Православные храмы

Храм Нерукотворного Образа Господня при Киевском Военном лицее им. И. Богуна

Храм в честь Нерукотворного Образа Господня был открыт в 1915 году…

Свято-Троицкий храм (при Институте фтизиатрии и пульмонологии НАМН Украины)

9 ноября 2015 года, по благословению Блаженнейшего Митрополита…

Колокольня Вознесенского Флоровского монастыря

Составная часть монастырского ансамбля XVIII—XIX вв. (ул.…
Публикации

Светлое Христово Воскресение

Среди всех христианских праздников Пасха Христова — самое радостное и…

Благословением Сергия Радонежского...

Битва на Куликовом поле стала переломным моментом в борьбе Руси за освобождение…

Не делайте из поста театра

Великий пост — это время, чрезвычайно благоприятное для самосовершенствования,…

Преподобного Ефрема Сирина слово о прекрасном Иосифе

С древности святые отцы Церкви в своих поучениях обращались к ветхозаветным сюжетам, находя в них множество параллелей и связей с Новым Заветом, усматривая в персоналиях ветхозаветных праведников прообраз обетованного Мессии, Его пришествия, крестной смерти и славного Воскресения.

Так, прп. Ефрем Сирин в своем “Слове о прекрасном Иосифе” вспоминает боголюбивого отрока, который “с юного возраста изображал собою два пришествия Христова, первое, бывшее от девы Марии, и второе, которым все приведено будет в трепет”.

Будучи младшим и любимейшим сыном патриарха Иакова, отличался он красотою добродетели. За это возненавидели его братья и продан был Иосиф ими в рабство в Египет. Там попал он в дом вельможи Пантефрия, который, видя благонравие Иосифа, поставил его управителем над домом своим. За то, что отверг юноша притязания госпожи своей, воспылавшей к нему страстью, оклеветанный, брошен он был в темницу. По прошествии же двух лет вознаградил Господь раба Своего за терпение его, наделил Он его даром провидеть и открывать другим волю Свою. Приведен был Иосиф пред лице фараона, так как говорили о нем как о человеке, могущем толковать сны. Фараон же, удивленный мудростью юноши, поставил его правителем над всем Египтом. И вот — приходят в Египет братья Иосифовы, чтобы добыть хлеба, так как наступил голод в земле Ханаанской. В страхе и трепете предстоят они пред правителем Египта, когда тот открывает им, что он — брат их, проданный в рабство. Но Иосиф, не помня зла, прощает своих обидчиков, вознаграждает щедрыми дарами и посылает к отцу со словами: “Скажите ему: сия глаголет сын твой Иосиф: сотвори мя Бог царем всего Египта; прийди, отец, в веселии сердца, чтобы увидеть мне ангельское лице старости твоей” (Быт. 45, 9).

Я, братия мои, называю его не только благолепнейшим, но и чудным юношей, источником целомудрия, совершенным победителем, дивным низложителем врагов. Почему и стал он образом будущего Господня пришествия.

Как Господь из Отчего недра послан к нам спасти всех нас, так и отрок Иосиф с отеческого Иаковлева лона послан был к братьям своим. И как жестокие Иосифовы братья, когда увидели приближающегося Иосифа, начали замышлять против него лукавство, хотя нес он им мир от отца; так и жестокосердые всегда иудеи, увидев Спасителя, говорили: “Действительно Сей есть Наследник, убьем Его, и наше будет все” (Мк. 12,7). Иосифовы братья говорили: “предадим его смерти, и избавимся от сновидений его”; таким же точно образом говорили и иудеи: “приидите, убьем Его, и удержим достояние Его” (Мф. 21, 38). Иосифовы братья, вкушая вместе пищу, предали брата, заклав его в своем произволении; таким же точно образом и мерзкие иудеи, вкушая паску, заклали Спасителя. Пришествие Иосифа в Египет означает сошествие Спасителя нашего на землю. И как Иосиф в чертоге попрал всю силу греха, приобретя себе светлый венец за победу над госпожой своей египтянкой; так и Господь наш, Спаситель душ наших, сошедши в ад, десницею Своей  рассыпал там все могущество самого несносного и неодолимого мучителя. Иосиф, когда победил грех, заключается в темницу до времени принятия им венца: так и Господь наш, чтобы взять на Себя весь грех мира, полагается во гроб. Иосиф в темнице провел двухлетнее время, живя там в великой безопасности; и Господь наш три дня пребывал во аде, как сильный, не потерпев истления. Иосиф милостиво изводится из темницы по приказу фараонову, и, как истинный образ Христов, без труда толкует значение снов и предвещает будущее обилие; Господь же наш Иисус Христос возбужден из мертвых собственной Своей силой, расхитил ад, в дар Отцу Своему приносит наше избавление, проповедует воскресение и вечную жизнь. Иосиф восседал на фараоновой колеснице, приняв власть над всем Египтом; и Господь наш, Царь прежде веков, на светозарном облаке восшедши на небеса, со славой восседает одесную Отца, превыше Херувимов, как Единородный Сын. Когда Иосиф царствовал в Египте, приняв власть над врагами своими, добровольно приводятся братья его к престолу обреченного ими смерти, приводятся, чтобы со страхом и трепетом поклониться тому, кого продали они на смерть, и в страхе поклоняются Иосифу, которого не хотели иметь царем над собой; Иосиф, узнав братьев своих, одним словом своим показал убийц; они же, узнав его, стояли, изумленные, в великом стыде, не осмеливаясь говорить, и вовсе не имея ничего в свое оправдание, вполне сознав грех свой, совершенный в то время, как продали его; тот, кого представляли они истлевшим в аду, внезапно оказался царствующим над ними. Так и в тот страшный день, когда Господь приидет на облаках воздушных, сядет Он на престоле Царства Своего, и связанные страшными Ангелами приведутся к престолу Его все враги Его, которые не хотели, чтобы Он царствовал над ними. Ибо беззаконные иудеи рассуждали тогда, что, если будет распят, то умрет как человек; не верили они, несчастные, что Он Бог, пришедший спасти души наши. Как Иосиф свободно сказал братьям своим, приведя их в страх и трепет: “...я —Иосиф, которого вы отдали в рабство, теперь царствую над вами, не желавшими того”, так и Господь в светозарном виде покажет Крест распявшим Его, и узнают они Крест и Сына Божия, распятого ими. Видите ли, как совершенно Иосиф являлся образом Сына Божия — Владыки своего?

Подготовила Лариса ХОМЕНКО

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu