Православные храмы

Храм великомученицы Варвары (в поликлинике на Березняках)

На Подоле, на Покровской улице, была церковь вмц. Варвары. Она…

Храм сорока мучеников Севастийских (в 5-й больнице Святошинского района)

Первая служба (молебен с водосвятием) была совершена 9/22 марта 1999…

Свято-Троицкая церковь Ионинского монастыря

Первую деревянную Свято-Троицкую церковь в 1864 г. построил насельник…
Публикации

Мы посланы Богом в этот мир постигать истину

Cвятых апостолов Петра и Павла Православная Церковь называет первоверховными.…

Зверинецкий монастырь. Древнейшая монашеская обитель на Руси

Как известно, в память крещения Руси и низвержения языческого идола Перуна…

Князь, который равен Апостолам

Словами святого псалмопевца Давида Православная Церковь отмечает славный подвиг…

Флоровский монастырь: под игом “охраны памятников”

В Киеве, на древнем Подоле у подножия Замковой горы, находится одна из жемчужин Церкви — Свято-Вознесенский Флоровский монастырь. Двойное название монастырь получил из-за того, что в 1712 году в число насельниц монастыря Флора и Лавра вошли инокини упраздненной Вознесенской обители, которая находилась напротив врат Киево-Печерской Лавры.

История Флоровской обители восходит к ХIII веку. Хотя первое известное письменное свидетельство — грамота польского короля Сигизмунда II Августа — относится к 1566 году. Среди флоровских подвижниц известны Александра Мельгунова, получившая в видении указание Божией Матери основать в России четвертый удел Пречистой на земле — Серафимо-Дивеевскую обитель, блаженная Ирина Зеленогорская, духовная поэтесса игумения Парфения, инокиня Елена.

В этой обители произошло первое чудо (исцеление глухонемой девочки) от хранившейся здесь в 1961–1992 годах великой киевской святыни — иконы Божией Матери “Призри на смирение”, ныне хранящейся в Свято-Введенском монастыре. Руководит жизнью обители игумения Антония (Филькина).

Именно Флоровскому монастырю довелось первому начать в 90-х годах бесконечные тяжбы с тогда еще советским государством за возврат церковной собственности. Эти тяжбы продолжаются и поныне. Почти десять лет понадобилось Флоровским матушкам для того, чтобы вернуть монастырю оскверненный, изуродованный храм иконы Казанской Божией Матери. Восстановили, вернули своими силами ему исторический облик. Со стороны властей, естественно, ни слов извинений, ни тем более помощи никто не дождался. А рядом с Казанским храмом, под толстым слоем асфальта замурованы свидетельства еще одного преступления советской власти. Преступления, за которое ответственность переносится и на власть нынешнюю.

Рассказывает секретарь игумении Антонии матушка Феодосия: “Под этим слоем асфальта возле Казанского храма лежат останки множества людей. Здесь захоронены игуменьи монастыря, священство, Мария Магдалина Мазепина и воины, около 500 человек, защищавших Киев во время Великой Отечественной войны. Монахини Серафима и Александра прятали раненых красноармейцев на чердаках и в подвалах Казанской церкви. Но один полицай их предал и Серафиму с Александрой порубили на куски, а всех воинов, которые прятались в монастыре,  расстреляли и тут же похоронили в братской могиле. На могиле стоял большой черный крест. Это кладбище существовало еще в 60-е годы. Потом его забрали под протезный завод, а Казанскую церковь превратили в фабричный цех. С кладбища сняли надгробия и закатали асфальтом. А территорию передали протезному заводу. Мы подняли документы и оказалось, что даже в 1960 году у протезного завода не было официальных бумаг на эту землю. Это был самозахват. В 1990 году городская администрация приняла решение о передаче нам этой земли. Есть все документы от всех инстанций, чтобы передать монастырю эту землю, и в тоже время ничего не делается. Все как будто за, но ничего не происходит. В чем же секрет? В том, что Управление по охране памятников, во главе с Русланом Кухаренко, не хочет передавать эту землю монастырю. Из-за них мы даже не можем получить документы на нее.

С 1999 года тянется эта волокита.

Еще одна проблема в том, что в непосредственной близости от восстановленной нами Казанской церкви расположены цеха протезного завода с работающими станками. Такая вибрация рядом с церковью недопустима, она может разрушить храм. Протезный завод предлагает, чтобы монастырь построил для него павильон в другом месте, и тогда они освободят территорию монастыря. Но это — несколько миллионов гривен, которых у монастыря нет”.

Да и почему, собственно, Флоровский монастырь должен искать место для завода, который был вселен на монастырскую территорию? Это забота государства, которое обязано восстановить историческую справедливость. Не может монастырь возвратить и другое свое кладбище, которое находилось на Замковой горе и где стояла Троицкая церковь. Эту землю монастырю городская администрация просто не хочет возвращать, видимо имея на нее какие-то свои планы. А пока, уже более десяти лет, здесь происходят сборища и жертвоприношения сатанистов (это в непосредственной близости от православного монастыря!), собираются бомжи и уголовники и периодически происходят жестокие убийства. Монахини этой горы уже просто боятся, но не имеют права даже поставить забор, который бы оградил их от сатанистов.

Самое  неприятное во всей этой истории то, что больше всего вреда монахиням приносит организация, которая должна была бы им помогать, а именно — Главное управление охраны памятников истории, культуры и исторической среды г. Киева во главе с Русланом Кухаренко. Вместо того, чтобы помочь восстановить историческую справедливость, эта организация всячески препятствует монастырю.

В недавнем интервью одной из киевских газет на вопрос о том, чтобы он мечтал сделать для Киева, Руслан Иванович Кухаренко высокопарно ответил: “Возродить в Киеве как можно больше очагов духовности. Церквей, соборов, храмов. И сделать так, чтобы каждая дорога в центре старого Киева, как испокон веков, вела к Храму. Ведь, как сказал Андрей Первозванный: “На этих горах воссияет благодать Божья и будет град великий, и много церквей воздвигнуты будут”. А благодать, это та же гармония — в городе, в семье, в мыслях и в наших душах...” К сожалению, практика показывает другое...

Вся эта грустная история указывает на то, что за годы независимости ничего не изменилось, мы по-прежнему живем во власти чиновников, озабоченных чем угодно, но только не благом страны, города или отдельного человека. И это иго ничем не лучше монголо-татарского.

Святослав РЕЧИНСКИЙ, история Киева

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu