Размышления перед Великим постом

Православные храмы

Храм Всех святых (храмового комплекса кафедрального собора Воскресения Христова)

Храм рассчитан примерно на 300 человек и возведен, как временный,…

Храм святителя Феодосия Черниговского (на Чернобыльской улице)

В 1986 году, сразу после аварии, жилой массив Беличи начал активно…

Вознесенская церковь на Демеевке

Приходской храм Демеевки (Голосеевский проспект, 54). Пригородное…

Публикации

Зачем нам страдания и скорби (Поучения современных подвижников благочестия)

“Почему Бог попускает, чтобы добродетельные люди терпели ужасные болезни?”

Митрополит Владимир: “В свой день рождения молюсь вместе с прихожанами”

Накануне своего дня рождения Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины…

“Жизненный путь Патриарха”. Слово Блаженнейшего Митрополита Владимира

“В трудные для Церкви периоды ее истории Господь промыслительно избирает…

Православная Церковь, как чадолюбивая мать, постепенно готовит верных своих ко вступлению во святой Великий пост.

Пост для истинного христианина — это прежде всего период великой духовной радости. Это время наиболее благоприятное для переосмысления всей своей жизни. По учению святых отцов, умеренный и разумный пост — основание и глава всем добродетелям: “Как дышать необходимо, так и поститься; пост, войдя в душу, убивает во глубине лежащий грех”, — говорит святой Паисий Величковский. Пост — это не просто отказ от определенных видов пищи или ограничение ее количества, но в первую очередь, оставление злых, худых дел и греховных помыслов.

Человек умирает не только физически, но и духовно. Пост же способствует нашему возрождению, нашему духовному воскресению. За две недели до начала Великого поста Церковь вспоминает евангельскую притчу о блудном сыне, который, оставив отца, скитался, претерпел много бедствий, но все же, пройдя через невзгоды и лишения, с покаянием вернулся в отчий дом. Под “блудным сыном” мы можем подразумевать человечество, которое отступило от Бога —Источника любви и добра, скитается в своих страстях и грехах и нуждается в возвращении через покаяние к Небесному Отцу.

Мы погибаем под тяжестью наших грехов и зачастую сами того не ощущаем. Именно поэтому хочется предложить вам прочесть проповедь архиепископа Серафима (Звездинского), погибшего в застенках НКВД в 1938 г., но не покорившего свой дух в угоду безбожникам. Надеемся, проповедь владыки Серафима поможет всем нам пристальнее всмотреться в себя, увидеть темные уголки нашей души, приведет к мысли об оставлении прежней греховной жизни.

Иисусе воскресший, воскреси души наша!

Жил один старец в пустынной келии. Другие отшельники, обитавшие в близлежащих келиях, проходя мимо его жилища,  постоянно слышали горькие слезы и плач. Огорчал их этот плач, и они часто советовались, как утешить старца и чем помочь ему. Однажды они решились постучать к нему, и, когда пустынник открыл дверь, спросили: “О чем ты так горько плачешь и стонешь, старец?”. Отшельник ответил: “Я плачу потому, что у меня есть дорогой, близкий покойник”. Пустынники ушли и стали рассуждать: “Какой же у него покойник? Отец у старца давно умер, мать тоже умерла, братьев и других родственников он оставил, кто же этот дорогой, близкий ему покойник?” И опять пошли пустынники к старцу, постучались в его келию, спросили: “Скажи нам, кто этот покойник, о котором  ты так горько плачешь?” И ответил старец: “Душа моя, вот мой покойник, о душе умершей плачу я”.

Други мои, умирает не одно тело, и душа умирает иногда. Св.Симеон Новый Богослов говорит о том, что бывает, когда умирает душа. Когда умирает тело, то его покидает душа и всякая деятельность тела уничтожается: очи перестают видеть, уши перестают слышать, руки — действовать, ноги — двигаться.

То же бывает, когда умирает душа: тогда покидает ее дух, божественная часть нашего существа. В это время очи наши внутренние перестают видеть чистые лики небожителей, слышать и понимать святые песнопения Церкви, обонять и воспринимать благодать Божию, ноги наши перестают двигаться по путям Божиим, руки — действовать на прославление Господа. И наша Церковь хорошо знает об этой смерти души, потому что в своих песнопениях она говорит об этом. В святой Великий пост поется: “Душе моя, востани, что спиши!” В каждый понедельник и вторник, которые по уставу полагается посвящать покаянию, Церковь тоже говорит в своих чудных песнях о покаянии. И как страшно для нас мертвое, разлагающееся, зловонное, пожираемое червями тело, и мы спешим бросить его в землю, закрыть его безобразие землей, так отвратительна для Ангелов и нашего Ангела Хранителя мертвая душа, покрытая червями-страстями.

Други мои, и в наш век культуры и цивилизации, в век великих открытий, сохранилась и та, и другая казнь. Многие из нас носят за плечами страшный труп, этот мертвец нашего времени — безбожие. Оно же есть и тот гад, который грызет внутренности наши, и с этими ужасными ношами ходят люди, потому что палач-дьявол творит над ними казнь. О, какая это отвратительная, какая невыносимо ужасная пытка!

Если бы, други мои, пошли вы на кладбище и все похороненные там встали бы из могил и окружили бы вас, бродили бы бледными тенями вокруг вас, не дрогнуло бы ваше сердце? Не захотелось бы разве вам убежать от этого зрелища? А мы часто ходим среди живых мертвецов. Разве неверующие не мертвы? Но мы должны заглянуть в свои души, не мертвы ли и они тоже? Не приложимы ли к нам слова апокалипсиса Иоанна Богослова: “Ибо ты говоришь: “Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг”(Откр.3,17).

Так и нам кажется иногда, что мы живы, а на самом деле душа наша мертва от грехов, потому что грехи умерщвляют дух Божий в нас. Вот почему нам всем нужно взывать: Иисусе воскресший, воскреси души наша!

Подготовил иеромонах ФИЛАРЕТ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me