподобный Шио Мгвимский

Преподобный Шио (Симеон) Мгвимский родился в VI в. в Антиохии Сирийской.…

Если бы Евангелия писали журналисты…

Сегодняшний человек живет в потоке информации. Мы постоянно узнаем о событиях, слушаем комментарии, знакомимся с мнениями и т.д.

Характерной особенностью является предельная лаконичность современной журналистики — новости необычайно легки для восприятия и запоминания. Вызвано это прежде всего большим количеством ежедневно обрабатываемой каждым человеком информации. Очень много пропускается и упрощается, иначе не только телезрители (радиослушатели, читатели)  не смогли бы запомнить, но и сами корреспонденты сошли бы с ума.

Но чем серьезней мы всматриваемся в прошлое, тем менее суетливым оказывается человечество. Во второй половине ХIХ века некоторые представители русской интеллигенции выражали опасения в связи с большим количеством выпускаемых журналов и сравнительно небольшим — книг. До появления книгопечатания вряд ли понятие “информационный голод” вообще могло появиться, по крайней мере в сегодняшних его масштабах, когда человек чувствует себя плохо, если два-три дня проведет без телевизора. Люди жили не спеша, понимая, что информация, которая нам действительно нужна, всегда найдет нас, а которая нам не нужна, только засорит воображение и память.

Писание говорит о том, что неверующие люди, считающие себя глубоко образованными и широко информированными, на самом деле самой важной информацией не обладают: “Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать” (1 Кор. 8, 2). Поче-му же так — ответ в следующем стихе: “Но кто любит Бога, тому дано знание от Него” (1 Кор. 8, 3).  То есть, предполагается совершенно другое отношение к информации и абсолютно другой способ получения — любовь к Богу, которая, как известно, прежде всего состоит в исполнении заповедей — “Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди” (Ин. 14, 15).

Известен типичный для древности случай восприятия информации — кто-то пришел к старцу и хотел узнать как спастись? Тот ответил: послушай Писание: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим”, старец хотел продолжить, но тот перебил, сказал, что ему достаточно, и ушел выполнять заповедь.

Cегодня мы выслушиваем сотни проповедей, читаем множество книг, но каемся намного хуже древних людей, чему служит свидетельством зло и несправедливость всего мира, в котором мы должны излучать свет Отца, что у нас не всегда хорошо получается.

Сами методы работы, способы подачи информации в наше время таковы, что могут правду исказить до безобразия, а ложь преподнести как “объективное изложение событий”. Способов для того много — подбор фактов, необходимых заказчику, умалчивание существенных деталей, ненавязчивое употребление оценочных прилагательных и т.д.

Евангелие, как все помнят, переводится как “благая весть”. В наше время это наверняка перевели бы как “хорошая информация”, “радостная новость”, “позитивное сообщение”. Учитывая тот информационный поток, который наблюдался на протяжении всего первого столетия, евангельские повествования были бы сокращены до нескольких сообщений в новостной ленте. Будучи сам журналистом, могу сказать, что пожар Рима и правление Нерона, новые войны империи, разрушение Иерусалима — вот это главные новости первого столетия. Им были бы посвящены исследования, телепередачи, написаны книги и т.д.

Та информация, которая кардинально изменила ход мировой истории, в освещении суетных журналистов могла выглядеть вот так:

В последнее время в провинции наблюдается необычайное астрономическое явление — яркая звезда в окрестностях столицы Иудеи —  Иерусалима. Это вызвало визит иностранных научных сотрудников и астрономов к еврейскому руководству провинции — царю Ироду. Согласно сведениям астрономов, именно эта яркая звезда является одним из признаков смены династии, в связи с чем царь обратился к ученым с просьбой доложить ему о результатах поисков будущего Правителя. В соответствии с информацией, распространяемой местным населением, астрономы нашли Того, Кого искали, но решили более благоразумным не докладывать об этом известному своей жестокостью и ревностью царю. По указанию имперской администрации Ирод вынужден был организовать чистки среди местного населения Иерусалимского региона, направленные в основном на граждан империи младше двух лет. Во избежание беспорядков или терактов чистки были осуществлены с привлечением действующих военных частей имперских вооруженных сил.

На окраинах империи появилось новое религиозное течение, представители которого утверждают, что Избавитель, предсказанный древними иудеями, уже явился в мир. Вопреки здравому смыслу они утверждают, что Сын Бога воплотился в человека, показывая тем самым свою крайнюю невежественность в духовной области. Лучшие представители творческой интеллигенции империи, как известно, ставят Всевышнего превыше мира, исполненного пороком. Адепты нового течения ведут активную проповедническую деятельность в Иудее и Галилее, но производят впечатление людей мирных и заботящихся о членах своих общин. Негативную реакцию они встречают только со стороны местной аристократии, в том числе духовенства, влияние которого уменьшают лидеры новой секты. Последние, согласно неподтвержденным данным, обладают некой магической властью, дающей им возможность совершать исцеления и предсказывать будущее.

Закончился судебный процесс в столице провинции Иудея — Иерусалиме. Из троих обвиняемых двое были оправданы, в соответствии с политикой империи уважать национальные и религиозные особенности народов, пожелавших вступить под покровительство Рима. К смерти был приговорен местный религиозный Деятель, с Личностью Которого низшие слои населения связывали большое количество сверхъестественных событий, имевших место в последнее время в этой провинции. Крайняя мера была употреблена по просьбе представителей иудейской интеллигенции и духовенства, считавших проповедника потенциальным претендентом на власть в провинции. Последнее прокуратор Иудеи Понтий Пилат счел плодом необоснованных религиозных предрассудков.

Правда, может быть, еще написали бы о воскресении четверо-дневного Лазаря, но в рубрике “очевидное—невероятное” и сопровождая убивающими фразами “согласно неподтвержденным данным”, “местные жители считают, что это было чудо” и т.д.

Но на большее евангельские повествования в интерпретации журналистов вряд ли смогли бы претендовать. Без Бога в голове светские журналисты сами принимают решения о том, ЧТО важнее знать читателям, и потому можно не удивляться, что сегодня мы встречаем так мало спасительной информации. Лучшую оценку сегодняшней журналистике дал Экклезиаст — “суета сует, — все суета” (Еккл. 1, 2). О том, насколько она губительна, знали не только преподобные отцы-пустынники, но и ветхозаветные праведники — Давид молился: “Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты” (Пс. 118, 37).

Не вдаваясь в аскетический анализ губительности суеты (см. статью свт. Игнатия Брянчанинова “О рассеянной жизни”), хочется сказать, просто по-житейски. В этом потоке новостей можно пропустить самое главное — призыв к покаянию и весть о спасении Христом человечества от греха и смерти. И закончить жизнь в этом потоке суеты. От чего да избавит нас Всемилостивый Господь.

Влад ГОЛОВИН

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu