Православные храмы

Храм Боголюбской иконы Божией Матери (в детской инфекционной больнице)

Первый молебен служили 10 / 23 февраля 2009 г. Первую Литургию…

Свято-Троицкий собор на Троещине

Приходской храм Выгуровщины-Троещины. В ХІ — ХІІІ вв. между Троещиной…

Храм иконы Божией Матери «Виленская-Остробрамская» (в больнице водников)

История прихода берет свое начало в 2002 году, когда по благословению…
Публикации

Герой Великой Отечественной войны пожертвовал свою пенсию на восстановление собора

"Если бы я был богат, как когда-то мой отец,- сказал ветеран, - я так же, как и…

Празднование Успения Божией Матери в Киево-Печерской Лавре

28 августа, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, Предстоятель…

Фестиваль “Пасха красная”

В понедельник Светлой седмицы, 9 апреля, по благословению Митрополита Донецкого…

Много может молитва праведника

День памяти великого угодника Божия Иринарха (13/26 января) отмечен не во всяком церковном календаре. Почему одни имена праведников Божиих известны даже нехристианам, а другие, не менее славные, порой не все воцерковленные люди знают — нам  не ведомо. На все воля Божья...

13 января в 1616 году тихо почил затворник ростовский Иринарх. После него осталось “трудов” праведных: сто сорок два креста медных, семь трудов плечных, железная цепь в двадцать сажен, железные пута ножные, восемнадцать медных и железных оковцев, которые он носил на руках и на груди, связни, носившиеся на поясе, весом в один пуд, палка железная, которой он смирял свое тело и прогонял бесов. Строгость его аскезы превосходит всякое воображение.

Шести лет не было ему, когда он сказал матери: “Вырасту — монахом стану. Буду железа носить”. А возрастал Илия во времена Иоанна IV, Грозного. В Борисо-Глебский монастырь, находящийся на пути между Ростовом и Угличем, пришел он уже тринадцатилетним и в 1578 году принял иноческий постриг с именем Иринарх. В этом же году родился князь Дмитрий Михайлович Пожарский. В следующем — была обретена Казанская икона Божией Матери. Ее достала из земли девятилетняя девочка Матрона в месте, указанном ей во сне Самой Богородицей, а сопровождал икону в церковь скромный, пятидесятилетний священник Ермолай, которому судил Бог стать в скором времени святителем Ермогеном.

Иринарх сначала нес послушание в пекарне, потом — звонарем на колокольне. Звонил, когда в 1584 году предал дух свой Всевышнему грозный царь Иоанн; звонил, когда взошел на престол его сын Феодор “блаженный”, женатый на Ирине Годуновой; звонил, когда правителем государства стал ее брат Борис. Ночи проводил в бдении и молитве, засыпал на короткое время. День ото дня Иринарх усиливал подвиги. Однажды, желая из сострадания отдать босому страннику свою обувь, испросил он у Бога теплоту ногам и стал ходить босой. Но вот начались гонения со стороны игумена, нападки и издевательства со стороны братии. Все сносил, но когда игумен удалил его на работы вне стен обители, ушел в другой монастырь, так как отлучения от храма Божия вынести не смог. Сначала в Авраамиев Богоявленский, потом в ростовский монастырь св. Лазаря, где в уеди-ненной келье провел 3,5 года.

Незадолго до этого пришел к Иринарху в монастырь св. Лазаря юродивый Иоанн по прозванию “Большой колпак”. Он посоветовал затворнику носить кресты и сказал пророческие слова: “Бог даст тебе коня, и на том коне никто, кроме тебя, не сможет ездить. Вскоре за беззакония Господь нашлет на русскую землю иноплеменных. И они подивятся великому терпению твоему и подвигам; меч их тебе не повредит, и они прославят тебя более верных...”

Иринарх скорбел об оставленном им монастыре свв.Бориса и Глеба, в котором начинал спасаться. Он молился святым страстотерпцам и однажды во сне увидел их подходящими к Лазареву монастырю. На его вопрос: “Далече ли?”, они отве-тили: “За тобой, старец, идем. Пора тебе возвращаться в наш монастырь”. Разбудила Иринарха молитва старца Ефрема, стоящего у окна кельи. Старец пришел за ним по благословению игумена Борисо-Глеб-ского монастыря, который был основан в 1363 году по благословению преподобного Сергия Радонежского. Вернулся Иринарх в Борисо-Глебский монастырь с веригами на плечах и оковами на ногах. Приковал себя трехсаженной цепью к березовому комлю, служившему ему стулом, и 13 лет никуда не выходил.

Неподалеку от монастыря, в городе Угличе, 15 мая 1591 года произошло то, что стало причиной великой смуты на Руси — убийство законного наследника престола царевича Димитрия.

7 января 1598 года со смертью царя Феодора закончилось правление великой династии Рюриковичей. Земский собор единодушно избрал царем Бориса Годунова, который беззаконием своим превзошел Грозного. Каждый день Иринарх прибавлял тяжестей (он называл их трудами): одел вериги на грудь, железное путо — на шею, железный обруч — на голову, железная цепь выросла до девяти саженей. На шее висело “ожерелье” из 142 железных и медных крестов. Творя молитву, он бил свое тело железной палкой, а на правую руку и пальцы надевал оковцы, чтобы тяжелее давалось крестное знамение во свидетельство веры.

Он, затворник Ростовский, творит молитву за грехи людей, грехи царя и Отечества, приносит себя в жертву, сораспинаясь со Христом. Вот почему усиливается его подвиг, тяжелеют его “труды”, тогда как умножаются беззакония. “Господи, прости им, — и подвигами, и молитвами вопиет святый, — будь милостив к нам, грешным”.

Впервые покинув свой затвор, Иринарх во сне увидел объятое огнем Московское царство... Всю страну охватывал взглядом преподобный, и вся она была пленена Литвой и выж-жена... Церкви разорены. Из огня и дыма неслись голоса зовущих на помощь. Проснувшись в слезах, он увидел свою келью полной света и услышал голос: “Поди к Москве и поведай, что все так будет”. Шуйский, правитель московский, с трепетом выслушал пророчество, а также наставление: “Стой за веру Христову, государь, мужеством и правдой...”

Буря не утихала, разрастался слух, что убиенный царевич Димитрий жив. Тогда царь и Собор положили принести всенародное покаяние, но погрязшей в страстях Руси предстояло очиститься от них многими скорбями. Весной 1608 года вблизи Москвы появились польские отряды, приглашенные Лжедимитрием II, прозванным Тушинским вором. В это время цепь у Иринарха стала в двадцать сажень длинной. Не обошли поляки и Борисо-Глебский монастырь. Они принуждали преподобного молиться за своего короля и Лжедимитрия, но старец отвечал: “Я на Руси рожден, на Руси крещен, за русского царя и Богу молюсь”. Доложили Яну Сапеге. Тот сам решил поглядеть. “Как терпишь ты, старче, такую муку в темнице?” “Для Бога терплю, — ответил Иринарх, — а ты, пан, попадай домой”. “Велика правда в батьке”, — сказал Сапега и не велел грабить монастырь.

Когда боярская дума решила предложить престол сыну польского короля Владиславу, патриарх настоял, чтобы тот принял православие, прекратил связи с Папой. Но король требовал унии. К этому времени Иринарх носил на себе уже 161 килограмм “праведных трудов”. Еще раз пришли поляки в Борисо-Глебский монастырь. Тех, кто приходил в келью, преподобный благословлял возвращаться в Польшу. Так сбылись слова юродивого Иоанна: “Они прославят тебя более верных...” Обиды блаженный старец терпел от своей монастырской братии. Новый игумен Симеон отобрал у старца все съестные припасы и приказал вместе с братией являться в церковь и на трапезу, а ведь он с большим трудом передвигался и по келье. Четверо схватили затворника под руки и поволокли на улицу, а игумен с пятью помощниками тащили следом двадцатисаженную тяжелую цепь. Выломали Иринарху руку и в цепях бросили возле церкви. Молясь Господу, он пролежал 9 часов. Тогда явился ему юноша в светлых ризах и сказал: “Услышал Бог молитву твою и терпение твое: если испросишь чего, будет дано тебе!”

А в это время в Нижнем Новгороде под предводительством князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина собиралось народное ополчение, вовлекая все новые и новые города и силы на борьбу против захватчиков. Великий старец и человек Божий Иринарх всех благословлял идти в Ярославль на подмогу. Князю Пожарскому послал в благословение просфору и велел идти под Москву, “не боясь измены”. “Увидите славу Божию”, — наказывал он. Тогда без страха поднялась и пошла рать к Москве. Когда остановились в Ростове, Пожарский и Минин пожелали лично взять благословение и у старца. Загремев цепями, поднялся с крестом в руках навстречу воинам: “Дерзайте. Не страшитеся ничего! Бог вам в помощь!” Воодушевленные войска быстро двигались к Москве. 22 октября 1612 года зазвенели московские колокола, возвещая о штурме Китай-города. Герои-освободители вошли туда с Казанской иконой Божией Матери, которая на всем пути до Москвы находилась в русском стане, и поклонным крестом Иринарха.

День освобождения Москвы, венчавший ратный подвиг народного ополчения Минина и Пожарского, можно по праву назвать и венцом духовного подвига великого угодника Божия Иринарха. Помните, как Господь сказал ему: “Если испросишь чего, будет дано тебе”. Мы наверно знаем, о чем молился и чего просил у Бога великий святой. Ныне его нетленные мощи покоятся под спудом в ростовском Борисо-Глебском монастыре. Будем помнить тех, кто не дает нам забывать о Боге и поминает нас перед Престолом Всевышнего.

Преподобный отче наш Иринарше, моли Бога о нас!

Ольга МАВРИНА

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu